Рынок IPO. Ждать ли очередного бума? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Рынок IPO. Ждать ли очередного бума?

14 декабря 2022 ИХ "Финам" Аседова Наталия
Бум IPO на российском фондовом рынке пришелся на 2020-2021 годы, когда в ходе первичного размещения акций компаниям удалось прилично заработать. При этом минувший год оказался одним из самых успешных за последние десять лет. Согласно данным аналитической компании Refinitiv, российским компаниям удалось привлечь в рамках IPO около $3,7 млрд в 2021 году.

Текущий год, тем не менее, не идет ни в какое сравнение с двумя предыдущими. На рынке IPO настало затишье. Ни российские, ни американские компании уже много месяцев не балуют инвесторов новыми первичными размещениями. В сложных экономических условиях и на фоне геополитической неопределенности, а также в связи с ожиданиями ужесточения денежно-кредитной политики мировыми центральными банками на фоне рекордно высокой инфляции, проведение IPO несло определенные риски.

Однако, есть и те, кто не боится проводить первичные размещения в сложившихся условиях. В частности, сегодня на Московской бирже стартуют торги обыкновенными акциями Whoosh. Сервис аренды электросамокатов привлек в рамках IPO 2,1 млрд рублей, разместив бумаги по цене 185 рублей за каждую.

Будут ли другие компании ориентироваться на успех размещения Whoosh? Как обстоят дела на рынке IPO? Чего ожидать в 2023 году? Хорошее ли сейчас время для участия в первичных размещениях? В этих и других вопросах Finam.ru решил разобраться вместе с экспертами.

Число IPO сошло на нет
Первичными размещениями акций, которые состоялись на российском рынке в 2021 году, порадовали «Группа Позитив», Fix Price, Segezha Group, «Ренессанс страхование», EMC, Softline, CIAN и «СПб Биржа», которая разместила бумаги на собственной площадке. В то же время компании не спешат проводить IPO на иностранных биржах. NYSE, NASDAQ, LSE и западные клиринговые организации приостановили торги и операции по бумагам российских компаний, что останавливает их от проведения первичных размещений за рубежом.

Для США 2021 год также стал рекордным как по количеству первичных публичных размещений акций, так и по объему привлеченных средств благодаря постепенному восстановлению мировой экономики после пандемии COVID-19. Согласно данным Dealogic, совокупное число IPO в США достигло в 2021 году 1 тыс., а объем привлеченных средств достиг $315 млрд. Наиболее крупными стали размещения акций

американского производителя электромобилей Rivian Automotive, китайского сервиса такси Didi Global, южнокорейского интернет-ритейлера Coupang ($4,6 млрд), а также оператора платформы для торговли акциями Robinhood Markets.

В текущем же году картина сильно изменилась. Ряд компаний решили перенести запланированное ранее размещение акций на бирже на фоне неблагоприятных рыночных условий. Mercury Retail Group, владелец сети магазинов «Красное и белое», отменил свои планы по проведению IPO, а компания «Делимобиль» так и не вышла на биржу, хотя перенесла первичное размещение акций с 2021 на 2022 год. «СИБУР Холдинг», сообщавший о возможности проведения IPO в текущем году, стал еще одной компанией на российском рынке, которой так и не удалось осуществить свои планы. В числе тех, кто планировал, но так и не разместил акции на бирже, оказались также «Азбука Вкуса», «ВкусВилл», «Рольф» и один из старейших игроков российского ИТ-рынка, группа IBS.

Причин для сокращения IPO на рынке РФ, на самом деле, много. Об этом, отвечая на вопросы Finam.ru, заявил Павел Гаврилов, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций». При этом эксперт выделил несколько ключевых из них. Во-первых, это отсутствие иностранных инвесторов, которые составляли порядка 50% покупателей новых бумаг. Запрет на их инвестиции и ограничения на западных биржах, по словам Гаврилова, не позволяют создать должный спрос лишь со стороны российских инвесторов. Во-вторых, наш рынок в целом выглядит дешево и оценивается по низким мультипликаторам, а, следовательно, объем привлечения средств в рамках IPO при прочих равных будет ниже.

Владимир Литвинов, частный инвестор, автор и создатель сообщества ИнвестТема, также подчеркивает, что в 2022 году вследствие блокировок нерезидентов, объем торгов на фондовом рынке заметно снизился. Рынок акций потерял в оборотах более 50%, а доля частных инвесторов в торгах превысила 80%. По словам эксперта, все это и послужило поводом для отмены, либо переноса IPO многих компаний. «АФК «Система» не спешит листинговать свои «Медси», «Биннофарм» и «Степь». Сервис каршеринга «Делимобиль» заявил о переносе IPO на будущий год. Также о своих планах ранее заявляли МТС Банк, ВкусВилл и Mercury Retail Group. И на то есть веские причины. За счет падения объема торгов и спроса на рисковые активы, собрать необходимую сумму компании вряд ли смогут. Тот же Whoosh, который сегодня начал торговаться на Мосбирже, привлек 2 млрд рублей, против ожидаемых 4-5 млрд рублей», - заметил Литвинов.

Можно ли ожидать оживления на рынке IPO?
Замглавы Минфина Алексей Моисеев ожидает интенсификации процесса IPO в России, о чем он заявил в ходе форума РБК «Новая экономика». По его словам, уже сейчас можно говорить, что системного кризиса на финансовом рынке удалось избежать. Он подчеркнул, что остается несколько очень серьезных проблем, но финансовый рынок не остановился.

Эксперты Goldman Sachs, в свою очередь, пророчат восстановление американского рынка IPO в ближайшие месяцы. Так, главный исполнительный директор Goldman Sachs Group Дэвид Соломон в ходе интервью изданию CNBC заявил, что в ближайшие месяцы мы увидим небольшое восстановление активности на рынках капитала по мере того, как инвесторы будут приспосабливаться к этой переоценке. Негативные факторы никуда не делись, но инвесторы постепенно привыкают к новой реальности, заметил он.

Как мы уже писали выше, несмотря на существующие риски и сложную рыночную ситуацию, некоторые компании все равно выходят на IPO. На российском рынке такой компанией стала Whoosh, тогда как дочка LG, LG Energy Solution, вышла на биржу в Южной Корее в начале этого года. Во Франкфурте, в свою очередь, в текущем году состоялось IPO Porsche, которое стало самым крупным в Европе. В то же время казахстанская компания «КазМунайГаз» разместила свои бумаги сразу на трех площадках - KASE, AIX и «СПБ Бирже». Впереди инвесторов ждет еще одно IPO - Aramco Trading, трейдинговое подразделение нефтяной компании Saudi Aramco может привлечь в рамках первичного размещения акций свыше $1,3 млрд. Ранее сообщалось, что это может произойти в конце 2022 года или начале 2023 года.

Наиболее успешным текущий год стал, пожалуй, для китайских бирж. Согласно данным Bloomberg, листинги в Шанхае, Шэньчжэне и на Пекинской бирже принесли в этом году $92 млрд, что позволило увеличить долю Китая в общемировых доходах от IPO с 13% в 2021 году до 46%, что почти в четыре раза выше, чем в США.

По мнению Леонида Делицина, аналитика ФГ «Финам», большой новой технологической волны, которая заставила бы инвесторов забыть о геополитической и экономической ситуации, пока не наблюдается. По его оценкам, на глобальных рынках предложение будут в основном формировать «единороги», которые не провели IPO раньше, и которых инвесторы прежних раундов понуждают к выходу на биржи. Эксперт полагает, что значительная их часть выйдет на фондовый рынок через слияния с бланковыми компаниями (SPAC). Например, американские аналоги ПАО «Вуш Холдинг» стали публичными компаниями именно таким путем. При этом аналитик «Финама» отмечает, что в России ситуация иная. «Провести IPO могут российские IT-компании – разработчики отечественных операционных систем (ОС), систем управления базами данных (СУБД), решений в сфере инфобезопасности. В связи с взрывным ростом спроса у них быстро растет выручка, а многие из них прибыльны. Тем не менее, им необходимы дополнительные финансовые ресурсы для сохранения скорости роста, а также интересна независимая оценка капитализации, которую может дать фондовый рынок», - заявляет Делицын.

Как отмечает Георгий Ващенко, заместитель директора аналитического департамента Freedom Finance Global, спрос на IPO, новые имена у игроков есть, но он преимущественно спекулятивный. По мнению эксперта, сегодня на торгах частные лица, скорее всего, будут больше продавать, чем покупать. «Драйвер рынка IPO - это ситуация, когда спрос многократно превышает предложение, и цена сильно вырастает в первый день торгов. Я не исключаю, что 2023 году будут первичные размещения, хотя кандидатов пока не много. Это, в первую очередь, компании, которые планировали выйти на рынок раньше, но отложили IPO. Необходимое условие сейчас - иметь бизнес в российской юрисдикции. На иностранные компании будут смотреть с заметным негативом», - подчеркивает он.

При этом Павел Гаврилов из «БКС Мир инвестиций» считает, что Whoosh будет показательной историей для рынка IPO в следующем году. Он не исключает, что поддержу IPO окажет листинг или выход компаний не на западных, а на восточных биржах. «Ожидания пока сдержанные, но чем больше в ближайшее время будет новых и успешных размещений на рынке, тем быстрее мы увидим насыщенность новыми компаниями», - заключил эксперт.

Георгий Ващенко, в свою очередь, полагает, что первичное размещение акций Whoosh, все-таки, частный случай, и триггером к проведению IPO других компаний он не станет. Эксперт отмечает, что в России спрос на проведение IPO и раньше был не высокий. Компании ориентировались на зарубежные рынки, а в России проводили только вторичный листинг, и объем локальных заявок сильно уступал внешним. «Все поменялось, зарубежные рынки закрыты. Эмитентам придется искать либо частные инвестиции, либо выходить на публичный рынок. И то и то сейчас сложно», - считает Георгий Ващенко.

Удачное ли сейчас время для участия в IPO?
По словам Леонида Делицына из «Финама», на рынке IPO сейчас установился ледниковый период, однако как есть храбрецы, которые отправляются на Новогодние каникулы в лыжный поход на Полярный Урал, так есть и те, кто участвует в IPO. Эксперт считает, что как опытные туристы готовятся к экстремальным маршрутам, так и инвесторы в IPO в отсутствие бума внимательнее читают проспекты эмиссий и оценивают перспективы компании. «Это рациональные инвесторы, которые ориентируются на привлекательность стратегии и финансовые показатели, а не на массовое поведение. В случае IPO компании ПАО «Вуш Холдинг» таких оказалось 20 тысяч физических лиц, а также ведущие инвестиционные фонды», - подчеркнул он.


В то же время Владимир Литвинов полагает, что сейчас не самое лучшее время для масштабного проведения IPO. По мнению эксперта, более разумным кажется использование долгового рынка, как наиболее дешевого инструмента заимствования.

«Может быть поэтому мы видим такой всплеск активности по размещению новых выпусков облигаций», - заметил он.

Самыми возможными и ожидаемыми IPO в 2023 году могут стать размещения американской технологической компании Stripe, сети Reddit, а также американской Discord, предлагающей пользователям бесплатный мессенджер с поддержкой IP-телефонии и видеоконференций. Не исключено, что аппетит к новым выпускам может быть довольно ограниченным и лишь время покажет, насколько успешными смогут быть эти и другие размещения на рынке IPO в наступающем году.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter