Сербская экономика входит в зону турбулентности » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Сербская экономика входит в зону турбулентности

10 июля 2022 Блинов Сергей
Какой она из неё выйдет, во многом зависит от искусства и воли президента Александра Вучича.

Сербия вползает в кризис

Несмотря на отчаянные усилия президента Вучича отстоять для Сербии дешёвые нефть и газ, сербская экономика хоть и медленно, но вползает в зону кризиса. «Сезонно-сглаженные квартальные данные свидетельствуют, что экономика Сербии уже сжалась на 0,5 процента по сравнению с расширением на 1,6 процента в прошлом квартале»,- сообщило авторитетное экономико-статистическое агентство TRADING ECONOMICS.

Таким образом, семь лет экономического подъёма, обеспеченных после стагнации 2009-2014 гг. ворвавшимся в 2014 году на политический Олимп молодым и энергичным премьером, а с 2017 года - президентом Александром Вучичем, заканчиваются. И, если не произойдёт чуда, то к концу года скрывающаяся пока в облаках статистических данных рецессия станет явной и зримой.

Впрочем, если кто в Сербии и способен сегодня творить чудеса, то это именно что Александр Вучич.

Сербская экономика входит в зону турбулентности

Президент Сербии Александр Вучич

Он - признанный мастер нестандартных и неожиданных как для публики, так и экспертов решений. Тем более что внимательный анализ макроэкономических данных показывает, что экономика Сербии сравнительно с другими странами Европы находится в хорошей форме и отлично сбалансирована. Хорошо развитые горнодобывающий и аграрный секторы экономики вкупе с традиционно сильной инженерной школой (одно имя Николы Тесла чего стоит) обеспечивают маленькой Сербии относительную устойчивость к превратностям конъюнктуры мировых рынков. А в фундаменте энергетики страны - предусмотрительно ограждённая Вучичем от «зелёного поветрия» старомодная, но железобетонно надёжная угольная отрасль.

В чём причина?

Почему же, при всех козырях относительных экономических преимуществ, сербский локомотив вдруг замедлил свой бег и грозит к концу года остановиться? Главная причина - в стране неожиданно прекратил расти совокупный платёжеспособный спрос. Иначе говоря, население и предприятия Сербии «вдруг» перестали богатеть: если до весны прошлого 2021 года реальная (то есть, поправленная на инфляцию) денежная масса сербской экономики росла со скоростью до 30% в год, то весь оставшийся 2021 год темпы её роста неуклонно падали - до 4-5% в январе-феврале 2022 года. А к маю и вообще ушли в минус: совокупный платёжеспособный спрос сербской экономики рухнул на 8,5% в годовом исчислении.

Характерно, что ровно так же, по тому же сценарию, падал совокупный платёжеспособный спрос и в кризисных 2008-2009 годах. (И тогда сербской экономике пришлось долгих пять лет ждать, когда к власти придёт Александр Вучич и сможет перезапустить мотор экономического роста.)

Об ошибках

Что же стало триггером нынешнего кризиса? Приостановка роста совокупного платёжеспособного спроса сербской экономики началась задолго - практически за год - до событий на Украине. И спровоцировали её обидные ошибки дотоле безупречно проведшего страну через пандемию центрального банка страны - Народного банка Сербии во главе с авторитетным специалистом, Йоргованкой Табакович.

Что же это были за ошибки?

Во-первых, весной 2021 года в Сербии стали быстро расти цены, а деньги, соответственно, обесцениваться. Но Народный банк этот инфляционный всплеск проморгал. И банковскую ставку, чтобы защитить стоимость денег и придушить инфляцию (рост цен) в зародыше, вовремя не поднял. Опомнились в Банке Сербии только через год, в апреле 2022 года, когда темпы инфляции выросли более чем в 5 раз: с менее чем 2% в марте 2021 года до 10,4%.



И всё равно ставку банковскую подняли робко, всего лишь на полпроцента, с 1% до 1,5% (позже - до 2,5%). Что защитить деньги населения и предприятий от обесценения никак не способно.

Во-вторых, в Банке Сербии ошибочно решили, что, если цены в Сербии и растут, то растут из-за того, что денег в сербской экономике после пандемии стало слишком много (то есть, население и предприятия слишком разбогатели и платёжеспособный спрос слишком велик). Банк, опять же ошибочно, принялся замедлять прирост денежной массы экономики — и, к сожалению, преуспел в этом: темпы роста номинальной денежной массы с 36% в июне 2020 года и 17% в ноябре 2021 года к маю 2022 года снизились до мизерных 1%.

Инфляция же, напомним, подскочила к маю до 10,4%. То есть, инфляция съедает денежную массу экономики в 10 раз быстрее, чем её наращивает банковская система страны.

Совокупный платёжеспособный спрос сербской экономики, соответственно, автоматически стал съёживаться. И в целом здоровая и хорошо устроенная сербская экономика послушно замедлила свой бег. А к концу года усилиями Банка Сербии рискует и вовсе остановиться.

Что делать

Чтобы экономика снова стали расти, нужно, чтобы её совокупный платёжеспособный спрос снова рос. Иначе говоря, сербы - и домохозяйства, и предприятия - должны «не затягивать пояса» и не влазить в долговую кабалу якобы дешёвых кредитов, а, наоборот, богатеть. И самое разумное, что государство может здесь сделать - это:

1. Быстро погасить инфляцию, сжигающую сербские доходы и сбережения. Для чего банковскую ставку следовало бы решительно, за 2-3 шага, сделать реально положительной, то есть, заметно выше инфляции. Конечно, те граждане и предприятия, у которых сегодня есть возможность кредитоваться под реально сильно отрицательную - минус10% годовых! - ставку и расплачиваться с банками в будущем сильно полегчавшей монетой, будут очень недовольны. Но зато деньги всех остальных граждан и предприятий прекратят обесцениваться. И, подсказывает опыт, автоматически укрепится динар, так что исчезнет нужда тратить на его поддержку золотовалютные резервы страны. (ЗВР Сербии с сентября 2021 по май 2022 года уже сократились на 17%, с 16,8 до 13,9 млрд. евро.)

2. Параллельно с подавлением инфляции высокой ставкой государству следовало бы не допустить дефицита ликвидности и начать массированно вливать подорожавшие динары в экономику, для чего:

Банк Сербии, например, мог бы обратиться наконец к политике количественного смягчения (QE) и активно скупать акции и облигации сербских компаний на открытом рынке на свежеотчеканенные, но полновесные (инфляция-то подавлена) динары.

Если повышение ставки выше уровня инфляции будет грозить излишне укрепить динар, Банк Сербии сможет на новые динары возобновить скупку евро и долларов у сербских предприятий и населения и снова наращивать свои международные резервы и/или активнее погашать внешние долги. Что, несомненно, положительно скажется на инвестиционном рейтинге страны и желании в неё инвестировать.

Правительство же Сербии на свежеотчеканенные динары Народного банка могло бы закупать у сербских производителей как можно больше зерна, меди, серебра, редкоземельных металлов в государственные резервы. В свете нарастающей неустойчивости мировой торговли старая мудрость, что запасливый нужды не терпит, может внезапно приобрести очень актуальное звучание. А сербская экономика в любом случае получит дополнительный приток необходимой для роста ликвидности.

Так что объективные возможности для нового цикла экономического роста у Сербии есть. И если их не видят пока в кабинетах Народного банка, вовсе не значит, что ими не воспользуется самый, пожалуй, талантливый политик современной Европы Александр Вучич.

_____

Благодарю моего товарища, который просил не называть его имени, за помощь в подготовке текста.

_____

Дополнительные иллюстрации





(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter