25 августа 2022 finversia.ru
Ситуация в России требует оперативных мер по поддержке отечественной экономики, в том числе – законодательных. Возможно, именно этой мыслью руководствовались депутаты, внесшие на рассмотрение парламента законопроект, меняющий систему организации и проведения лотерей в стране.
12 мая 2022 года три депутата Госдумы от партии «Единая Россия» – Сергей Алтухов, Андрей Альшевских и Адальби Шхагошев – внесли на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект об ужесточении требований к организаторам азартных игр в казино и залах игровых автоматов азартных игр и лотерей (№122695-8).
По словам авторов законопроекта, снабженного, как полагается, пояснительной запиской, цель проекта – «совершенствование порядка перечисления целевых отчислений», «повышение эффективности государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей».
Что же именно предлагается сделать ради совершенствования и повышения эффективности национальных лотерей?
Предлагается решение предельно конкретное – обязать организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов и операторов лотерей делать отчисления на спорт, принимать ставки и передавать информацию в единую информационную базу компании «Единый регулятор азартных игр», передать организацию проведения лотерей от Минфина и Минспорта к «Единому регулятору азартных игр» (ЕРАИ), а операторов лотерей обязать присоединиться к информационной системе этого самого ЕРАИ, которая называется Единый центр учета переводов ставок (ЕЦУПС). К ней, кстати, уже подключены все букмекеры страны.
На следующей неделе по плану своей работы Госдума должна рассмотреть предложенный законопроект. Против принятия законопроекта уже выступила Ассоциация операторов индустрии развлечений и игорного бизнеса России (АИРИС), которая считает странным решение о смене «правил игры» на рынке, которые много лет работают эффективно. непонятным, почему надо именно сейчас «переигрывать» весь рынок. Об этом сказано в обращении, направленном АИРИС 19 мая в адрес правительства.
Чтобы понять, каким образом это должно повысить эффективность и какую именно эффективность, – сначала обратимся к тому, как устроены лотереи в Росси на сегодняшний день.
От общего к частному?
Сейчас игорный и лотерейный бизнес разделены законодательно на разные сегменты и подпадают под действие разных законов. Организаторами лотерей сейчас выступают два государственных ведомства – Минфин или Минспорт, а надзор над лотерейным рынком осуществляет Федеральная налоговая служба. Контроль осуществляет через Независимую систему контроля. Основными операторами и распространителями лотерей в стране выступают частные компании, находящиеся под налоговым мониторингом ФНС. На законодательном уровне лотерейный бизнес выстроен в соответствии с концепцией, когда-то обозначенной президентом России Владимиром Путиным: значительная часть дохода от лотерей направляется на развитие спорта.
Работает ли эта система? Да. Отчетность свидетельствует, что в существующей системе лотерейной деятельности за последние 10 лет не было ни просрочки целевых отчислений, ни каких-либо значимых правонарушения по части уплаты налогов (об этом говорят данные ФНС). Совокупный оборот всех российских лотерей в последнее время составляет более 50 млрд рублей в год.
Иными словами, в отношении лотерей игорного и лотерейного бизнеса государство применяет примерно те же принципы, что в и отношении производства и продажи алкоголя: работать здесь можно только под особым присмотром государства и с особыми отчислениями государству (в сфере алкоголя – через акцизы и лицензии, в игорной и лотерейной сферах – через специальные системы налогообложения).
И вот авторы нового законопроекта предлагают все переиграть и передать как общий, так, и программно-аппаратный контроль за всеми лотереями и казино в вышеупомянутый Единый центр учета переводов ставок (ЕЦУПС). ЕЦУПС – это дочерняя организация компании «Мобильная карта».
Пикантность момента заключается в том, что компания «Мобильная карта» принадлежит компании «Современные платежные решения», а та, в свою очередь, принадлежит в разных долях группе ВТБ (49%) и частному лицу (51%) – известному российскому бизнесмену, президенту Международной ассоциации бокса Умару Кремлеву.
Иными словам, в парламенте государства предлагают в целях «повышения эффективности» и «совершенствования» передать управление одной (весьма прибыльной) сферой от государства к частному регулятору. Немного похоже на феодальный «откуп налогов» в пользу частных лиц.
При этом одной частной компании передается не просто абстрактное «регулирование», но и все финансовые потоки: по новому законопроекту организатор азартных игр в казино и зале игровых автоматов для направления ЕРАИ целевых отчислений в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи должен открыть счет в ЕЦУПС, который будет удерживать целевые отчисления от всех полученных организаторами азартных игр в казино и зале игровых автоматов сумм поступлений денежных средств, уплаченных участником азартных игр организаторам азартных игр в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения.
Также и все деньги покупателей лотерейных билетов будут предлагают зачисляться на счет ЕЦУПС, а уже потом распределяться по организаторам лотерей. Если россиянин выиграл в лотерею – выигрыш пойдет к нему тоже через ЕЦУПС.
И еще одна пикантная деталь – владельцы ЕЦУПС одновременно владеют и одной из компаний-операторов государственных лотерей (бренд «Национальная лотерея», ООО «Спортивные лотереи»). То есть общее регулирование рынка будет передано по сути владельцам одного из участников этого же рынка. Это примерно как банковское регулирование забрать от Банка России и передать, например. Сбербанку. Ну и, разумеется, потом посмотреть, что будет с конкуренцией…
Игра на повышение
Ситуация представляется странной, но есть одно «но». Вернее, не «но», а déjà vue. Год назад Госдума уже все переиграла в другой букмекерской сфере. – в игорной. Тогда был принят закон, согласно которому каждый букмекер обязан отчислять на развитие спорта в стране 1,5% от всех принятых им пари. «Хорошее дело!» – скажет здесь любой объективный наблюдатель, но, как говорится в старом анекдоте, «есть нюансы». Для осуществления всей этой истории был утвержден единый регулятор российского букмекерского рынка. Название регулятора – уже знакомая нам ЕРАИ (компания «Мобильная карта»).
Посмотрим статистику. Идут отчисления от букмекера на развитие спорта? Идут. Но, похоже, они в разы меньше, чем уходит на самого регулятора. Во всяком случае, за 1-й квартал 2022 года ЕРАИ перечислил спортивным федерациям и лигам страны 3,2 млрд рублей. А сама прибыль оператора после передела букмекерского регулирования возросла многократно: например, в 2022 году «Мобильная карта» ожидает только прибыли (не доходов, а прибыли) на сумму 18 млрд рублей. А после того как в октябре 2021 года компании «Мобильная карта» было передано регулирование букмекерского рынка, ее прибыль выросла в разы (прибыль за 4-й квартал 2021 года составила 4,097 млрд. рублей, что в 4 раза больше прибыли за 4-й квартал 2020 года.
Остается только догадываться, насколько успешнее и прибыльнее станет компания, если вслед за букмекерами в ее «упряжку» в обязательном порядке запрягут все казино и всех устроителей лотерей в России.
Кстати, букмекеры уже испытали проблемы, связанные с переделом рынка: этой весной на некоторое время клиенты известных букмекерских сетей «Фонбет» и «Парибет» были лишены возможности делать ставки, вносить и забирать свои деньги, поскольку «Мобильная карта» отключала эти компании от сети.
В чем смысл?
Возникает естественный вопрос: почему именно сейчас вдруг проявилась такая инициатива? Бюджет России несет дополнительные расходы – об этом недавно заявил премьер-министр Михаил Мишустин. О проблемной ситуации в спорте и говорить не приходится: российский спорт фактически «отключен» от всех международных соревнования и как никогда нуждается в государственной поддержке.
И вот именно в этот момент предлагается реформировать систему, которая вносит свою лепту и в бюджет и финансирование спорта? Причем вносит исправно, стабильно. Она точно нуждается, как говорится в сопроводительной записке к законопроекту, в «совершенствовании» и «повышении эффективности»?
Или же мы наблюдаем попытку через лоббистов переиграть финансовые потоки в пользу определенных бизнесов? В конце концов, выражение «люди – вторая нефть» не зря же придумали…
Так что – наблюдаем за развитием ситуации.
12 мая 2022 года три депутата Госдумы от партии «Единая Россия» – Сергей Алтухов, Андрей Альшевских и Адальби Шхагошев – внесли на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект об ужесточении требований к организаторам азартных игр в казино и залах игровых автоматов азартных игр и лотерей (№122695-8).
По словам авторов законопроекта, снабженного, как полагается, пояснительной запиской, цель проекта – «совершенствование порядка перечисления целевых отчислений», «повышение эффективности государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей».
Что же именно предлагается сделать ради совершенствования и повышения эффективности национальных лотерей?
Предлагается решение предельно конкретное – обязать организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов и операторов лотерей делать отчисления на спорт, принимать ставки и передавать информацию в единую информационную базу компании «Единый регулятор азартных игр», передать организацию проведения лотерей от Минфина и Минспорта к «Единому регулятору азартных игр» (ЕРАИ), а операторов лотерей обязать присоединиться к информационной системе этого самого ЕРАИ, которая называется Единый центр учета переводов ставок (ЕЦУПС). К ней, кстати, уже подключены все букмекеры страны.
На следующей неделе по плану своей работы Госдума должна рассмотреть предложенный законопроект. Против принятия законопроекта уже выступила Ассоциация операторов индустрии развлечений и игорного бизнеса России (АИРИС), которая считает странным решение о смене «правил игры» на рынке, которые много лет работают эффективно. непонятным, почему надо именно сейчас «переигрывать» весь рынок. Об этом сказано в обращении, направленном АИРИС 19 мая в адрес правительства.
Чтобы понять, каким образом это должно повысить эффективность и какую именно эффективность, – сначала обратимся к тому, как устроены лотереи в Росси на сегодняшний день.
От общего к частному?
Сейчас игорный и лотерейный бизнес разделены законодательно на разные сегменты и подпадают под действие разных законов. Организаторами лотерей сейчас выступают два государственных ведомства – Минфин или Минспорт, а надзор над лотерейным рынком осуществляет Федеральная налоговая служба. Контроль осуществляет через Независимую систему контроля. Основными операторами и распространителями лотерей в стране выступают частные компании, находящиеся под налоговым мониторингом ФНС. На законодательном уровне лотерейный бизнес выстроен в соответствии с концепцией, когда-то обозначенной президентом России Владимиром Путиным: значительная часть дохода от лотерей направляется на развитие спорта.
Работает ли эта система? Да. Отчетность свидетельствует, что в существующей системе лотерейной деятельности за последние 10 лет не было ни просрочки целевых отчислений, ни каких-либо значимых правонарушения по части уплаты налогов (об этом говорят данные ФНС). Совокупный оборот всех российских лотерей в последнее время составляет более 50 млрд рублей в год.
Иными словами, в отношении лотерей игорного и лотерейного бизнеса государство применяет примерно те же принципы, что в и отношении производства и продажи алкоголя: работать здесь можно только под особым присмотром государства и с особыми отчислениями государству (в сфере алкоголя – через акцизы и лицензии, в игорной и лотерейной сферах – через специальные системы налогообложения).
И вот авторы нового законопроекта предлагают все переиграть и передать как общий, так, и программно-аппаратный контроль за всеми лотереями и казино в вышеупомянутый Единый центр учета переводов ставок (ЕЦУПС). ЕЦУПС – это дочерняя организация компании «Мобильная карта».
Пикантность момента заключается в том, что компания «Мобильная карта» принадлежит компании «Современные платежные решения», а та, в свою очередь, принадлежит в разных долях группе ВТБ (49%) и частному лицу (51%) – известному российскому бизнесмену, президенту Международной ассоциации бокса Умару Кремлеву.
Иными словам, в парламенте государства предлагают в целях «повышения эффективности» и «совершенствования» передать управление одной (весьма прибыльной) сферой от государства к частному регулятору. Немного похоже на феодальный «откуп налогов» в пользу частных лиц.
При этом одной частной компании передается не просто абстрактное «регулирование», но и все финансовые потоки: по новому законопроекту организатор азартных игр в казино и зале игровых автоматов для направления ЕРАИ целевых отчислений в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи должен открыть счет в ЕЦУПС, который будет удерживать целевые отчисления от всех полученных организаторами азартных игр в казино и зале игровых автоматов сумм поступлений денежных средств, уплаченных участником азартных игр организаторам азартных игр в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения.
Также и все деньги покупателей лотерейных билетов будут предлагают зачисляться на счет ЕЦУПС, а уже потом распределяться по организаторам лотерей. Если россиянин выиграл в лотерею – выигрыш пойдет к нему тоже через ЕЦУПС.
И еще одна пикантная деталь – владельцы ЕЦУПС одновременно владеют и одной из компаний-операторов государственных лотерей (бренд «Национальная лотерея», ООО «Спортивные лотереи»). То есть общее регулирование рынка будет передано по сути владельцам одного из участников этого же рынка. Это примерно как банковское регулирование забрать от Банка России и передать, например. Сбербанку. Ну и, разумеется, потом посмотреть, что будет с конкуренцией…
Игра на повышение
Ситуация представляется странной, но есть одно «но». Вернее, не «но», а déjà vue. Год назад Госдума уже все переиграла в другой букмекерской сфере. – в игорной. Тогда был принят закон, согласно которому каждый букмекер обязан отчислять на развитие спорта в стране 1,5% от всех принятых им пари. «Хорошее дело!» – скажет здесь любой объективный наблюдатель, но, как говорится в старом анекдоте, «есть нюансы». Для осуществления всей этой истории был утвержден единый регулятор российского букмекерского рынка. Название регулятора – уже знакомая нам ЕРАИ (компания «Мобильная карта»).
Посмотрим статистику. Идут отчисления от букмекера на развитие спорта? Идут. Но, похоже, они в разы меньше, чем уходит на самого регулятора. Во всяком случае, за 1-й квартал 2022 года ЕРАИ перечислил спортивным федерациям и лигам страны 3,2 млрд рублей. А сама прибыль оператора после передела букмекерского регулирования возросла многократно: например, в 2022 году «Мобильная карта» ожидает только прибыли (не доходов, а прибыли) на сумму 18 млрд рублей. А после того как в октябре 2021 года компании «Мобильная карта» было передано регулирование букмекерского рынка, ее прибыль выросла в разы (прибыль за 4-й квартал 2021 года составила 4,097 млрд. рублей, что в 4 раза больше прибыли за 4-й квартал 2020 года.
Остается только догадываться, насколько успешнее и прибыльнее станет компания, если вслед за букмекерами в ее «упряжку» в обязательном порядке запрягут все казино и всех устроителей лотерей в России.
Кстати, букмекеры уже испытали проблемы, связанные с переделом рынка: этой весной на некоторое время клиенты известных букмекерских сетей «Фонбет» и «Парибет» были лишены возможности делать ставки, вносить и забирать свои деньги, поскольку «Мобильная карта» отключала эти компании от сети.
В чем смысл?
Возникает естественный вопрос: почему именно сейчас вдруг проявилась такая инициатива? Бюджет России несет дополнительные расходы – об этом недавно заявил премьер-министр Михаил Мишустин. О проблемной ситуации в спорте и говорить не приходится: российский спорт фактически «отключен» от всех международных соревнования и как никогда нуждается в государственной поддержке.
И вот именно в этот момент предлагается реформировать систему, которая вносит свою лепту и в бюджет и финансирование спорта? Причем вносит исправно, стабильно. Она точно нуждается, как говорится в сопроводительной записке к законопроекту, в «совершенствовании» и «повышении эффективности»?
Или же мы наблюдаем попытку через лоббистов переиграть финансовые потоки в пользу определенных бизнесов? В конце концов, выражение «люди – вторая нефть» не зря же придумали…
Так что – наблюдаем за развитием ситуации.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба