От фермы до Walmart. Как работает отрасль упакованных продуктов питания » Элитный трейдер
Элитный трейдер

От фермы до Walmart. Как работает отрасль упакованных продуктов питания

8 сентября 2022 БКС Экспресс Мамонтов Андрей
Розничные цены на продукты питания зависят от производственных затрат и развития конкуренции. Эти факторы и борьба между 3–5 сетями розничных магазинов оказали сдерживающее воздействие инфляции на цены продуктов в США.

Состав зернового продовольственного снабжения США

Кукуруза

Для американцев это привычный продукт питания. Также ее используют в качестве корма для скота, превращают в этанол или пищевые добавки в продуктах переработки.

От фермы до Walmart. Как работает отрасль упакованных продуктов питания


Данные показывают, что 58,5% рациона среднего американца состоит из ультраобработанных продуктов. Так, в возрастной группе 10–19 лет они составляют 66,8% рациона.

Ультраобработанные продукты — состоят из веществ, полученных из пищевых продуктов, но мало похожи на цельные продукты, часто содержат высокие дозы сахара, соли, жира и консервантов.

Добавки в обработанных пищевых продуктах — кукурузный крахмал и сироп, масло, гидрогенизированное масло и мальтодекстрины — получают из кукурузы.

Кукурузу нужно высушить — перемолоть в муку или спрессовать в сироп, прежде чем она будет переработана в сырье, необходимое для использования в продуктах General Mills или Coca-Cola.

Корреляция с товарными рынками

- Вместе с кукурузой растут цены на корма для животных
- Высокие цены на кукурузу увеличивают затраты на корма и ингредиенты для владельцев ранчо и производителей продуктов питания.

Продукты, требующие большей обработки и упаковки, обычно меньше коррелируют с изменением фермерских цен.

- Цена кукурузы переходит в розничные цены, до 10% от изменения цены.
- Продукты, в которых в качестве ингредиента используется кукуруза, составляют менее трети розничных расходов на производство продуктов питания. Розничные цены на продукты вырастут менее чем на 1% в год, когда цены на кукурузу увеличатся на 50%.

Соя

Соя — альтернативный белок на растительной основе. Используется в качестве муки, безлактозного молока, загустителя. Текущие цены на урожай влияют на цены в продуктовом магазине только через несколько месяцев.

Пшеница

Пшеница используется для муки в печенье, крекерах, хлебе и пирожных; добавляется в продукты для ароматизации, окрашивания или в качестве загустителя.

Цены менее обработанных продуктов питания сильно коррелируют с фермерскими ценами.

Например, изменение фермерских цен на куриные яйца, свежие фрукты и овощи проявляются в более волатильных розничных ценах на эти продукты в магазинах.

Волатильность цен на свинину и говядину также выше среднего по категориям продуктов. Цены других категорий в среднем меняются на 2,3–3%.

Ниже представлена корреляция упакованных продуктов с фермерскими ценами за период 1987–2007.

Больше всего коррелируют: яйца, фрукты, овощи.
Меньше всего: безалкогольные напитки, сахар и конфеты, жиры и масло.



Корреляции между мировыми ценами на продовольствие и зерновыми — самые высокие среди всех торгуемых продовольственных товаров на бирже США, согласно данным Teucrium Trading за 2021 г.



Как влияет цена нефти на продукты питания

Считается, что цена, которую мы платим за продукты питания, во многом определяется стоимостью энергоносителей, в частности сырой нефти. Это означает, что рост цен на сырую нефть (основной источник бензина) приводит к повышению цен на кукурузу. Поскольку кукуруза используется как продукт для людей и корм для животных, то фермеры переносят затраты на произведенное зерно, мясо и молочные продукты.

На графике ниже корреляция между ценами на продукты питания и нефти за период 1990–2020.



Ведет ли рост цен на нефть к росту цен на продовольствие?

Экономисты Кристиан Баумайстер и Лутц Килиан в исследовании 2012 г. выявили случай, когда рост цен на продукты питания вызвал рост цен на нефть.

Расширение сельскохозяйственного производства в развивающихся странах и увеличение доходов фермеров приводят к повышению спроса на сельхозтехнику и горючего для ее обслуживания. Увеличение спроса может привести к росту цен на сельхозтовары и нефть.

На графике ниже кумулятивное изменение цен на продукты питания, кукурузу, нефть марки WTI за период 2006–2016.

Цены на нефть и кукурузу измеряются относительно базового индекса потребительских цен (ИПЦ). Цены на продукты питания измеряются относительно базового ИПЦ за вычетом цен на продукты питания и энергоносителей. Таким образом, мы рассматриваем относительную инфляцию продуктов питания, кукурузы и нефти по отношению к общему уровню инфляции в США.

Корреляция между ценами на нефть и кукурузу составляет 0,61. Цены на продовольствие росли более стабильно в течение всего исследуемого периода, большие скачки цен зафиксированы в 2009 и 2015. Современный коэффициент корреляции между продовольствием и нефтью фактически отрицательный. Однако запаздывающая корреляция показывает, что рост цен на продовольствие происходит примерно через год после повышения цен на нефть.



Выводы исследования

- Если и существует корреляция между повышением цен на продовольствие и нефть, то она крайне мала.

- Цены на продукты питания менее волатильны, чем цены на топливо. Цены на продукты питания сонаправлены с ценами на топливо, но с отставанием: требуется время, чтобы стоимость топлива была включена в цены на продукты питания.

- Направление движения часто совпадает, но размеры ценовых колебаний разные. За период 2000–2020 гг. цены на моторное топливо и энергию ежегодно колебались на двузначные величины, а цены на продукты питания увеличивались в диапазоне 0–6%, в среднем на 2,4% в год.

Упакованные продукты питания — товар с добавленной стоимостью

Когда потребитель тратит $1 на продукты в супермаркете, только малая его часть доходит до фермера.

К цене сельхозсырья добавляются издержки по мере того, как сырье для розничных упакованных продуктов питания движется по маркетинговой цепочке: ферма — элеватор или терминал сбора зерна — переработчик — оптовик — розничный покупатель.

Ниже приведена схема, как выглядела производственная цепочка в 2013 г.



Маркетинговые расходы

Включают затраты на оплату труда по обработке, сортировке, очистке и упаковке продукта, транспортные расходы для перемещения продукта на каждом этапе, плату за переработку, хранение, страхование, финансирование и розничную продажу продукции (например, содержание магазина, коммунальные услуги, охлаждение, маркировка, выкладка на полках, расходы на рекламу и продвижение).

Конкуренция

Основной фактор — сумма, на которую супермаркеты решают наценивать продукты для продажи розничным покупателям.

Супермаркеты сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны крупных розничных сетей и аптек. Поэтому стали более осмотрительно относиться к тому, какую часть растущих расходов перекладывают на покупателей.

Доля фермы

- Доля фермы в рыночной цене снижается по мере продвижения товара от фермы к конечному потребителю.
- Маркетинговая добавленная стоимость сильно меняется по сравнению с исходными затратами фермы в зависимости от степени переработки и трансформации первичного сырья.

Для яиц, свежего мяса, сырых фруктов и овощей — цепочка значительно короче.
Для коробки хлопьев, готовых блюд в супермаркете — цепочка длиннее.

Тип розничной точки

Маркетинговые затраты меняются в зависимости от типа розничной точки: фермерский рынок, крупный дисконтный магазин, супермаркет у дома, магазин деликатесов, круглосуточный магазин, киоск на футбольном стадионе. Список приведен по мере нарастания затрат на маркетинг и розничную торговлю.

Продовольственный доллар конечного потребителя разделим на два основных компонента

1) Доля фермерской стоимости — измеряет выручку от продажи фермерских товаров, привязанную к долларовым расходам на продукты питания и проданную не сельхозкомпаниям.
Цена фермы — стоимость единицы сельхозтовара на ферме (бушель пшеницы, фунт картофеля).
Доля фермы снизилась с 17,4% в 2013 г. до 8% в 2022 г.

2) Доля маркетинговых расходов — рыночная добавленная стоимость к сельхозтоварам, выраженная в долларовых расходах на продукты питания.
Розничная цена — количество сельхозсырья, необходимого для производства розничного продукта.
Доля маркетинговых расходов увеличилась с 82,6% в 2013 г. до 92% в 2022 г.

Пример
Бушель пшеницы (60 фунтов) стоит $4. Буханка хлеба стоит $1 в продуктовом магазине.

Буханка хлеба содержит значительно меньше, чем 60 фунтов пшеницы. По оценкам ERS, буханка хлеба за $1 содержит около 5 центов пшеницы.

Теперь посмотрим распределение $1 на расходы всей цепочки поставок продукта на полке розничного магазина, согласно данным USDA за март 2022 г.



Виды компаний на каждом этапе цепочки и ее доля в расходах потребителя.

1) Farm and Agribusiness/Сельское хозяйство и агробизнес: 8% — сельское и лесное хозяйство, рыболовство, охота.
2) Food Processing/Пищевая промышленность: 16,7% — производство продуктов питания и напитков.
3) Packaging/Упаковка: 3,1% — производство упаковки, тары и печатной продукции.
4) Transportation/Транспорт: 4,1% — отрасль грузовых услуг.
5) Wholesale Trade/Оптовая торговля: 11,9% — оптовые компании, перепродающие продукцию с целью участия в поставках продовольствия в США.
6) Retail Trade/Розничная торговля: 14,2% —компании розничной торговли.
7) Foodservice/Общепит: 27,9% — заведения общественного питания, бары, рестораны, фастфуд. Более четверти доллара на питание в США тратится на «питание вне дома».
8) Energy/Энергетика: 3,6% — добыча нефти и газа, электроснабжение, нефтеперерабатывающие заводы.
9) Finance and Insurance/Финансы и страхование: 3,3% — финансовые услуги и услуги страховых компаний.
10) Advertising/Реклама: 2,9% — все рекламные услуги.
11) Other: 4,3% — юридические и бухгалтерские услуги.

Фаза экономического цикла

Экономический цикл Fidelity, обновляющийся раз в квартал (данные от 29.08.2022), указывает на нахождение экономики США в конце III фазы. Однако, учитывая падение ВВП и повышение ставок ФРС, официально она уже находится в рецессии. Теория экономических циклов говорит, что защитные сектора: Consumer Staples/ Healthcare/ Utilities, торгуются лучше рынка в фазе рецессии.



Учитывая, что рынки живут будущим, из представленных компаний отрасли упакованных продуктов питания, у большинства уже выполнены среднесрочные цели роста. Котировки торгуются возле текущих справедливых оценок.

Эти факторы указывают, что для снижения рисков и покупки акций по более выгодным ценам нужно дождаться отработки циклов коррекции на дневном графике. При появлении сигналов на долгосрочную покупку будут опубликованы отдельные обзоры.

Какие компании добавить на ватч-лист для будущих покупок





В список для слежения можно добавить: General Mills (GIS), Post Holdings (POST), Hostess Brands (TWNK). Потенциал роста и структура движения еще указывают на потенциал роста на месячном графике, но нужно дождаться коррекции после цикла роста и появления новой реакции покупателей.

Техническая картина + сезонность

General Mills (GIS)

Недельный график указывает на потенциал падения в область первых целей $73,6–74.

Долгосрочная цель: $81,4–83,7



Сезонность за 20 лет указывает на потенциальное дно в сентябре и октябре перед продолжением роста.



Post Holdings (POST)

Дневной график указывает на потенциал падения в область первых целей $80–81,2. Пока не сломан максимум $91,5, сценарий в приоритете.

Долгосрочная цель: $108,6–113



Ярко выраженная сезонность за 9 лет указывает на формирование дна в бумагах в течение октября перед возобновлением up-тренда.



Hostess Brands (TWNK)

Дневной график указывает на потенциал падения к максимальной сформированной цели $22.

Долгосрочная цель: $26,8–27,7



Акции торгуются с 2016 г., статистика всего за 6 лет. Согласно историческим данным, с высокой вероятностью дно формируется в марте и конце октября.


http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter