Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Крах эксперимента с золотыми монетами в Зимбабве » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Крах эксперимента с золотыми монетами в Зимбабве

30 августа 2022 gold.ru | Золото
Центральный банк Зимбабве ввёл собственные золотые монеты в качестве официального платёжного средства с конца июля 2022 года из-за галопирующей инфляции. Это должно было поддержать национальную валюту. Почему этот эксперимент не будет работать, как это было запланировано.
Резервный банк Зимбабве недавно повысил ключевую процентную ставку с 80% годовых до нового рекордного уровня в 200% годовых. Это увеличение происходит в условиях, когда военный конфликт на Украине приводит к росту мировых цен на сырьевые товары и значительно усиливает инфляцию во многих странах мира, включая Зимбабве.

В частности, с марта резко выросли цены на импортные продукты питания, ископаемое топливо (нефть и газ), удобрения и другие товары первой необходимости. По данным министра финансов Зимбабве Мтули Нкубе, официальный уровень инфляции в июле 2022 года составил 257% в годовом исчислении.

В начале мирового финансового кризиса в 2008 году инфляция достигла 157% в год. Предварительный пик инфляции был достигнут в пандемическом 2020 году - 558% годовых. Однако в то время диктатор Мугабе уже три года как покинул свой пост и был мёртв уже более полугода.

Но даже при его преемнике Эммерсоне Мнангагве, который помог свергнуть Мугабе и с ноября 2017 года является президентом этой южноафриканской страны, не имеющей выхода к морю, Зимбабве не может встать на ноги в экономическом плане. Коррупция и неизбирательная экспроприация белых фермеров остаются самыми большими нерешёнными проблемами, сдерживающими, в частности, иностранные инвестиции.

Решение Резервного банка Зимбабве агрессивно повышать процентные ставки, чтобы стабилизировать курс зимбабвийского доллара, несёт в себе огромные риски. Более высокие процентные ставки оказывают дополнительное давление на потребление, инвестиции и, соответственно, производство, в то время как цены продолжают расти, как это было в 1970-х годах из-за шока предложения.

Это вызывает беспокойство, поскольку ожидается, что в ближайшие годы рост в Зимбабве и других африканских странах замедлится из-за повышения глобальной инфляции, ужесточения условий финансирования, чрезмерной задолженности, ограничений предложения и повышения риска геоэкономической фрагментации мировой экономики.

После обретения Зимбабве независимости в 1980 году Резервному банку Зимбабве удавалось держать под контролем динамику цен. Уровень инфляции составлял от 10% до 20%. Ситуация радикально изменилась в 1990-х годах, когда экономика страны рухнула после того, как правительство под руководством Роберта Мугабе осуществило программу земельной реформы, частично насильственным путём.

Это было сделано с целью перераспределения земли от белого меньшинства (которое владело большей частью плодородных сельскохозяйственных земель страны и высокопродуктивно их обрабатывало) к большинству чёрных зимбабвийцев, которые были лишены гражданских прав в колониальную эпоху.

Однако программа была плохо реализована и в основном принесла пользу высокопоставленным правительственным чиновникам и людям, тесно связанным с кланом Мугабе. Коррупция и некомпетентность привели к неурожаям и резкому снижению производительности в сельском хозяйстве, на которое приходится большая часть экспортной экономики и самообеспеченности Зимбабве. Результатом стали голод и массовая безработица.

В то же время экспорт, валютные и налоговые поступления снизились, что вынудило правительство финансировать увеличение расходов за счёт печатания денег. Поскольку эта денежная экспансия не сопровождалась более активным экономическим ростом, инфляция быстро ускорилась.

Первоначально власти Зимбабве пытались обуздать инфляцию путём введения контроля над ценами. Но вместо того, чтобы взять инфляцию под контроль, такое развитие событий привело к экономике дефицита и стимулировало торговлю на «чёрном рынке», где контроль над ценами был неприменим.

Первый эпизод гиперинфляции закончился, когда мировой финансовый кризис утих в 2009 году, и правительство решило заменить ничего не стоящий зимбабвийский доллар на доллар США. Этот шаг сдерживал инфляцию до 2018 года, когда была введена новая национальная валюта. Эта новая валюта вскоре вызвала второй эпизод гиперинфляции.

Доверие к зимбабвийскому доллару 2.0 было сильно подорвано предыдущей гиперинфляцией, и доллар США продолжал оставаться валютой выбора, циркулируя в Зимбабве с тех пор в качестве параллельной валюты.

Опасения, что правительство вернётся к печатанию денег для финансирования растущего бюджетного дефицита, окончательно разрядили инфляционные ожидания и привели к накоплению запасов товаров и бегству капитала в доллар США. По этим причинам покупательная способность нового зимбабвийского доллара также быстро снижалась - в результате чего в страну вернулись трёхзначные процентные показатели инфляции.

Инфляция выросла со скромных 11% в 2018 году до 255% в 2019 году, ещё больше ускорившись в 2020 году до пика в 558%. С тех пор она снизилась, но всё ещё остаётся на очень высоком уровне, превышающем в настоящее время 250%.

Монеты
Последнюю меру правительства или Резервного банка Зимбабве, который с 25 июля ввёл золотые монеты в качестве официального платёжного средства в связи с возобновившейся безудержной инфляцией, можно назвать актом отчаяния.

Золотая монета «Моси-оа-Тунья», названная в честь водопада Виктория, имеет чистоту 22 карата (91,67% золота) и вес около одной унции (31,1 грамма). Чтобы сделать золотые монеты более доступными для населения, планируется отчеканить монеты малого веса. Средний доход на душу населения в Зимбабве в 2020 году составлял всего около 230 долларов США в месяц. Золотые монеты можно обменивать на наличные и торговать ими внутри страны и за рубежом.

Цель эксперимента
Целью эксперимента с золотыми монетами было использование добытого внутри страны золота в качестве товарной параллельной валюты и, таким образом, стабилизация покупательной способности и внешней стоимости зимбабвийского доллара. Однако из этого ничего не вышло, чего и следовало ожидать. После короткого отката доллара США по отношению к доллару Зимбабве после введения монеты «Моси-оа-Тунья», зимбабвийский доллар недавно снова упал до нового исторического минимума по отношению к доллару США.

Причина проста и доказана бесчисленными примерами из экономической истории: если в валютной зоне есть два платёжных средства разного качества с точки зрения стабильности стоимости, то деньги с более высокой сохраняемой стоимостью (например, золотые монеты) запасаются впрок, а уменьшающиеся в стоимости деньги, в данном случае зимбабвийский доллар, тратятся как можно быстрее или обмениваются на другие более стабильные валюты, чтобы предотвратить потерю покупательной способности.

Поэтому идея снижения инфляции путём продажи добытого в Зимбабве золота (35,05 тонн в 2020 году, 23-е место в мире) в виде зимбабвийской монеты была обречена с самого начала. Поскольку золотые монеты «Моси-оа-Тунья» продаются частично в зимбабвийских долларах, а частично за рубежом за доллары США, это не даёт никакого преимущества во внешнеторговом балансе по сравнению с продажей отечественной золотой продукции полностью за доллары США.

Более того, поскольку монеты накапливаются как хранилище стоимости, а не выдаются на потребительские и инвестиционные цели, они исчезают в хранилищах так же быстро, как и выпускаются Центральным банком. Пример Зимбабве показывает, что половинчатое введение золотой валюты в качестве параллельной валюты без экономических и политических реформ ничего не даёт для борьбы с инфляцией.

Единственным решением может стать пакет мер, состоящий из частичной отмены экспроприации земли, новых выборов, в результате которых будет сформировано менее коррумпированное правительство, прекращения чрезвычайно экспансивной монетарной политики Центрального банка и введения единой валюты, обеспеченной золотом или частично золотом.

Золото не является панацеей от экономических и политических отклонений. Для зимбабвийцев это отличная защита от инфляции, но с таким же успехом они могут покупать «Крюгерранды» из Южной Африки или золотые слитки из Швейцарии.