Российские авиакомпании теряют высоту » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Российские авиакомпании теряют высоту

14 июля 2023 ИХ "Финам" Братерский Александр
14 июля исполнилось 55 лет со дня открытия первых коммерческих авиарейсов из СССР в США и обратно. Сообщение об открытии перелетов между двумя странами, ставшее реальностью благодаря потеплению отношений, было первой новостью в The New York Times: «Полеты в Советский Союз начинаются сегодня: PanAm и «Аэрофлот» открывают прямые рейсы между Нью-Йорком и Москвой».

Пассажирами тех рейсов, конечно, не были обычные советские граждане: самолеты перевозили в США в основном чиновников, дипломатов, представителей торговых делегаций. Аналогичная ситуация была и в США. Правда, небольшие группы американских туристов в стране все же бывали.

После похолодания в отношениях в 1981 году прямые перелеты между СССР и США были приостановлены и возобновлены лишь в 1986-ом.

Cегодня о прямых рейсах из России в США можно забыть. После событий 24 февраля тем, кто летит в Северную Америку, нужно выбирать полет через третью страну, чаще всего это Турция, cтавшая главным российским авиационным хабом.

Количество вылетов в дальнее зарубежье у крупнейшей авиакомпании «Аэрофлот» сократилось в разы. Авиакомпания прекратила полеты в Западную Европу, после того как весной 2022 года Евросоюз внес «Аэрофлот» в список авиакомпаний, которым запрещены полеты в пределах ЕС. В том же году акции авиакомпании превратились в аутсайдеров рынка, а «Аэрофлот» лишился 60% капитализации.

Кроме того, после начала СВО европейские компании начали массово отзывать из России свои самолеты, которые национальные авиакомпании брали в лизинг. Власти выделили 300 миллиардов рублей на приобретение самолетов у зарубежных владельцев, используя средства Фонда национального благосостояния. В июне была создана компания, которая должна стать формальным собственником иностранных судов. Компания, как рассказал глава «Аэрофлота» Сергей Александровский, была создана для нужд российского флагамана.

Только в феврале этого года «Аэрофлот» впервые показал рост пассажирского потока. За полгода группа компаний нарастила перевозки пассажиров на 21,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Сегодня три наиболее популярных направления зарубежных полетов у россиян - это Турция, Армения и Казахстан. При этом, как писало в начале июля издание РБК, со ссылкой на популярных билетных агрегаторов, средняя цена билетов на полеты по популярным зарубежным маршрутам уменьшилась. Так, средняя цена на билет в оба направления между Россией и Турцией снизилась на 14% до 43,3 тысяч рублей, между Россией и Казахстаном - на 4%, до 29,4 тыс. руб. Среди билетов в дальнее зарубежье снизились билеты в Израиль - на 7% до 52,4 тысяч, а в ОАЭ - на 20% до 40,8 тысяч.

Однако часть игроков рынка настроено менее оптимистично. На днях в интервью РБК совладелец аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев отметил, что как на внутренних, так и на международных направлениях цены будут повышаться. «Думаю, что на внутренних рейсах будет рост порядка 15–20%, а на международных — до 40%».

Эти слова бизнесмена сразу же вызвали реакцию Федеральной антимонопольной службы, которая выдала Ванцеву «предостережение в связи с публичным заявлением о росте цен на авиабилеты». В ФАС заявили, что подобные заявления могут быть «восприняты как побуждение к действию по повышению цен хозяйствующими субъектами».

Ванцев объяснил свои слова в интервью заботой о безопасности полетов, которая стоит денег. «У нас есть склады запчастей, которые нам позволяют еще около года более-менее нормально существовать, а дальше их нужно пополнять». По словам Ванцева, все это сопряжено с трудностями в связи с санкциями западных стран на поставку в Россию новых самолетов и комплектующих.

В настоящее время крупнейшая общенациональная компания «Аэрофлот» обладает парком из 112 самолетов «Аэробус» различных типов, а также 59 самолетов «Боинг». При этом, возраст воздушных судов достаточно молодой, и, как отметил ранее гендиректор авиакомпании Сергей Александровский, эксплуатировать эти суда можно и после 2030 года. Но главной проблемой остается приобретение запчастей, которые теперь приходится покупать не напрямую у производителей.

Ранее агентство Reuters сообщило cо ссылкой на источники в авиационной отрасли, что попавшие в санкционный список авиакомпании разбирают самолеты на запчасти.

Аналитик ФГ «Финам» Наталия Пырьева считает, что рост цен на авиационные билеты «неизбежен» из-за того, что затраты авиакомпаний на техобслуживание авиапарка продолжают расти, а уровень государственной поддержки ниже, чем в 2022 году, что вынуждает перевозчиков к подобным мерам. «При этом стоит отметить, что это именно вынужденные меры, так как ключевым драйвером для роста отрасли остается повышение загрузки, а рост тарифов ограничивает спрос, который сейчас необходим. Пока налаживаются новые связи с альтернативными поставщиками комплектующих, формируются договоренности с центрами по ремонту и техобслуживанию самолетов и обучению пилотов в дружественных странах, но это процесс небыстрый и недешевый», - говорит эксперт.

Как отмечает Пырьева, авиаотрасль России находится лишь на начальной стадии восстановления после всех кризисов, связанных сначала с пандемией Сovid-19, а затем с СВО. «Значительную поддержку отрасли окажет поступление в парки авиаперевозчиков новых российских самолетов, которые будут обслуживаться дома. Однако еще раз стоит подчеркнуть, что это – только начало пути, процесс замены зарубежных судов на отечественные будет длительным, и пока нет оснований с полной уверенностью говорить о том, что Россия будет в ближайшем будущем летать только на собственных самолетах», - говорит Пырьева.

Куратор авиации в правительстве вице-премьер Денис Мантуров пообещал авиакомпаниям 1000 самолетов российского производства к 2030 году. Среди них как Sukhoi Superjet и МС-21, так и модернизированные Ил–114-300 и Ту–214. Однако опрошенные изданием эксперты считают выполнение подобной задачи чрезвычайно сложным. Одна из главных проблем - нехватка соответствующих кадров. За годы «простоя» многие компетенции в авиационной отрасли утеряны, а молодые специалисты не слишком спешат на предприятия авиационной промышленности. Даже вполне приемлемые еще год-полтора назад зарплаты от 100 000 рублей на авиапредприятиях Москвы и других крупных городов уже не кажутся такими привлекательными.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter