Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Смерть Большой Семерки - удар по Британии » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Смерть Большой Семерки - удар по Британии

Они собрались не для того, чтобы восхвалить старого императора, а чтобы похоронить его. Стороннему наблюдателю это могло бы показаться просто еще одним саммитом Б7: министры из крупнейших стран мира собрались в экзотическом местечке… напитки-фуршеты-"междусобойчик" банкиров и высокопоставленных чиновников... серое бессмысленное коммюнике…
5 октября 2009 Архив
Они собрались не для того, чтобы восхвалить старого императора, а чтобы похоронить его. Стороннему наблюдателю это могло бы показаться просто еще одним саммитом Б7: министры из крупнейших стран мира собрались в экзотическом местечке… напитки-фуршеты-"междусобойчик" банкиров и высокопоставленных чиновников... серое бессмысленное коммюнике… Однако на самом деле все было совсем не так: это было последнее в своем роде заседание Б7 во всех отношениях.

Нельзя недооценивать значения этого факта. С 1975 г. именно эта группировка крупнейших развитых стран мира (в разнообразных своих реинкарнациях, от Б6 до Б8) диктовала курс международной политики и экономики.

И вот мы наблюдаем, пожалуй, наиболее явный признак изменения расстановки сил на международной арене, совпавший с финансовым кризисом: министры Б7 решили прекратить проведение регулярных официальных встреч группы. С 2011 г. Большая Семерка сводит свою деятельность к серии периодических специальных саммитов для обсуждения конкретных вопросов (с чего собственно и начиналась история Б7).

Данное решение является ударом для Британии, которой благодаря своему участию в Б7 удалось в последние десятилетия ощутимо упрочить свои позиции на международной арене. Еще одним гвоздем в крышку британского гроба стали обозначенные в минувшие выходные инициативы США по созданию Большой Четверки, состоящей из Америки, Евросоюза, Китая и Японии.

В прошлом месяце на саммите Б20 мировые лидеры постановили, что данная группировка стран (по сути дела, не 20, а 22) в гораздо большей степени является представительным органом, который мог бы координировать международную политику. Таким образом, встреча в Стамбуле проходила под знаком fin de l'epoque, "конца эпохи".
Министры еще проводили какие-то встречи, но все они были так незначительны и незаметны. На каком-то этапе у публики даже возникли сомнения в том, что Б7 опубликует хоть какое-то коммюнике. Коммюнике все же вышло, но с нулевой смысловой нагрузкой.

В ходе одной из пресс-конференций управляющий директор МВФ Доминик Стросс-Кан заявил, поспешив похоронить данный институт: "Одним из слабых мест Б7 - я чуть было не сказал: "покойной" Б7 - было не только стремление отгородиться от всего мира, но и отсутствие целеустремленности и последовательности в реализации намеченного. Министры и главы государств принимали решения без принятия каких-либо последующих мер для достижения поставленных целей - и забывали о них на полгода до следующего саммита".

Изменение в расстановке сил призвано справиться хотя бы с одной проблемой: слишком долго мировые экономики делились на имущие и неимущие. До финансового кризиса богатые страны стремились насадить развивающемуся миру один политический курс, в то время как сами следовали другому стандарту. Результаты не заставили себя ждать: мировые лидеры, неспособные скоординировать и устранить дисбалансы между экономиками - дефициты платежных балансов в англо-саксонском мире и повсеместные профициты в других частях планеты - оказались в ответе за последующие проблемы. Кризис наглядно показал, что если государства не хотят повторения экономических бедствий прошлого года, им придется объединить усилия для борьбы с этими дисбалансами.

Это означает, что такие страны, как Британия и США, должны меньше брать в долг и меньше тратить, в то время как страны наподобие Китая и Германии должны поступать строго наоборот. Б20 должна стать тем связующим звеном, которое поможет скоординировать эти усилия. Впрочем, есть одна проблема: по-прежнему сложно сказать, сумеют ли они сделать это.
На прошлой неделе МВФ публиковал документ за документом, расписывая уроки кризиса, и каждый раз возникало ощущение дежа вю, потому что Фонд уже посылал аналогичные предупреждения еще до кризиса, однако никто не внял этим увещеваниям и не предпринял никаких мер.
Кроме того, всегда велик соблазн урвать что-нибудь во благо собственного электората вместо того, чтобы жертвовать уровнем жизни своей страны во имя "сбалансированной мировой экономики".
Таким образом, в головах большинства политиков остаются сомнения относительно того, сумеет ли когда-нибудь Б20 или МВФ перейти из разряда "пустой говорильни" на более высокий уровень.

Впрочем, говорильня или нет, но эти саммиты все равно важны. Прочность и качество связей между странами могут повлиять на уровень мирового благосостояния. Большинство экономистов сейчас полагает, что в ближайшие годы мир вполне может скатиться в острую фазу протекционизма. Подобное развитие событий не только станет тормозом экономического роста, но и существенно повысит риски развития нестабильности и напряженности в мире, и лидеры стран должны помнить об этом.

Эдмунд Конвей, The Telegraph