28 июля 2023 Тинькофф Банк
Последний год СМИ активно пишут о неминуемом расширении дефицита российского госбюджета в условиях геополитического кризиса и западных санкций. Действительно, по итогам первых четырех месяцев текущего года дефицит госбюджета превысил план на 2023-й на 5% и достигнул 3,0 трлн рублей. Однако уже по итогам июня дефицит сократился до 2,6 трлн рублей. Что будет с госбюджетом во второй половине года? И что в действительности означают эти цифры и каково их влияние на инфляцию и политику Банка России? Попробуем разобраться.
Что такое федеральный бюджет?
Это финансовый план на текущий год, а также на плановый двухлетний период, следующий за текущим годом. В этом плане:
рассчитываются будущие доходы и расходы государства;
прогнозируется профицит или дефицит госбюджета;
рассматриваются источники финансирования госбюджета.
Какие бывают доходы госбюджета?
Нефтегазовые (налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на дополнительный доход от добычи (НДД), экспортные пошлины).
Ненефтегазовые (НДФЛ, НДС, налог на прибыль и др., а также доходы от управления госимуществом, штрафы и иные платежи).
Какие бывают расходы госбюджета?
1. Социальная политика.
2. Национальная оборона.
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.
4. Общегосударственные вопросы.
5. Обслуживание госдолга.
6. Межбюджетные трансферты.
7. Образование.
8. Здравоохранение.
9. Национальная экономика.
10. ЖКХ.
11. Охрана окружающей среды.
12. Культура и спорт.
13. СМИ.
Откуда берется дефицит госбюджета?
Ответ прост: дефицит госбюджета образуется тогда, когда расходы государства превышают его доходы. В противном случае, когда доходы превышают расходы, образуется профицит госбюджета. В целом государства в разные периоды могут существовать как с профицитом, так и с дефицитом бюджета. Так, США на протяжении последних 20 лет стабильно фиксируют дефицит госбюджета.
Для финансирования дефицита бюджета государства, как правило, прибегают к выпуску долговых обязательств. Для США, чья валюта — основная резервная валюта в мире, выпуск долга при низких процентных ставках не является проблемой (не считая, конечно, потолка госдолга, который время от времени приходится повышать).
В современной России ситуация иная — с 2000 года преимущественно наблюдался профицит госбюджета. Это позволяло накапливать финансовую подушку безопасности на черный день.
Для того чтобы в хорошие времена накапливать сверхдоходы, которые будут нужны не в столь удачные периоды, в России действует бюджетное правило. Оно время от времени изменяется.
До 2022 года бюджетное правило работало следующим образом. В плане госбюджета устанавливался определенный уровень цен на российскую нефть марки Urals. Доходы, полученные по цене выше этого уровня, относили к сверхдоходам и направляли в Фонд национального благосостояния (ФНБ).
Сейчас бюджетное правило работает немного иначе. Минфин рассчитывает и устанавливает базовый уровень нефтегазовых доходов на каждый месяц. Если фактические доходы превышают этот базовый уровень, Банк России будет покупать дружественную валюту (юань) и направлять ее в резервы. Если же фактические доходы ниже базового уровня, регуляторы продают валюту из ФНБ, чтобы получить рубли. В настоящий момент базовый уровень нефтегазовых доходов зафиксирован номинально на уровне 8 трлн рублей.
Какие есть источники финансирования дефицита госбюджета?
В России есть следующие источники финансирования:
внутренние и внешние государственные заимствования;
ФНБ;
остатки средств с прошлого года;
запасы драгоценных металлов;
доходы от приватизации и др.
Основные из них — первые два. Поэтому рассмотрим их подробнее.
Внутренние и внешние государственные заимствования
Основным средством финансирования дефицита бюджета являются государственные заимствования. В настоящий момент, когда в условиях западных санкций российское правительство не может занимать на внешних рынках, Минфин занимает исключительно на локальном в облигациях федерального займа (ОФЗ). В прошлом году Минфин перевыполнил первоначальный план заимствований на 3,26 трлн рублей на внутреннем рынке, разместив гособлигации на общую сумму 3,281 трлн рублей по номиналу. В текущем же году Минфин планирует занять на отечественном рынке еще 3,5 трлн рублей для финансирования расходов и погашения ранее взятых долговых обязательств.
Основные заимствования министерству придется делать через облигации с плавающей ставкой (флоатеры), так как в текущих условиях высокой неопределенности инвесторы предпочитают именно их, чтобы не брать на себя риски длинных бумаг с фиксированной доходностью. Тем более что повышенные расходы госбюджета стимулируют потребительский спрос и могут вызвать дополнительное ускорение инфляции, что вынудит Банк России увеличить ключевую ставку сверх прогнозных значений.
ФНБ
Фонд национального благосостояния является одним из источников покрытия дефицита госбюджета. За первое полугодие 2023-го из ФНБ на эти цели было изъято порядка 506 млрд рублей. При этом по состоянию на 1 июля резервы ФНБ оцениваются в 12 670 270,1 млн рублей, или 8,4% ВВП, прогнозируемого на 2023 год. Несмотря на изъятия для покрытия дефицита госбюджета, с января 2023-го резервы ФНБ, в том числе ликвидные активы (средства на счетах в Банке России), растут. Это связано как с доходами от инвестиций, так и с валютной переоценкой активов фонда.
На июль объем ликвидных активов Фонда достиг эквивалента 6 811 125 млн рублей, или 4,5% ВВП, прогнозируемого на 2023 год.
Во второй половине 2023-го существенные изъятия из ФНБ маловероятны. Напротив, мы ждем пополнения ФНБ в ближайшие месяцы, учитывая текущие цены на нефть и предел для дисконта российской нефти Urals к международному бенчмарку Brent, установленный для налогообложения нефтедобытчиков. Пополнения ФНБ будут возможны в связи с ожидаемым превышением фактических нефтегазовых доходов над базовым уровнем. Напомним, что базовый уровень для нефтегазовых доходов госбюджета в 2023 году определен на отметке 8 трлн рублей в месяц. При текущих уровнях добычи и валютном курсе это соответствует примерно $60 за баррель нефти, реализуемой на экспорт.
Что сейчас происходит с госбюджетом?
Последние данные по госбюджету внушают некоторый оптимизм. В июне госбюджет был исполнен с профицитом в размере 434 млрд рублей. Во многом этому способствовал рост госдоходов на 30% (до 2,56 трлн рублей, тогда как госрасходы составили 2,13 трлн рублей).
Ненефтегазовые доходы показали хорошую динамику и выросли до 2,03 трлн рублей. Здесь немалую роль сыграли дивиденды от Сбера, которые принесли госбюджету 0,28 трлн рублей.
Нефтегазовые же доходы составили 529 млрд рублей.
В целом дефицит госбюджета, накопленный за первые пять месяцев 2023-го, сократился с 3,0 трлн рублей до 2,6 трлн рублей.
Чего ждать по итогам 2023 года?
В законе о федеральном бюджете на 2023 год были запланированы следующие значения.
Доходы в размере 26,1 трлн рублей
В данной статье госбюджет, вероятно, сможет выйти на плановые значения и даже немного превысит их. Ненефтегазовые доходы показывают сильную динамику в текущем году и ожидаются на уровне порядка 18 трлн рублей (в плане заложено 17,19 трлн рублей). А вот нефтегазовых доходов по итогам 2023-го госбюджет может немного недобрать. Минфин прогнозировал их на уровне 8,9 трлн рублей по итогам 2023-го. Но за первое полугодие они составили лишь 3,38 трлн рублей. Во второй половине 2023-го нефтегазовые доходы могут увеличиться за счет улучшения рыночной конъюнктуры и корректировки определения налоговой базы, отмечает Минфин. Однако недобор нефтегазовых доходов по итогам года может составить порядка 0,9 трлн рублей. Его планируют покрыть с помощью средств из ФНБ
Расходы в размере 29,1 трлн рублей
В данной статье госбюджет, скорее всего, превысит плановые значения, учитывая текущие темпы госрасходов. В начале 2023-го госрасходы существенно возросли, но они были авансированными. То есть во второй половине 2023-го госрасходы могут быть меньше. Последние месяцы уже наблюдается некоторое улучшение в расходной части госбюджета. Однако по итогам года мы, вероятно, увидим значения, близкие к 31 трлн рублей.
Дефицит госбюджета в размере 2,9 трлн рублей
По итогам 2023 года дефицит будет точно превышен и составит около 4,5 трлн рублей (или 3% ВВП).
Подводим итоги
В этом году доходы госбюджета действительно сократились, а расходы выросли, но Минфин вряд ли испытает существенные проблемы с госбюджетом. Да, план министерства по дефициту госбюджета на текущий год в размере 2,9 трлн рублей (или 2% ВВП) выполнен не будет. И министр финансов Антон Силуанов в своих недавних интервью подтверждает это, допуская вероятность увеличения дефицита госбюджета до 2,5% ВВП. Однако дефицит госбюджета в размере 2—4% ВВП не является чем-то критичным.
С учетом текущей динамики мы ждем, что по итогам 2023 года госрасходы составят порядка 31 трлн рублей, а госдоходы вырастут до 26,5 трлн рублей. Таким образом, дефицит госбюджета по итогам 2023 года может составить порядка 4,5 трлн рублей (или около 3% ВВП).
Доходы госбюджета, по нашему мнению, должны вырасти во второй половине года по следующим причинам:
общемировой рост цен на энергоносители;
сокращение дисконта Urals к Brent;
уточнение определения налоговой базы для нефтяников (потолок по дисконту на Urals для НДПИ и НДД);
разовый сбор с бизнеса (windfall tax).
В 2024–2025 годах мы ожидаем снижения дефицита госбюджета до 3% и 2,5% ВВП соответственно. Предполагаем, что нефтегазовые доходы будут чуть выше уровней текущего года на фоне благоприятной внешней конъюнктуры для рынка нефти, а ненефтегазовые доходы будут на сильном уровне, как и в 2023 году. К тому же ждем консолидации госбюджета, которая поможет улучшить расходную часть. Так, Минфин уже выступил с инициативой сократить незащищенные расходы бюджета на 10%.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Что такое федеральный бюджет?
Это финансовый план на текущий год, а также на плановый двухлетний период, следующий за текущим годом. В этом плане:
рассчитываются будущие доходы и расходы государства;
прогнозируется профицит или дефицит госбюджета;
рассматриваются источники финансирования госбюджета.
Какие бывают доходы госбюджета?
Нефтегазовые (налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на дополнительный доход от добычи (НДД), экспортные пошлины).
Ненефтегазовые (НДФЛ, НДС, налог на прибыль и др., а также доходы от управления госимуществом, штрафы и иные платежи).
Какие бывают расходы госбюджета?
1. Социальная политика.
2. Национальная оборона.
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.
4. Общегосударственные вопросы.
5. Обслуживание госдолга.
6. Межбюджетные трансферты.
7. Образование.
8. Здравоохранение.
9. Национальная экономика.
10. ЖКХ.
11. Охрана окружающей среды.
12. Культура и спорт.
13. СМИ.
Откуда берется дефицит госбюджета?
Ответ прост: дефицит госбюджета образуется тогда, когда расходы государства превышают его доходы. В противном случае, когда доходы превышают расходы, образуется профицит госбюджета. В целом государства в разные периоды могут существовать как с профицитом, так и с дефицитом бюджета. Так, США на протяжении последних 20 лет стабильно фиксируют дефицит госбюджета.
Для финансирования дефицита бюджета государства, как правило, прибегают к выпуску долговых обязательств. Для США, чья валюта — основная резервная валюта в мире, выпуск долга при низких процентных ставках не является проблемой (не считая, конечно, потолка госдолга, который время от времени приходится повышать).
В современной России ситуация иная — с 2000 года преимущественно наблюдался профицит госбюджета. Это позволяло накапливать финансовую подушку безопасности на черный день.
Для того чтобы в хорошие времена накапливать сверхдоходы, которые будут нужны не в столь удачные периоды, в России действует бюджетное правило. Оно время от времени изменяется.
До 2022 года бюджетное правило работало следующим образом. В плане госбюджета устанавливался определенный уровень цен на российскую нефть марки Urals. Доходы, полученные по цене выше этого уровня, относили к сверхдоходам и направляли в Фонд национального благосостояния (ФНБ).
Сейчас бюджетное правило работает немного иначе. Минфин рассчитывает и устанавливает базовый уровень нефтегазовых доходов на каждый месяц. Если фактические доходы превышают этот базовый уровень, Банк России будет покупать дружественную валюту (юань) и направлять ее в резервы. Если же фактические доходы ниже базового уровня, регуляторы продают валюту из ФНБ, чтобы получить рубли. В настоящий момент базовый уровень нефтегазовых доходов зафиксирован номинально на уровне 8 трлн рублей.
Какие есть источники финансирования дефицита госбюджета?
В России есть следующие источники финансирования:
внутренние и внешние государственные заимствования;
ФНБ;
остатки средств с прошлого года;
запасы драгоценных металлов;
доходы от приватизации и др.
Основные из них — первые два. Поэтому рассмотрим их подробнее.
Внутренние и внешние государственные заимствования
Основным средством финансирования дефицита бюджета являются государственные заимствования. В настоящий момент, когда в условиях западных санкций российское правительство не может занимать на внешних рынках, Минфин занимает исключительно на локальном в облигациях федерального займа (ОФЗ). В прошлом году Минфин перевыполнил первоначальный план заимствований на 3,26 трлн рублей на внутреннем рынке, разместив гособлигации на общую сумму 3,281 трлн рублей по номиналу. В текущем же году Минфин планирует занять на отечественном рынке еще 3,5 трлн рублей для финансирования расходов и погашения ранее взятых долговых обязательств.
Основные заимствования министерству придется делать через облигации с плавающей ставкой (флоатеры), так как в текущих условиях высокой неопределенности инвесторы предпочитают именно их, чтобы не брать на себя риски длинных бумаг с фиксированной доходностью. Тем более что повышенные расходы госбюджета стимулируют потребительский спрос и могут вызвать дополнительное ускорение инфляции, что вынудит Банк России увеличить ключевую ставку сверх прогнозных значений.
ФНБ
Фонд национального благосостояния является одним из источников покрытия дефицита госбюджета. За первое полугодие 2023-го из ФНБ на эти цели было изъято порядка 506 млрд рублей. При этом по состоянию на 1 июля резервы ФНБ оцениваются в 12 670 270,1 млн рублей, или 8,4% ВВП, прогнозируемого на 2023 год. Несмотря на изъятия для покрытия дефицита госбюджета, с января 2023-го резервы ФНБ, в том числе ликвидные активы (средства на счетах в Банке России), растут. Это связано как с доходами от инвестиций, так и с валютной переоценкой активов фонда.
На июль объем ликвидных активов Фонда достиг эквивалента 6 811 125 млн рублей, или 4,5% ВВП, прогнозируемого на 2023 год.
Во второй половине 2023-го существенные изъятия из ФНБ маловероятны. Напротив, мы ждем пополнения ФНБ в ближайшие месяцы, учитывая текущие цены на нефть и предел для дисконта российской нефти Urals к международному бенчмарку Brent, установленный для налогообложения нефтедобытчиков. Пополнения ФНБ будут возможны в связи с ожидаемым превышением фактических нефтегазовых доходов над базовым уровнем. Напомним, что базовый уровень для нефтегазовых доходов госбюджета в 2023 году определен на отметке 8 трлн рублей в месяц. При текущих уровнях добычи и валютном курсе это соответствует примерно $60 за баррель нефти, реализуемой на экспорт.
Что сейчас происходит с госбюджетом?
Последние данные по госбюджету внушают некоторый оптимизм. В июне госбюджет был исполнен с профицитом в размере 434 млрд рублей. Во многом этому способствовал рост госдоходов на 30% (до 2,56 трлн рублей, тогда как госрасходы составили 2,13 трлн рублей).
Ненефтегазовые доходы показали хорошую динамику и выросли до 2,03 трлн рублей. Здесь немалую роль сыграли дивиденды от Сбера, которые принесли госбюджету 0,28 трлн рублей.
Нефтегазовые же доходы составили 529 млрд рублей.
В целом дефицит госбюджета, накопленный за первые пять месяцев 2023-го, сократился с 3,0 трлн рублей до 2,6 трлн рублей.
Чего ждать по итогам 2023 года?
В законе о федеральном бюджете на 2023 год были запланированы следующие значения.
Доходы в размере 26,1 трлн рублей
В данной статье госбюджет, вероятно, сможет выйти на плановые значения и даже немного превысит их. Ненефтегазовые доходы показывают сильную динамику в текущем году и ожидаются на уровне порядка 18 трлн рублей (в плане заложено 17,19 трлн рублей). А вот нефтегазовых доходов по итогам 2023-го госбюджет может немного недобрать. Минфин прогнозировал их на уровне 8,9 трлн рублей по итогам 2023-го. Но за первое полугодие они составили лишь 3,38 трлн рублей. Во второй половине 2023-го нефтегазовые доходы могут увеличиться за счет улучшения рыночной конъюнктуры и корректировки определения налоговой базы, отмечает Минфин. Однако недобор нефтегазовых доходов по итогам года может составить порядка 0,9 трлн рублей. Его планируют покрыть с помощью средств из ФНБ
Расходы в размере 29,1 трлн рублей
В данной статье госбюджет, скорее всего, превысит плановые значения, учитывая текущие темпы госрасходов. В начале 2023-го госрасходы существенно возросли, но они были авансированными. То есть во второй половине 2023-го госрасходы могут быть меньше. Последние месяцы уже наблюдается некоторое улучшение в расходной части госбюджета. Однако по итогам года мы, вероятно, увидим значения, близкие к 31 трлн рублей.
Дефицит госбюджета в размере 2,9 трлн рублей
По итогам 2023 года дефицит будет точно превышен и составит около 4,5 трлн рублей (или 3% ВВП).
Подводим итоги
В этом году доходы госбюджета действительно сократились, а расходы выросли, но Минфин вряд ли испытает существенные проблемы с госбюджетом. Да, план министерства по дефициту госбюджета на текущий год в размере 2,9 трлн рублей (или 2% ВВП) выполнен не будет. И министр финансов Антон Силуанов в своих недавних интервью подтверждает это, допуская вероятность увеличения дефицита госбюджета до 2,5% ВВП. Однако дефицит госбюджета в размере 2—4% ВВП не является чем-то критичным.
С учетом текущей динамики мы ждем, что по итогам 2023 года госрасходы составят порядка 31 трлн рублей, а госдоходы вырастут до 26,5 трлн рублей. Таким образом, дефицит госбюджета по итогам 2023 года может составить порядка 4,5 трлн рублей (или около 3% ВВП).
Доходы госбюджета, по нашему мнению, должны вырасти во второй половине года по следующим причинам:
общемировой рост цен на энергоносители;
сокращение дисконта Urals к Brent;
уточнение определения налоговой базы для нефтяников (потолок по дисконту на Urals для НДПИ и НДД);
разовый сбор с бизнеса (windfall tax).
В 2024–2025 годах мы ожидаем снижения дефицита госбюджета до 3% и 2,5% ВВП соответственно. Предполагаем, что нефтегазовые доходы будут чуть выше уровней текущего года на фоне благоприятной внешней конъюнктуры для рынка нефти, а ненефтегазовые доходы будут на сильном уровне, как и в 2023 году. К тому же ждем консолидации госбюджета, которая поможет улучшить расходную часть. Так, Минфин уже выступил с инициативой сократить незащищенные расходы бюджета на 10%.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу