10 февраля 2023 Тинькофф Банк Шепелев Евгений
Теме финансов и инвестиций посвящены тысячи книг — как учебников и серьезных исследований, так и популярных изданий типа «Богатый папа, бедный папа». Вероятно, книги второго типа сильнее влияют на обычных людей, которые не хотят или не могут глубоко погрузиться в эту тему.
Но возникает вопрос: насколько идеи и советы из популярных изданий согласуются с позицией экономической теории, с ее исследованиями и математикой? Это решил проверить Джеймс Чой, профессор финансов из Йельской школы менеджмента.
В 2022 году он сравнил основные идеи из 47 популярных в США книг с современной экономической теорией и опубликовал исследование с результатами. Кратко расскажу, что у него получилось.
Спойлер: популярные книги зачастую противоречат экономической теории, но это не всегда плохо.
Потребление и сбережения
Что говорит экономическая теория. Как пишет Джеймс Чой, теория ориентируется не на уровень или норму сбережений в течение жизни, а на уровень потребления. Норма сбережений получится в результате этого: доход минус потребление.
В теории норма сбережений в среднем должна быть низкой или отрицательной в начале самостоятельной жизни и высокой в середине жизни. В начале жизни net worth, или чистый капитал, может быть отрицательным, и это приемлемо. Видимо, здесь, кроме прочего, предполагаются кредиты на обучение.
После выхода на пенсию норма сбережений становится отрицательной. Человек не откладывает и не инвестирует, а постепенно тратит имеющийся капитал.
В случае с накоплениями обычно не идет речь о том, чтобы разделять деньги на «кучки», предназначенные для разных целей. Деньги взаимозаменяемы, у них нет ярлыков.
Не одобряется mental accounting, или «мысленная бухгалтерия», когда человек по-разному относится к деньгам из разных источников или предназначенным для разных целей.
Что говорят популярные книги. Авторы таких книг делают упор на норму сбережений. Распространенный совет — откладывать определенную часть дохода, например 10%, и делать это в любом возрасте и при любом доходе.
Во-первых, это обосновывается важностью дисциплины — возможностью приучить себя всегда откладывать часть дохода. В экономической теории речь об этом обычно не идет, что, по мнению автора исследования, может быть недостатком теории.
Во-вторых, речь идет о пользе сложного процента. Чем раньше начнете откладывать, тем больше времени он будет работать и тем лучше будет результат.
А еще важно как можно раньше создать финансовую подушку. И даже когда она есть, надо продолжать сберегать.
При этом сначала нужно отложить часть дохода — на некий отдельный счет, — а лишь затем тратить оставшееся. Не наоборот. Как говорится в одной книге, «секрет в том, что вы не можете потратить то, что не видите».
В популярных книгах распространены простые правила типа «откладывайте 10—15% дохода» — и норма сбережения может не меняться. В одной книге предлагают менять норму сбережений с учетом уже накопленной суммы, а часть книг предлагает со временем увеличивать норму сбережений.
Распространена «мысленная бухгалтерия». Часть отложенных денег обозначается как финансовая подушка, часть — как деньги на пенсию, часть — для крупных покупок или обучения детей. Эти деньги могут по-разному вкладываться, отношение к ним отличается.
Указанная норма сбережений типа 10—15% дохода относится к деньгам для создания финансовой подушки и накопления на пенсию. Копить на другие цели надо сверх этой нормы сбережений.
У такого подхода, несмотря на неодобрение со стороны финансовой теории, может быть польза. Так, «мысленная бухгалтерия» способна мотивировать людей больше откладывать: есть прямая связь между откладыванием денег сейчас и достижением конкретных целей в будущем.
Доля акций в портфеле
Что говорит экономическая теория. Экономисты оценивают риск инвестиций, в частности вложений в акции, не просто с точки зрения того, будет прибыль или нет. Они рассуждают в терминах дисперсии доходности и стандартного отклонения, а также сравнивают результат вложений с безрисковой ставкой.
Есть разные мнения о том, как связаны срок вложений и риск и, соответственно, какой должна быть доля акций в портфеле с учетом горизонта инвестиций. Многие экономисты и специалисты по инвестициям склоняются к тому, что чем длиннее горизонт инвестиций, тем безопаснее вкладывать в акции.
Предположим, что доходность акций независимо и идентично распределена. Это значит, что прошлая доходность не определяет будущую, а дисперсия доходности не меняется на разных интервалах времени.
Тогда чем длиннее горизонт инвестиций, то есть срок вложений, тем выше ожидаемое превосходство акций над облигациями. Проблема в том, что дисперсия накопленной доходности акций тоже увеличивается.
Согласно Самуэльсону и Мертону, если у инвестора не меняется отношение к риску и нет дохода от трудовой деятельности, доля вложений в акции не должна зависеть от его горизонта инвестиций.
Ситуация меняется, если считать, что доходность акций имеет негативную автокорреляцию. Это значит, что за доходностью выше средней следует доходность ниже средней, и наоборот.
Тогда годовая дисперсия кумулятивной логарифмической доходности акций уменьшается с инвестиционным горизонтом. Значит, в долгосрочной перспективе риск акций не так велик.
Тогда чем длиннее горизонт инвестиций, то есть срок вложений, тем выше ожидаемое превосходство акций над облигациями. Проблема в том, что дисперсия накопленной доходности акций тоже увеличивается.
Согласно Самуэльсону и Мертону, если у инвестора не меняется отношение к риску и нет дохода от трудовой деятельности, доля вложений в акции не должна зависеть от его горизонта инвестиций.
Ситуация меняется, если считать, что доходность акций имеет негативную автокорреляцию. Это значит, что за доходностью выше средней следует доходность ниже средней, и наоборот.
Тогда годовая дисперсия кумулятивной логарифмической доходности акций уменьшается с инвестиционным горизонтом. Значит, в долгосрочной перспективе риск акций не так велик.
В целом ориентир такой: долгосрочным инвесторам можно держать более высокую долю акций в портфеле, чем тем, кто инвестирует на небольшой срок. При краткосрочных вложениях доля акций должна быть не слишком большой и инструменты денежного рынка или облигации могут подойти лучше.
Что касается безрисковой ставки, то важен не ее размер сам по себе, а разница между ожидаемой доходностью акций и безрисковой ставкой. Не нужно гнаться за более высокой доходностью в условиях низких ставок, если разница между ожидаемой доходностью акций и безрисковой ставкой не изменилась.
С возрастом долю акций предлагают снижать, и это связано с человеческим капиталом инвестора. У него остается все меньше будущих платежей в виде доходов от трудовой деятельности, которые можно условно приравнять к облигациям.
Постепенное снижение доли акций и увеличение доли облигаций, вкладов и подобных инструментов компенсирует это.
Что говорят популярные книги. Часто в них похожий подход к связи акций и срока вложений: обычно предлагается иметь более высокую долю акций при инвестициях на более долгий срок. 31 книга из 45, где были советы о распределении активов, указывает, что более длинный срок владения акциями снижает риск.
Аргумент в пользу этого: на длинных дистанциях доходность рынка акций обычно была выше доходности рынка облигаций. Используются также аргументы о том, что падение рынка — это распродажа и со временем доходность вернется к средней величине, и о том, что на длинных дистанциях экономика растет.
29 книг советуют держать деньги, которые скоро понадобятся, исключительно в виде наличных, на счетах или вкладах. Это касается и финансовой подушки. Значительная часть денег для более долгосрочных целей типа пенсионного портфеля может вкладываться в акции, при этом 14 книг отговаривают вкладывать в акции всю сумму из-за высокого риска.
26 книг советуют снижать риск портфеля по мере увеличения возраста инвестора. В 9 книгах есть правило «доля акций должна равняться 100 минус возраст инвестора» или его варианты.
Но поскольку в начале самостоятельной жизни у инвестора мало свободных денег, все эти деньги, вероятно, будут его финансовой подушкой, а не портфелем. В итоге, если представить долю акций в портфеле в виде графика, будет горб: сначала ноль или около ноля, затем рост по мере увеличения капитала, затем снижение доли из-за старения инвестора.
При этом в вопросе распределения активов лишь 8 популярных книг учитывают человеческий капитал инвестора, то есть его знания, навыки и способность зарабатывать, когда речь идет о доле акций в портфеле.
Также Джеймс Чой отмечает, что не учитывается важная для экономической теории концепция убывающей предельной полезности потребления: каждая дополнительная единица какого-то блага все менее ценная в сравнении с предыдущими. Ни в одной популярной книге не учитывается ковариация доходности каждого актива с предельной полезностью.
Дивиденды
Что говорит экономическая теория. В 1961 году экономисты Франко Модильяни и Мертон Миллер установили: платит ли компания дивиденды, не должно влиять на оценку компании, по крайней мере в идеальном мире без комиссий и налогов. Если инвестору нужна часть денег от вложений, он может просто продать часть акций.
В реальном мире дивиденды обычно облагаются налогом, тогда как прибыль от продажи акций — не всегда. Из-за этого стремление получать дивиденды может приводить к недополученной прибыли.
Что говорят популярные книги. Из числа попавших в исследование книг 9 отвергают идею о том, что дивиденды не важны. Ни одна книга из исследования не советует отказаться от дивидендов и процентных выплат ради оптимизации налогов.
Многие книги советуют иметь некий источник выплат, особенно когда инвестор находится в преклонном возрасте. Для этого могут подходить облигации.
Экономист и специалист по инвестициям Бертон Мэлкил, автор книги «Случайное блуждание на Уолл-стрит», в 2019 году советовал акции со стабильными дивидендными выплатами как замену облигациям, по которым тогда была низкая доходность.
Роберт Кийосаки, известный по бестселлеру «Богатый папа, бедный папа» и еще нескольким книгам, вообще отмел пользу роста цены, заявив, что важен только денежный поток.
В некоторых книгах не учитывается, что дивидендные выплаты влияют на цену акций. Авторы будто считают, что дивиденды берутся из воздуха, а не из прибыли компании.
Смарт-бета и факторы
Что говорит экономическая теория. Исследования показывают, что акции с определенными характеристиками дают более высокую доходность или более интересное соотношение доходности и риска.
Например, это акции стоимости — бумаги, недооцененные с учетом фундаментальных показателей компании. Еще один пример — акции небольших компаний. Дополнительная доходность может объясняться неправильным ценообразованием или компенсацией риска, отличающегося от обычного рыночного.
Стоит ли инвестировать в такие акции — неоднозначный вопрос. Есть разные мнения о том, стоит ли инвесторам выбирать какие-то конкретные факторы.
Что говорят популярные книги. Значительная часть книг рекомендует обратить внимание на тот или иной тип акций. 14 изданий советуют акции компаний малой капитализации, 8 — акции стоимости, одна — акции роста.
Часть книг советует одновременно держать акции противоположных стилей, например акции стоимости и роста. Это ослабляет ставку на конкретный фактор.
При этом в популярных книгах часто не говорится, что ставка на какой-то фактор увеличивает риск.
Международная диверсификация
Что говорит экономическая теория. Специалисты выступают за диверсификацию портфеля по странам, по крайней мере если речь об акциях.
Вес стран в части портфеля, отведенной на акции, должен соответствовать их весу в капитализации мирового рынка акций. Гипотеза эффективного рынка предполагает, что вся известная информация уже есть в цене бумаг, так что не нужно самостоятельно выбирать вес разных рынков. «Коллективный разум» уже установил цены акций и, соответственно, вес разных рынков с учетом всех известных фактов.
Международная диверсификация снижает риск портфеля: так он меньше зависит от происходящего в отдельной стране. И если раньше вкладываться в акции разных стран могло быть сложно и дорого, сейчас это доступно многим инвесторам.
Что говорят популярные книги. В отдельных американских изданиях международную диверсификацию не советуют. Во многих ее советуют, но долю неамериканских акций предлагают делать меньше той, что у них в капитализации мирового рынка.
В среднем авторы предлагали отвести на такие бумаги 27% той части портфеля, которая отведена на акции. При этом в 2021 году неамериканские бумаги составляли 59% капитализации мирового рынка акций, как пишет Джеймс Чой со ссылкой на данные SIFMA. Я добавлю, что, по другим данным, доля таких бумаг на мировом рынке была около 40%.
Авторы популярных книг обычно не обосновывают, почему предлагают занизить долю иностранных бумаг. Если же они приводят причины, то обычно говорят о повышенном риске иностранных акций: валютный риск, менее прозрачная отчетность, политическая нестабильность.
Среди аргументов встречается и то, что многие из американских компаний работают по всему миру, а страны мира теперь теснее связаны. С точки зрения авторов книг это снижает эффективность международной диверсификации.
Активные или пассивные фонды
Здесь позиции экономической теории и популярных книг в целом совпадают: инвесторам советуют инвестировать в пассивно управляемые фонды. Их результат меньше зависит от умений — а то и удачи — конкретных управляющих, а уровень расходов обычно ниже.
Лишь небольшая часть авторов выступает за активные фонды, в том числе Питер Линч. Это неудивительно, ведь он стал известным именно как активный инвестор.
То, что у экономистов и авторов популярных книг одинаковое мнение по этому вопросу, вероятно, связано с тем, что опубликовано много сравнений активных и пассивных фондов — и не в пользу активного управления.
Выплата долга
Что говорит экономическая теория. Оптимальным подходом считается в первую очередь выплачивать те долги, по которым выше процентная ставка. Так будет ниже переплата в виде процентов. Мы это подробно разбирали в статье «Гасить кредиты „лавиной“ или „снежным комом“?».
Что говорят популярные книги. В 10 книгах советуют сперва гасить долги с более высокой процентной ставкой. В других 9 продвигают метод «снежного кома», суть которого — сначала выплатить небольшие долги, чтобы потом больше денег направлять на выплату более крупных.
Популярный в США автор Дэйв Рамси обосновывает метод «снежного кома» тем, что человеку нужны быстрые успехи. Каждый вычеркнутый из списка долг придает энергии. Но Рамси нехотя признает, что математически может быть выгоднее начать с погашения более дорогих долгов.
В некоторых книгах советуют держать запас денег в виде наличных или на счетах с минимальным процентом, даже если у человека есть долги под очень высокий процент. Математически это неоптимально, но авторы книг обосновывают такой совет защитой от необходимости брать дополнительный долг в случае чего, а также психологическими причинами.
Сравнение позиций
Что в итоге
Идеи из популярных книг могут отклоняться от экономической теории. Но Джеймс Чой считает, что у такой литературы есть некоторые преимущества.
Во-первых, советы из нее легче применять, поскольку не нужны сложные расчеты. Во-вторых, популярные книги стараются учитывать сложности, с которыми обычные люди могут сталкиваться в финансовых вопросах, например из-за мотивации или эмоций.
С учетом этого популярная литература может оказаться более полезной на практике. А экономической теории стоило бы учитывать подобное в своих исследованиях и рекомендациях, чтобы не оставлять эту территорию непрофессионалам.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу