Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Джентльмены вновь предпочитают мусорные бонды » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Джентльмены вновь предпочитают мусорные бонды

Рынки junk-bonds, мусорных облигаций, стали альтернативой традиционным рынкам банковского кредитования, однако инвесторов здесь поджидают массовые дефолты. Россия может стать исключением
22 сентября 2009
Рынки junk-bonds, мусорных облигаций, стали альтернативой традиционным рынкам банковского кредитования, однако инвесторов здесь поджидают массовые дефолты. Россия может стать исключением.

Дефолты, заемщиков второго и третьего эшелонов, с низким рейтингом будут лихорадить экономику еще несколько лет даже при условии, что крупных банкротств в ближайшее время не случится. Банки, купившие высокодоходные, но некачественные долги, сформировали резервы под них, объем которых исчисляется сотнями миллиардов долларов. Они могли бы, но не попадут в экономику. Однако рынок junk-bonds буквально ожил в последние несколько месяцев: с одной стороны, корпорациям отчаянно нужно деньги, а в банке получить кредит и труднее, и дороже, с другой – радужные прогнозы о конце рецессии вновь приводят к потере осторожности среди инвесторов.

Согласно отчету Bank of America Merrill Lynch, к 2013 году 40% американских выпусков высокодоходных (high-yield) облигаций или как их еще называют junk-bonds, окажутся в дефолте. При том, что «обычный» - во время предыдущих двух рецессий – суммарный пятилетний дефолтный рейтинг junk-bonds составлял 30%. «Как только государственная помощь корпорациям начнет ослабевать, дефолты будут все чаще», - объясняют эксперты из Merrill Lynch.

В августе в США текущий дефолтный индекс junk-bond вырос с июльских 9,4 до 10,2%, к следующему июлю он, по прогнозу Standard & Poor's, достигнет почти 14%. Ранее наивысший дефолтный индекс был зафиксирован во время Великой Депрессии – почти 16%. Однако в Merrill Lynch прогнозируют, что этот рекорд будет побит уже во втором квартале 2010 года – индекс дефолтов вырастет до 17%. Страшнее всего будет в 2013-2014 годах – когда junk-заемщикам придется погасить $361 млрд по выпущенным облигациям, или 72% от всех погашений этих облигаций, эмитированных с 2008 года.

Предупреждения Merrill Lynch совпали с обнародованием рекордной статистики по притоку денег в ETF, специализирующихся на junk-bonds. Неделя, окончившаяся 16 сентября 2009 года, ознаменовалась притоком в эти фонды $242,5 млн, согласно данным EPFR Global. А с начала года в них пришли рекордные $17 млрд – пик за всю историю наблюдений с 1995 года. Интерес инвесторов к такого рода инструментам можно объяснить лишь одним – растущим аппетитом к риску. Индекс доходности High Yield Master II, рассчитываемый Merrill Lynch, к середине сентября достиг 11,43%.

Эксперты из European Credit Management считают, что растущая мода на junk bond пришла и в Европу. Пока рынок Старого света почти в три раза меньше американского – поскольку в США традиционно принято сначала выпускать облигации, а потом уже идти за недостающими деньгами в банк. В Европе до сих пор все было наоборот – сначала походы в банк и лишь затем – выпуск бондов. Начиная с 2000 года в США объем рынка high-yield достиг $6 трлн, из которых 85% это leveraged loans (когда компания, будучи обремененной большими долгами, продолжает занимать, но уже по завышенным ставкам), 15% - непосредственно junk-bonds. В Европе за тот же период объем высокодоходного рынка достиг $2,2 трлн, на долю бондов тут пришлось 7,5%.

Россия в этом океане повышенных рисков выглядит не иначе как островок стабильности. Аналитики инвесткомпаний уже перестали даже делать прогнозы относительно будущих дефолтов. Но еще в конце апреля эксперты ожидали, что с помощью умышленных дефолтов, пользуясь дырами в законодательстве, эмитенты могут вывести только в этом году $7,5 млрд. Но сейчас угроза сходит на нет. «Все просто – у нас не осталось junk-заемщиков, всех заменили на этом рынке госкомпании», - говорит Иван Манаенко, аналитик ИК «Велес-Капитал». «Год назад никто не размещался, поэтому сейчас ждать проблемных заемщиков в России не приходится», - подтверждает Владимир Брагин, аналитик долговых рынков ИГ «Траст».

Федор Чайка