Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Великобритания находится в кризисе хуже чем во времена "потерянного десятилетия" в Японии » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Великобритания находится в кризисе хуже чем во времена "потерянного десятилетия" в Японии

13 марта 2023 Bloomberg
Совместный марш машинистов поездов, учителей, сотрудников университетов и государственных служащих в знак протеста против забастовки в Лондоне.

В то время как Великобритания сгибается под давлением вялого роста, забастовок, изнашивания инфраструктуры и рекордных списков ожидания в больницах, Джейсон Джеймс вспоминает еще один экономический кризис, который доминировал в начале его банковской карьеры: печально известное «потерянное десятилетие» Японии.

58-летний Джеймс провел 1990-е годы, работая в HSBC Securities в финансовом районе Нихонбаси в Токио. Это был период, когда произошло 60-процентное падение акций и падение стоимости земли, что привело к появлению банков-зомби и экономике, захлестнувшей банкротствами и безнадежными долгами.

Но его вывод таков, что Британия в 2020-х чувствует себя хуже.

«Система продолжала работать, поезда продолжали ходить», — сказал он. «Я не думаю, что у тебя когда-либо было ощущение, что все разваливается так, как это происходит здесь».

Его восприятие экономического упадка подтверждается цифрами. Анализ официальных данных Bloomberg и прогнозов Банка Англии показывает, что рост в Великобритании будет составлять в среднем 0,8% в год в период между 2016 годом, когда британцы с небольшим перевесом проголосовали за выход из Европейского Союза, и 2025 годом . Потерянное десятилетие часто цитируется на фоне предупреждений о «японизации» всякий раз, когда страна переживает длительный спад.

Тем не менее, это лишь часть проблемы в Великобритании, которая сталкивается с препятствиями, включая стремительную инфляцию, которая делает ее экономическую среду совершенно отличной от Японии 1990-х годов.

Великобритания находится в кризисе хуже чем во времена "потерянного десятилетия" в Японии

Закрытый вход на лондонский вокзал Виктория во время забастовки.

Фотограф: Крис Рэтклифф/Bloomberg.

Ужасная производительность, рушащиеся государственные услуги и ухудшение предложения рабочей силы формируют фон для бюджетного заявления канцлера казначейства Джереми Ханта в среду и, несмотря на недавний период более сильного, чем ожидалось, роста, указывают на долгосрочное замедление экономики. Если бы Великобритания сохранила темпы роста, которыми она обладала до мирового финансового кризиса 2008 года, располагаемый доход британцев теперь был бы в среднем примерно на 8000 фунтов стерлингов (9600 долларов США) больше. Средняя зарплата в прошлом году составила 33 000 фунтов стерлингов.

Сдвиг на более низкую скорость также может подорвать Великобританию в более широком смысле, от потери динамизма в Лондоне до отсутствия влияния по сравнению с США, Европейским союзом и Китаем в вопросах торговли и изменения климата.

Это не будет легко повернуть вспять. Япония эффективно выбралась из краха своих активов и банковского кризиса, но после мирового финансового кризиса, пандемии и конфликта на Украине, а также рыночных потрясений, вызванных непродолжительным премьерством Лиз Трасс, Хант, вероятно, повторит, что Великобритания может выйти из тупика.


Городские рабочие идут по тихой улице во время обеда в день забастовки машинистов.

Фотограф: Карлос Яссо/Bloomberg

«Государственный долг продолжал расти», — сказал Джеймс, который в 1999 году стал соавтором « Политической экономии японских финансовых рынков», а сейчас является генеральным директором англо-японского фонда Daiwa в Лондоне. Ссылаясь на забастовки в Национальной службе здравоохранения и в государственном секторе Великобритании, он сказал, что в Японии «больницы, машины скорой помощи и так далее все еще работают. В этом смысле общество продолжало работать и продолжает работать до сих пор».


Военнослужащий водит машину скорой помощи во время забастовки.

Фотограф: Леон Нил/Getty Images

На самом деле, для Великобритании уже более десяти лет наблюдается слабый рост. Последнее действительно энергичное расширение экономики страны началось в 1990-х годах, когда Япония все еще боролась с банковским кризисом. При лейбористском правительстве Тони Блэра, пришедшем к власти в 1997 году, Великобритания прошла период экономического роста, который продлился 47 кварталов подряд, а затем канцлер казначейства Гордон Браун сообщил, что экономические циклы «подъемы и спады» были обычным явлением в прошлом.

Вместо этого эйфория подпитывалась глобальным финансовым кризисом, а крах Northern Rock Plc и помощь другим банкам направили Великобританию на другую траекторию. Великобритания топталась на месте, первоначально из-за низкой производительности и последствий сокращения государственных расходов, усугубляемых проблемами с предложением рабочей силы из-за Brexit и пандемии.

Банк Англии не ожидает улучшения ситуации, по крайней мере, в течение текущего прогнозируемого периода. В феврале он пришел к выводу, что потенциальный рост — ограничение скорости экономики до того, как активность вызывает избыточную инфляцию — ослабнет до всего 0,7% в 2024 и 2025 годах, резкое замедление с 1,7% в 2010-х годах и 2,7% в период с 1997 по 2007 год.

Замедление роста и низкая производительность, лежащая в его основе, приводят к огромным потерям продукции. Разница между средним ростом в 2,7% до финансового кризиса с 1998 по 2007 год и нынешним «потерянным десятилетием» составляет около 800 миллиардов фунтов стерлингов в виде потерянного ВВП и 300 миллиардов фунтов стерлингов в год в виде потерянных налоговых поступлений.
Используя более скромные цифры роста, в среднем 2,1% с 2010 по 2015 год, сравнение показывает около 250 миллиардов фунтов стерлингов упущенной выгоды. Если бы эта тенденция роста сохранилась, располагаемый доход среднего британца увеличился бы примерно на 2400 фунтов стерлингов.

«Разница между, скажем, ростом производительности на 2% и ростом производительности на 0,7% не кажется очень большой, если рассматривать ее изолированно. Но эти вещи накапливаются», — сказал Кевин Лоан, старший экономист Fathom Consulting. «Со временем правительства и граждане сталкиваются с меньшим выбором. Климат против здоровья или образование против войны. Так что на самом деле это определяющая экономическая проблема нашего времени».


Таблички с надписью «Закрытие распродажи» на витрине магазина одежды в Уолтемстоу.

Фотографы: Толга Акмен/AFP/Getty Images

Растущая боль
Борьба за рост экономики Британии стала политической навязчивой идеей, особенно для правящих консерваторов, которые, согласно опросам, сталкиваются с поражением со стороны избирателей, переживших период национального упадка. Один депутат-консерватор, попросивший не называть его имени, сказал, что сосредоточенность партии на Европе и стремлении к Brexit означает, что она фактически растратила 13 лет пребывания у власти.

Великобритания — единственная экономика Большой семерки, которая все еще меньше, чем до пандемии, и, похоже, была выделена, когда Международный валютный фонд предсказал ей одно из самых больших понижений в своих последних прогнозах. Согласно последнему ежегодному исследованию привлекательности , проведенному EY , Франция заняла первое место в списке лучших направлений для иностранных инвестиций в Европе с точки зрения проектов. Франция также обогнала Великобританию и стала крупнейшим фондовым рынком Европы в прошлом году, а Лондон борется с компаниями, включая Arm Ltd. и CRH Plc, которые вместо этого предпочитают листинг в США.

Для Криса Шиклуны, бывшего чиновника казначейства, который курировал Японию во время азиатского финансового кризиса 1997 года, а сейчас возглавляет экономические исследования в Daiwa Capital Markets в Лондоне, это отсутствие инвестиций, а также забастовки и общее ощущение, что дела не идут в Великобритании — этим выделяются. По его словам, просто поездка на поезде подчеркивает разницу.

По его словам, японская инфраструктура «была хорошей и остается хорошей». «Вы чувствуете, что находитесь в стране с богатой экономикой, что, опять же, не является чем-то обязательным в этой стране».

Чиновники в Токио отреагировали на стагнацию и дефляцию огромным стимулированием, что в конечном итоге сделало Японию страной с самой большой задолженностью в мире по доле производства в конце 1990-х годов, согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития .


Поезд проезжает по станции Юракучо в Токио.

Фотограф: Норико Хаяси/Bloomberg

Но после того, как премьерство Трасс рухнуло, по крайней мере частично, из-за того, что трейдеры отшатнулись от масштабов снижения налогов в ее «плане роста», ее преемник Риши Сунак и Хант сделали своим приоритетом постановку государственных финансов на устойчивую основу.

Медленное снижение
Тем не менее, несмотря на ее драматическую кончину, предупреждение Трасс о том, что Великобритании грозит управляемый спад без радикального изменения курса, набирает обороты в Вестминстере, в том числе в оппозиционной Лейбористской партии.

«Нам нужен рост, и все основные стороны выдвигают планы», — сказал Энди Холдейн, бывший главный экономист Банка Англии, который работал над правительственной промышленной стратегией и политикой по «выравниванию» более бедных районов Великобритании. . Но он сказал, что необходимо больше подробностей о том, как достичь цели устранения региональных различий и оживления промышленности.


Закрытые магазины в центре города Бернли.

Фотограф: Энтони Девлин/Bloomberg.

Основная проблема заключается в том, что то, что, по мнению многих экономистов, Великобритания должна сделать, чтобы вернуться в нужное русло — смягчить правила Brexit, которые душили торговлю с ЕС, планировать реформы и усилить миграцию, — политически сложно. Двузначная инфляция также означает, что денежно-кредитная политика застряла на ограничительных настройках, поскольку Банк Англии стремится ограничить спрос.

Но насущная проблема заключается в том, что правительство твердо застряло в режиме пожаротушения. На фоне жесткого давления со стороны рынков облигаций осенью Хант ввел серьезные ограничения на расходы и повысил налоги, затянув пояса, что было названо «жесткой экономии 2.0» после того, как правительство под руководством консерваторов резко сократило расходы, когда они пришли к власти в 2010 году. Это наследие тори и всей страны, от которого еще предстоит избавиться.
Канцлер оставил себе всего 9 миллиардов фунтов стерлингов в соответствии со своими бюджетными правилами, и вряд ли у него будет гораздо больше возможностей для игры в среду. Длинный список дорогостоящих требований, в том числе вероятное увеличение текущих уровней энергетического обеспечения домохозяйств, оставляет мало места для политики стимулирования роста, такой как увеличение финансирования ухода за детьми.

Грандиозные амбиции, в том числе запланированная высокоскоростная железная дорога из Лондона в северную Англию, уже были свернуты из-за затрат, что подрывает ключевую консервативную программу «повышения уровня». Правительство пытается положить конец трудовым спорам между медсестрами и учителями, и более 7 миллионов человек находятся в очереди на получение обычной медицинской помощи NHS.

«Дело не только в том, что произошло в экономике, но и в сфере социального обеспечения, Национальной службы здравоохранения, образования», — сказала Джанет Хантер, профессор японской экономической истории в Лондонской школе экономики, жившая там в 1990-е годы. «Вы действительно чувствуете, что в этой стране так много аспектов, которые, кажется, разваливаются».

Комментарий автора:
У Великобритании отсутствует развитая промышленность до Японии ей очень далеко. Хотя в чем то эти государства схожи: это перенаселенные островные образования с недостаточными природными ресурсами.

Торговый баланс хронически отрицательный. Дисбалансы ранее удавалось балансировать за счет притока денег ворья со всего мира в т.ч. из России. Введение санкций из ада сильно уменьшило приток русских денег это расширило дыру, да и остальные инвесторы опасаясь за свои честно уворованные деньги также менее заинтересованы во вложениях на Поганый Остров.

Наиболее вероятно, что никакого роста в реальности там не будет, нарисовать можно что угодно, а по факту будет спад. Поскольку никаких источников процветания не просматривается. Более того ситуация будет деградировать и дальше. Финансировать кассовые разрывы будет все меньше и меньше желающих.

Страна не обеспечивает себя ни продуктами питания, ни товарами широкого потребления, ни энергоносителями. Кое-как держится за счет финансовых операций: биржи, страховые компании, банки. Но и этот сектор теряет привлекательность.

Отсутствуют крупные экспортные отрасли как в Японии или скажем Ю. Корее.


http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу