«Циан» (MOEX: CIAN) — ИТ-холдинг, который управляет одной из самых больших онлайн-платформ объявлений о покупке и аренде недвижимости в России. Головная компания зарегистрирована на Кипре.
В ноябре 2021 года эмитент провел успешное IPO на Нью-Йоркской фондовой и Московской биржах, разместившись по верхней границе ценового диапазона: инвесторы оценили компанию более чем в 1,1 млрд долларов. С тех пор ее депозитарные расписки на Московской бирже значительно упали в цене и в определенные моменты торговались в 5 раз ниже цены первичного размещения на фоне роста геополитических и инфраструктурных рисков.
Про отчет
17 августа «Циан» опубликовал основные операционные и финансовые показатели за 2 квартал и 1 половину 2022 года. Результаты бизнеса, на первый взгляд, выглядят неожиданно: снижение числа посетителей платформы, но рекордная выручка и рост рентабельности. И все это на фоне кризиса на рынке недвижимости в России, который связан с падением спроса на объекты после того, как ЦБ резко повысил ключевую ставку, а следом и банки подняли ставки по ипотечным кредитам.
Для того чтобы справиться с новыми вызовами, менеджмент принял волевое решение сократить маркетинговые расходы. К сожалению, это не уберегло компанию от чистого убытка, который по итогам 2 квартала составил 433 млн рублей, что привело к фиксации убытка по итогам всего 1 полугодия.
Сначала выделю основные моменты из отчета, а затем разберем подробнее, что происходит с бизнесом в этот непростой период:
Выручка в 1 полугодии выросла на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 3,63 млрд рублей.
Появилась операционная прибыль в размере 44 млн рублей — против убытка в 1,64 млрд рублей в 1 половине 2021 года.
Чистый убыток в январе — июне составил 389 млн рублей, что в основном связано с возникновением убытка в 2 квартале из-за курсовых разниц.
Скорректированная EBITDA выросла на 951% — до 536 млн рублей — на фоне роста выручки и сокращения операционных расходов.
Среднемесячное значение уникальных посетителей за прошедшие 6 месяцев упало на 11% — до 18,2 млн человек — из-за снижения расходов на маркетинг.
На чем зарабатывает компания
Основной бизнес, на который приходится более 90% всей выручки, включает три крупных направления:
«Доход от листинга» — платные услуги размещения объявлений на онлайн-платформе «Циан». Рост выручки от этого направления по итогам 1 полугодия составил 26% — до 2,14 млрд рублей.
«Доход от лидогенерации» — услуги поиска и привлечения потенциальных клиентов. Это самое быстрорастущее направление, выручка по итогам января — июня выросла на 61% — до 960 млн рублей.
«Доход от медийной рекламы» — услуги размещения рекламы на ресурсах «Циана». Выручка этого направления выросла на 9% — до 290 млн рублей.
Прочие доходы компании связаны с подбором ипотеки, оценкой недвижимости, аналитикой рынка, проведением онлайн-сделок.
Структура выручки «Циана» по итогам 1 полугодия 2022 года
Что с финансовыми показателями
На фоне двузначного роста доходов от основных направлений бизнеса выручка холдинга увеличилась на 34% и достигла рекордных 3,63 млрд рублей. Хочется отметить, что даже в 2 квартале, когда рынок недвижимости в России испытывал проблемы со спросом из-за высоких ставок по ипотеке, выручка «Циана» продолжила расти и достигла 1,9 млрд рублей, что оказалось на 31% больше аналогичного периода прошлого года.
Это может говорить о хорошей устойчивости компании перед кризисными явлениями. Девелоперы, риелторы и арендодатели, сталкиваясь с резким падением спроса, вынуждены наращивать расходы на маркетинг и рекламу, чтобы привлечь потенциальных клиентов.
«Циан» же, наоборот, принял решение сократить свои маркетинговые расходы, а также расходы на сотрудников, чтобы повысить эффективность бизнеса. Если в 1 квартале этого года компания потратила на маркетинг 691 млн рублей, то в 2 втором квартале — только 349 млн рублей. В результате по итогам 1 полугодия сократилось среднее количество уникальных посетителей в месяц, но снизились и операционные расходы на 17% — до 3,59 млрд рублей.
Динамика основных операционных показателей «Циана», млн
В результате вместо операционного убытка в 1,64 млрд рублей по итогам 1 половины 2021 года компания наконец зафиксировала операционную прибыль в 1 полугодии 2022 года, пусть она и составила лишь 44 млн рублей.
К сожалению, чистой прибылью по итогам полугодия компании похвастаться не удалось. Укрепление рубля в конце июня привело к возникновению неденежного убытка от курсовых разниц в размере 478 млн рублей. Итоговый чистый убыток «Циана» в январе — июне этого года составил 389 млн рублей, что более чем в 4 раза меньше убытка, который зафиксировали в 1 половине 2021 года, что можно считать позитивным изменением.
Еще одним положительным моментом видится рост скорректированной EBITDA в 10,5 раза — до 536 млн рублей. Основной вклад в сильную динамику показателя внесли низкая база прошлого года, рост выручки, рост эффективности бизнеса из-за сокращения операционных расходов. Рентабельность по скорректированному показателю EBITDA увеличилась со скромных 1,9 до 14,8%.
Финансовые показатели «Циана», млн рублей
Что в итоге
В 1 полугодии, и особенно в 2 квартале, произошла парадоксальная ситуация: компания сократила свои расходы, столкнувшись с кризисом на рынке недвижимости, но ее доходы продолжили расти и достигли рекордного уровня. Более того, эффективность бизнеса выросла. Если бы рубль так сильно не укрепился в конце расчетного периода, то компания вполне могла бы выйти в прибыль — во всяком случае, на операционном уровне бизнес уже зарабатывает, а не теряет деньги.
Пока нет прямой связи между падением продаж на рынке недвижимости и падением доходов платформы «Циан», скорее даже наоборот. Компания может относительно безболезненно сократить свои маркетинговые расходы, пользуясь тем, что остальные участники рынка — риелторы, девелоперы, арендодатели — вынуждены наращивать расходы на поиск клиентов, чтобы сдать или продать недвижимость.
По заявлению генерального директора «Циана» Дмитрия Григорьева, спрос на недвижимость начал восстанавливаться с 2 половины мая на фоне постепенного снижения ключевой ставки ЦБ с 20 до 8% и возобновления льготных ипотечных программ. С учетом улучшения рыночной конъюнктуры компания планирует в 2 полугодии разморозить бюджет на продвижение. Это должно положительно отразиться на операционных показателях и выручке, но может негативно повлиять на рентабельность бизнеса.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В ноябре 2021 года эмитент провел успешное IPO на Нью-Йоркской фондовой и Московской биржах, разместившись по верхней границе ценового диапазона: инвесторы оценили компанию более чем в 1,1 млрд долларов. С тех пор ее депозитарные расписки на Московской бирже значительно упали в цене и в определенные моменты торговались в 5 раз ниже цены первичного размещения на фоне роста геополитических и инфраструктурных рисков.
Про отчет
17 августа «Циан» опубликовал основные операционные и финансовые показатели за 2 квартал и 1 половину 2022 года. Результаты бизнеса, на первый взгляд, выглядят неожиданно: снижение числа посетителей платформы, но рекордная выручка и рост рентабельности. И все это на фоне кризиса на рынке недвижимости в России, который связан с падением спроса на объекты после того, как ЦБ резко повысил ключевую ставку, а следом и банки подняли ставки по ипотечным кредитам.
Для того чтобы справиться с новыми вызовами, менеджмент принял волевое решение сократить маркетинговые расходы. К сожалению, это не уберегло компанию от чистого убытка, который по итогам 2 квартала составил 433 млн рублей, что привело к фиксации убытка по итогам всего 1 полугодия.
Сначала выделю основные моменты из отчета, а затем разберем подробнее, что происходит с бизнесом в этот непростой период:
Выручка в 1 полугодии выросла на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 3,63 млрд рублей.
Появилась операционная прибыль в размере 44 млн рублей — против убытка в 1,64 млрд рублей в 1 половине 2021 года.
Чистый убыток в январе — июне составил 389 млн рублей, что в основном связано с возникновением убытка в 2 квартале из-за курсовых разниц.
Скорректированная EBITDA выросла на 951% — до 536 млн рублей — на фоне роста выручки и сокращения операционных расходов.
Среднемесячное значение уникальных посетителей за прошедшие 6 месяцев упало на 11% — до 18,2 млн человек — из-за снижения расходов на маркетинг.
На чем зарабатывает компания
Основной бизнес, на который приходится более 90% всей выручки, включает три крупных направления:
«Доход от листинга» — платные услуги размещения объявлений на онлайн-платформе «Циан». Рост выручки от этого направления по итогам 1 полугодия составил 26% — до 2,14 млрд рублей.
«Доход от лидогенерации» — услуги поиска и привлечения потенциальных клиентов. Это самое быстрорастущее направление, выручка по итогам января — июня выросла на 61% — до 960 млн рублей.
«Доход от медийной рекламы» — услуги размещения рекламы на ресурсах «Циана». Выручка этого направления выросла на 9% — до 290 млн рублей.
Прочие доходы компании связаны с подбором ипотеки, оценкой недвижимости, аналитикой рынка, проведением онлайн-сделок.
Структура выручки «Циана» по итогам 1 полугодия 2022 года
Что с финансовыми показателями
На фоне двузначного роста доходов от основных направлений бизнеса выручка холдинга увеличилась на 34% и достигла рекордных 3,63 млрд рублей. Хочется отметить, что даже в 2 квартале, когда рынок недвижимости в России испытывал проблемы со спросом из-за высоких ставок по ипотеке, выручка «Циана» продолжила расти и достигла 1,9 млрд рублей, что оказалось на 31% больше аналогичного периода прошлого года.
Это может говорить о хорошей устойчивости компании перед кризисными явлениями. Девелоперы, риелторы и арендодатели, сталкиваясь с резким падением спроса, вынуждены наращивать расходы на маркетинг и рекламу, чтобы привлечь потенциальных клиентов.
«Циан» же, наоборот, принял решение сократить свои маркетинговые расходы, а также расходы на сотрудников, чтобы повысить эффективность бизнеса. Если в 1 квартале этого года компания потратила на маркетинг 691 млн рублей, то в 2 втором квартале — только 349 млн рублей. В результате по итогам 1 полугодия сократилось среднее количество уникальных посетителей в месяц, но снизились и операционные расходы на 17% — до 3,59 млрд рублей.
Динамика основных операционных показателей «Циана», млн
В результате вместо операционного убытка в 1,64 млрд рублей по итогам 1 половины 2021 года компания наконец зафиксировала операционную прибыль в 1 полугодии 2022 года, пусть она и составила лишь 44 млн рублей.
К сожалению, чистой прибылью по итогам полугодия компании похвастаться не удалось. Укрепление рубля в конце июня привело к возникновению неденежного убытка от курсовых разниц в размере 478 млн рублей. Итоговый чистый убыток «Циана» в январе — июне этого года составил 389 млн рублей, что более чем в 4 раза меньше убытка, который зафиксировали в 1 половине 2021 года, что можно считать позитивным изменением.
Еще одним положительным моментом видится рост скорректированной EBITDA в 10,5 раза — до 536 млн рублей. Основной вклад в сильную динамику показателя внесли низкая база прошлого года, рост выручки, рост эффективности бизнеса из-за сокращения операционных расходов. Рентабельность по скорректированному показателю EBITDA увеличилась со скромных 1,9 до 14,8%.
Финансовые показатели «Циана», млн рублей
Что в итоге
В 1 полугодии, и особенно в 2 квартале, произошла парадоксальная ситуация: компания сократила свои расходы, столкнувшись с кризисом на рынке недвижимости, но ее доходы продолжили расти и достигли рекордного уровня. Более того, эффективность бизнеса выросла. Если бы рубль так сильно не укрепился в конце расчетного периода, то компания вполне могла бы выйти в прибыль — во всяком случае, на операционном уровне бизнес уже зарабатывает, а не теряет деньги.
Пока нет прямой связи между падением продаж на рынке недвижимости и падением доходов платформы «Циан», скорее даже наоборот. Компания может относительно безболезненно сократить свои маркетинговые расходы, пользуясь тем, что остальные участники рынка — риелторы, девелоперы, арендодатели — вынуждены наращивать расходы на поиск клиентов, чтобы сдать или продать недвижимость.
По заявлению генерального директора «Циана» Дмитрия Григорьева, спрос на недвижимость начал восстанавливаться с 2 половины мая на фоне постепенного снижения ключевой ставки ЦБ с 20 до 8% и возобновления льготных ипотечных программ. С учетом улучшения рыночной конъюнктуры компания планирует в 2 полугодии разморозить бюджет на продвижение. Это должно положительно отразиться на операционных показателях и выручке, но может негативно повлиять на рентабельность бизнеса.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу