Потребительская активность в России выдыхается » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Потребительская активность в России выдыхается

20 сентября 2022 Рябов Павел

По данным Сбериндекс сентябрь демонстрирует углубление кризисных процессов.

За первые 18 дней сентября среднегодовой прирост номинальных расходов на товары и услуги составил всего 4.2% г/г по сравнению с 6.8% г/г в августе, 9.5% в июле, 7.8% в июне и 6.4% в мае.

Потребительская активность в России выдыхается


Инфляция замедляется – это факт, но и импульс расходов угасает. В реальном выражении по собственным расчетам следующий расклад: за сентябрь все идет к провалу на 8.1% г/г против 6.5% падения в августе, 4.8% снижения в июле, минус 6.9% в июне, серьезного обвала на 9.1% в мае и минус 8.8% в апреле.

По всей видимости, сентябрь станет самым слабым месяцем с мая, но лучше, чем весной.

Это расходы на товары плюс услуги, которые отличаются от раздельных данных Росстата по розничным продажам и услугам. От Росстата последние данные лишь за июль, но высокая вероятность, что с августа макроэкономическая статистика может ухудшиться.

Наиболее драматически проваливаются расходы на непродовольственные товары, которые снижаются самыми быстрыми темпами с начала кризисных процессов.

За первые 18 дней сентябряминус 8.4% по номиналу, а учитывая дефлятор расходов по непродовольственным товарам, около минус 20% в реальном выражении! Продовольствие перешло в минус 1.5-2.5% с учетом инфляции, что является одним из худших показателей с начала кризиса.

Услуги лучше – плюс 13.2% г/г по номиналу в сентябре против 10% в августе, 13.5% в июле и 13.3% в июне. Учитывая дефлятор расходов по услугам, это формирует положительную динамику в 2-2.3% г/г.

Нет точного объяснений, почему настолько катастрофически проваливаются непродовольственные товары. Можно все списать на сберегательную модель в условиях кризиса, но это слишком банально.

Вероятно, причина заключается в дефиците товаров и в неадекватных ценах, несоразмерным издержкам на логистику и продажу. К сожалению, реальность такая, что импортные товары держат в среднем 1.3-1.5 икса наценки относительно докризисного периода, что сказывается на покупательной способности.



Судя по всему, в России на импортные потребительские товары и услуги, плюс те, которые имеют высокую доли импортных комплектующих, формируется «санкционная премия» в 30-50% сверх той наценки, которая была ранее.

Среднемесячный курс рубля укрепился на 22% относительно июля-августа 2021, но это не отражается на ценах в соответствии с динамикой курса валюты.

Многие импортные товары, особенно среди электроники, ПК, компонентов и средств связи, которые целиком и полностью из заграницы выросли в цене относительно прошлого года (подробности на графиках).



Хотя идиотический и необоснованный весенний рост цен сходит на нет, но эффекта девальвации доллара и евро российские потребители не ощутили в той мере, насколько укрепился курс рубля. От этого и сыпется розница среди непродовольственных товаров рекордными темпами в истории.

Самая сложная ситуация в авто и бытовой технике (стиральные машины, холодильники, пылесосы, прочая кухонная и домашняя техника), которые в долларовом выражении стали одни из самых дорогих в мире – все из-за санкционной премии, которая в этих категориях может доходить до 70% или даже 100% по некоторым позициям.



По средствам связи и ПК ситуация лучше, но отрыв цен присутствует. Весьма стремительно начали дешеветь строительные материалы, в том числе из-за снижения спроса.

На бытовую химию и косметику цены остаются неадекватными. Самое парадоксальное здесь то, что с марта ситуация никак не улучшилась и в валютном выражении бытовая химия превышает стоимость сопоставимой продукции в странах Запада, которые ранее отличались более дорогими товарами.

Логика простая: cанкционная премия формируется в тех категориях товаров и услуг, которые ограничены или запрещены к поставкам в Россию, что накладывает издержки на перекупщиков, параллельный импорт и более высокие финансовые расходы из-за доп.посредников. Но, как видится, здесь не 50% от цены, что формирует сверхприбыли посредников и перекупщиков.

Теперь новый вид бизнеса – кто лучше оптимизирует расходы по логистике и финансовому сопровождению )

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter