Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Мировая экономика выиграла от падения цен на энергоносители » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Мировая экономика выиграла от падения цен на энергоносители

13 марта 2023 The Wall Street Journal
По прогнозам экономистов, благодаря снижению цен на газ объем производства в Европе может вырасти на 1.5%. Мировая экономика снова попала под влияние энергоносителей во второй раз за год. На этот раз новости хорошие. Падение цен на нефть и газ способствует экономическому росту, экономит деньги потребителей, повышает доверие и снижает давление на государственные бюджеты.

Это резкая смена направления на рынке энергоносителей после прошлогоднего ценового шока, когда начавшийся конфликт на Украине породил опасения по поводу глубокой рецессии в Европе и за ее пределами.

По мнению экономистов, снижение цен на энергоносители отчасти объясняет неожиданно сильные экономические данные в этом году в США и Европе. Согласно бизнес-исследованию S&P Global, внимательно отслеживаемому индикатору будущего роста, менеджеры по поставкам по обе стороны Атлантики настроены оптимистичнее, чем в течение многих месяцев.

Неожиданная прибыль для домохозяйств, предприятий и правительств компенсирует более высокие затраты по кредитам, связанные с тем, что центральные банки повышают процентные ставки для борьбы с рекордной инфляцией.

Баррель нефти подешевел более чем на треть с середины прошлого года, упав со $121 примерно до $77, что ниже уровня, существовавшего до военного конфликта, поскольку рынки адаптировались к западным запретам на поставки из России. Этому также способствовало высвобождение нефти из чрезвычайных резервов. Некоторые экономисты предупреждали, что открытие китайской экономики приведет к росту цен на нефть, но пока этого не произошло.

В Европе базовые оптовые цены на газ упали почти на 90% с прошлого лета, достигнув минимума с 2021 года, благодаря теплой погоде, экономии энергии и увеличению импорта. Энергия является компонентом почти всех товаров и услуг, что придает ей огромное значение, даже притом, что развитые страны с 1970-х годов сокращают потребление энергии на единицу продукции.

«Трудно переоценить важность этого с точки зрения макроэкономических перспектив для Европы», — отметил Нил Ширинг, главный экономист Capital Economics, Лондон.

По данным Capital Economics, снижение цен на газ означает огромную экономию средств для Европы, что примерно сопоставимо с 3.5% ВВП Италии в этом году и 2% ВВП в Германии, Португалии и Испании.

Влияние на объем производства дополнилось субсидиями на сотни миллиардов долларов, которые правительства выделили в прошлом году, чтобы смягчить удар по домохозяйствам и компаниям. Субсидии смягчили последствия роста цен и, следовательно, последующего их снижения на энергоносители. Поэтому, по словам Ширинга, влияние на объем производства составит примерно половину от фактической экономии затрат.

«Ожидания довольно глубокой рецессии сменились ожиданиями более мягкой, умеренной и краткосрочной рецессии», — добавил он.

По данным Capital Economics и Berenberg Bank, стимулы в энергетическом секторе могут увеличить объем производства в еврозоне примерно на 1.5%, что примерно сопоставимо с годовым ростом. Berenberg ожидает, что экономика еврозоны в этом году вырастет на 0.7% по сравнению с октябрьским прогнозом, предполагавшим сокращение на 1.3%. По мнению экономистов, США также выиграют от этого, но в меньшей степени.

Две стороны одной медали
В последние месяцы потребительское доверие уверенно восстанавливается по обе стороны Атлантики, компенсируя прошлогоднее падение. По мнению экономистов, это может говорить о том, что домохозяйства тратят больше средств, сэкономленных во время пандемии, еще больше стимулируя экономический рост.

По словам Хольгера Шмидинга, главного экономиста Berenberg Bank, доверие со стороны европейских домохозяйств и бизнеса пострадало в прошлом году так же сильно, как и располагаемые доходы домохозяйств.

В Италии, которая сильно зависит от импорта газа, розничные продажи в январе подскочили на 1.7% по сравнению с декабрем. Это одни из самых быстрых темпов роста с мая 2020 года, когда экономика снова открылась после карантина, введенного из-за пандемии. По данным федерального бюро статистики Германии, производство в энергоемких секторах страны увеличилось в январе на 6.8% по сравнению с предыдущим месяцем после падения на одну пятую в прошлом году.

«Скачок цен на газ и опасения по поводу нехватки газа прошлым летом и зимой привели к стагнации в еврозоне в прошлом году, — заявил Шмидинг. — Сейчас мы видим обратную сторону этого шока».

В отличие от Европы, где рост цен на энергоносители означает перемещение денег от местных к иностранцам, США являются чистым экспортером энергоносителей. Соответственно, повышение цен приводит к неоднозначным последствиям: деньги перетекают от американских домохозяйств к американским энергетическим компаниям и их акционерам.

Однако домохозяйства будут тратить с большей доли вероятности, чем производители нефти, а это означает, что даже в США более высокие цены на нефть в итоге сократят рост. По данным Morgan Stanley, двукратное повышение цен на нефть в течение года в совокупности сокращает реальные расходы домохозяйств на 3.7%.

И наоборот, снижение цен на бензин во второй половине прошлого года компенсировало последствия повышения процентных ставок за тот же период за счет высвобождения располагаемого дохода, говорится в сообщении банка.

Во многих странах правительства расширили меры поддержки помимо субсидий на единицу потребляемой энергии, включая денежные выплаты. В Великобритании домохозяйства получают фиксированную выплату от правительства в размере £400, что эквивалентно примерно $480. Во Франции правительство расширило категории плательщиков подоходного налога, чтобы увеличить располагаемый доход.

Крупнейшие центральные банки пытаются определить, насколько еще повысить процентные ставки. Падение цен на энергоносители имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, это позволяет снизить общий уровень инфляции. В результате профсоюзы могут оказаться под давлением, вынуждая работников соглашаться на более низкие прибавки к зарплате, чтобы снизить взаимосвязь между ростом заработной платы и цен.

С другой стороны, снижение цен на энергоносители действует подобно сокращению налогов, повышая потребительские расходы, что может усилить инфляционное давление за пределами энергетического сектора.

«То, что [домохозяйства] не потратят на энергию, они потратят на что-то другое, — заявила Кэтрин Манн, член Комитета Банка Англии по монетарной политике, в ходе панельной дискуссии в прошлом месяце. — Это позволяет трансформировать неподконтрольные вещи, а именно внешние цены на энергоносители, во что-то более контролируемое, т. е. инфляцию, генерируемую внутри страны».

http://www.wsj.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу