Механизм межбанковского сотрудничества и Пул валютных резервов
Несмотря на заявления президента РФ, в итоговых документах форума ни о создании новой валюты, ни о карте «Мир», ни об использовании СПФС ничего не говорится. Однако в декларации XIV саммита БРИКС есть два положения, которые касаются международной финансовой системы и механизмов финансового взаимодействия стран-участниц.
В пункте 49 говорится: «Мы призываем Механизм межбанковского сотрудничества (ММС) БРИКС продолжать играть важную роль в поддержании торгово-экономического сотрудничества стран БРИКС и приветствуем подписание нового Меморандума о взаимопонимании между банками — членами ММС БРИКС и Нового банка развития».
А в пункте 42 сформулировано следующее утверждение: «Мы признаём важность укрепления механизма Пула условных валютных резервов (Пул), который способствует упрочению глобальной системы финансовой защиты и дополняет существующие международные валютно-финансовые механизмы».
Соглашение о создании пула было подписано 15 июля 2014 г. в рамках саммита БРИКС в Бразилии. Объём пула первоначально составил 100 млрд долл., из которых 41 млрд долл. вносит Китай; Россия, Индия и Бразилия вносят по 18 млрд долл., Южная Африка — 5 млрд долл. Целью создания пула было провозглашено оперативное реагирование на резкие колебания валютных рынков и страховка на случай дефицита долларовой ликвидности у стран-участников.
Будет ли юань положен в основу резервной валюты БРИКС?
На нынешнем саммите страны БРИКС договорились о расширении числа участников пула и о соответствующем перераспределении его долей. «Мы ожидаем успешное завершение пятого тестового запуска Пула в конце 2022 года», — говорится в документе.
Можно предположить, что использование СПФС будет продвигаться в рамках Механизма межбанковского сотрудничества (ММС) БРИКС. Но многие финансовые эксперты не видят особого смысла для зарубежных банков присоединяться к системе расчётов в системе СПФС, аргументируя это тем, что SWIFT привычнее. А если вдруг понадобится другая система обмена сообщениями, то её нетрудно создать с нуля. И будет естественнее, если создавать эту систему будет Китай, который обладает самой мощной экономикой в БРИКС и самым большим внешнеторговым оборотом. Юань уже широко используется в торговле с целым рядом стран Юго-Восточной Азии и Африки, и его постепенное превращение (однако не в самом ближайшем будущем) в мировую резервную валюту считают неизбежным даже в США.
Если же говорить о странах БРИКС, то использование юаня в качестве общей валюты для расчётов между странами блока представляется пока маловероятным. Трудно себе представить, как на это согласится Индия. Да и позиция Бразилии по этому вопросу пока не определена. Единственное, что говорит в пользу юаня, — огромный профицит внешней торговли Китая, а значит, его возможность осуществлять серьёзные инвестиции. Но в Индии вряд ли дадут таким инвестициям зелёную улицу.
Минусом юаня является и то, что его курс определяется Банком Китая, а не формируется в результате прозрачной рыночной процедуры. С формальной точки зрения юань уязвим для критики даже сильнее, чем рубль в нынешней ситуации. США давно критикуют власти КНР за искусственное манипулирование курсом своей национальной валюты. У США в этом свой интерес. Но и для других торговых партнёров Китая (и шире — участников экономического сотрудничества в рамках БРИКС, если бы юань стал основой межгосударственных расчётов в рамках этого блока) риск изменения курса юаня из-за политического решения представляется источником совершенно излишнего риска.
Кому больше нужны платежи не в долларах
Пока для Китая и для Индии (не говоря уже о Южной Африке или Бразилии) основные торговые партнёры находятся за пределами БРИКС, их желание уйти от использования долларов будет оставаться умеренным.
В этом смысле положение России заставляет её быть лидером в постановке этого вопроса в повестку дня. В условиях всё более ужесточающихся санкций вопрос поиска альтернативных каналов поставки необходимого импорта приобретает для России особое значение. А США пытаются перекрыть эти каналы, воздействуя на потенциальных торговых партнёров России угрозами вторичных санкций.
Опыт Ирана в преодолении такого рода санкций показывает, что американцам удаётся вычислить по финансовому следу даже самые запутанные схемы и наказать фирму-поставщика продукции или услуги.
Показателен пример сингапурской компании CSE TransTel Pte Ltd, которая в 2010–2012 гг. выполняла заказы на поставку и установку телекоммуникационного оборудования для газового месторождения «Южный Парс» в Персидском заливе, электростанции «Южный Парс» в Ассалуйе и нефтяного месторождения «Решадат» в Персидском заливе (эксплуатируется Иранской морской нефтяной компанией). Это было в период действия санкций против Ирана. И хотя TransTel использовала запутанную систему транзакций, OFAC (Управление по контролю за иностранными активами — Office of Foreign Assets Control — структура Минфина США, выполняющая функции финансовой разведки) в 2017 г. установила, что сингапурская компания с 4 июня 2012 г. по 27 марта 2013 г. осуществила 104 перевода денежных средств на общую сумму 11 111 812 долл. со своего счёта в банке, деноминированного в долларах США.
OFAC наложила на TransTel штраф в размере 38 181 161 долл., но затем в результате мирового соглашения сумма была снижена до 12 027 066 долл. Компания была вынуждена отдать не только свою прибыль, но и заплатить штраф, превышающий весь объём выручки.
А самый большой штраф за нарушение антииранских санкций заплатил в 2014 г. французский банк BNP Paribas. OFAC наложила на банк штраф был в размере 8,9 млрд долл., а платёж по досудебному соглашению OFAC с BNP Paribas составил 963 млн долл.
Именно угроза вторичных санкций и является основным инструментом США, с помощью которого они пытаются заставить работать ограничения. Государства, уже находящиеся под санкциями, могут вести между собой взаиморасчёты в национальных валютах. Но страны, пока не отлучённые от долларовой системы, опасаются попасть под раздачу и осторожничают в сотрудничестве с подсанкционными странами.
Появление новой межгосударственной валюты стран БРИКС в совокупности с независимой от США и Запада межбанковской системой передачи финансовых сообщений (СПФС) поможет сделать обход санкций гораздо менее отслеживаемым.
___
Если позиция РФ в вопросе создания независимого от США платёжного контура в БРИКС найдёт понимание, то новая валюта должна стать именно общей, базирующейся на пуле валют стран, участвующих в её создании. К тому, чтобы БРИКСовский аналог SWIFT работал на основе российской СПФС, тоже нет явных препятствий. Главное — уверенность стран-участниц этой системы в том, что данные из неё не утекут финансовой разведке США. Кроме того, важно, чтобы решение о введении новой валюты и новой системы передачи межбанковской информации было общим. Тогда у США не останется возможности ввести санкции против банков, использующих уже не российскую, а общеБРИКСовскую СПФС.
Естественно, процесс подготовки к установлению новой валюты будет максимально непубличным, чтобы у США не было возможности влиять на страны — участницы БРИКС по отдельности.
https://journal.open-broker.ru/
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
