Китай стал крупнейшим экспортером автомобилей в мире: за счет чего это произошло » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Китай стал крупнейшим экспортером автомобилей в мире: за счет чего это произошло

18 августа 2023 Тинькофф Банк Романович Роман
По итогам 1 полугодия 2023 года Китай стал крупнейшим экспортером автомобилей в мире, обогнав Японию. За первые 6 месяцев Китай экспортировал 2,3 млн автомобилей, рост глобальных поставок по сравнению с прошлым годом составил 76,9%. За аналогичный период Япония экспортировала 2 млн автомобилей. Китай сумел обогнать Японию еще в 1 квартале, но потом этот разрыв только увеличился.

Это впечатляющий рост: до 2020 года китайский автомобильный экспорт колебался в пределах миллиона автомобилей в год. По итогам 2023 года ожидается, что он составит не менее 4 млн единиц.

Расскажу, что этому способствовало.

За счет чего Китай вырвался вперед

Нельзя назвать какую⁠-⁠то одну причину, позволившую Китаю стать крупнейшим экспортером автомобилей в мире: помогли геополитическая ситуация, пандемия, дефицит микрочипов, государственная поддержка, фокус на трендах и развитие собственных технологий.

Санкции против России. После февраля 2022 года европейские, японские и корейские автопроизводители покинули российский рынок и распродали производственные активы. Объемы продаж сильно упали: например, за первое полугодие в России продали около 400 тысяч машин — это больше, чем в 2022, но в 2 раза меньше, чем в докризисном 2021, — тогда за тот же период продали почти 860 тысяч машин — и в 4,5 раза меньше, чем в допандемийном 2019 году. Тогда в России продали 1,8 млн новых машин. В таких условиях китайские марки выбились в лидеры. Экспорт легковых автомобилей из Китая в Россию в 1 полугодии 2023 года составил 4,6 млрд долларов, что на 543% превышает аналогичный показатель прошлого года.

В структуре китайского экспорта в физическом выражении Россия занимает первое место.

Крупнейшим экспортером автомобилей из Китая остается SAIC Motors. За 1 полугодие 2023 года компания поставила за пределы Китая 483 тысячи автомобилей, в том числе 115 тысяч автомобилей марки MG, выпускающей электрокары и гибриды.

Вторым по величине экспортером остается Chery, производящая преимущественно автомобили на двигателе внутреннего сгорания. По итогам полугодия компания экспортировала 394 тысячи автомобилей в страны Ближнего Востока, Латинской Америки, Азии и Россию.

Третье место в экспорте заняла Tesla, производящая электрокары на своем заводе в Шанхае. По итогам полугодия экспорт этих автомобилей составил 182 тысячи единиц.

Китай стал крупнейшим экспортером автомобилей в мире: за счет чего это произошло


Экспорт китайских автомобилей с января по май 2023 года, тысяч штук



Фокус на электрокарах. Главный драйвер роста китайского экспорта — электрокары и гибридные автомобили. С 2020 года экспорт этого класса автомобилей вырос с нуля до 50% в структуре международных продаж



Глобальный рынок автомобилей в мире не растет: по итогам 2022 года он упал на 0,5%. При этом продажи электрокаров растут во всем мире и в Китае опережающими темпами: 82% в Китае против 55% в среднем по миру.

По итогам 2022 года общее производство автомобилей в Китае составило 27,02 млн единиц, что на 3,4% больше в сравнении с 2021 годом. Общие продажи выросли на 2,1% — до 26,8 млн штук. При этом рост производства в сегменте электрокаров составил 96,9% и достиг 7,06 млн автомобилей.



По итогам 1 полугодия 2023 года экспорт автомобилей с электрическим двигателем вырос на 113% и составил 800 тысяч единиц — это 34% всего автомобильного экспорта Китая. Главным экспортным рынком для электрокаров стала Европа. Более 100 тысяч автомобилей с электрическим мотором Китай поставил в Бельгию и Великобританию, 70 тысяч — в Испанию и 50 тысяч — в Италию.

В десятке самых продаваемых в мире автомобилей с электрическим и гибридным двигателем по итогам 2022 года 7 китайских моделей, но тут нужно учитывать, что сам по себе огромный внутренний рынок Китая вносит заметный вклад в эти числа.

Самые продаваемые модели с электрическим и гибридным двигателем в 2022 году, тысяч штук



Государственная поддержка. В Китае действует несколько программ государственной поддержки автомобильной отрасли, но льготы направлены на производство электрокаров.

С 2010 года в стране действует программа налоговых льгот на покупку автомобилей с электрическим мотором, в которой периодически меняются условия, но она постоянно продлевается. Покупатели электрокаров получали налоговые вычеты в размере до 60% стоимости автомобиля на начальных этапах действия программы.

В июне 2023 года ее снова продлили: потребители получат субсидии на покупку китайских электрокаров на общую сумму 72 млрд долларов в течение четырех лет. Согласно новым условиям программы, электрокары, купленные в 2024 и 2025 годах, освободят от налога на покупку в размере 30 тысяч юаней, или 4170 $. С 2026 по 2027 размер субсидии уменьшат в два раза — до 15 тысяч юаней.

Дополнительные стимулы вводят и местные органы власти. Например, Пекин и Шэньчжэнь удвоили размер выдаваемых субсидий при условии, что они не превышают 50% от общей стоимости автомобиля.

Кроме того, правительство поощряет производство электромобилей и предлагает более низкие ставки по кредитам и больший объем финансирования компаниям, производящим электрокары.

Все эти программы позволили появиться и быстро нарастить производство множеству молодых производителей электрокаров, таких как Li Auto, NIO и Xpeng, запустившим серийное производство в 2015 и 2016 годах.

Кстати, не только Китай субсидирует покупку и производство электрокаров. Франция предлагает субсидии на покупку нового автомобиля с электромотором в размере тысячи евро. В США в 2022 году ввели налоговый вычет в размере 7,5 тысячи долларов при покупке нового электрокара. В Австралии покупатели могут сэкономить до 4,7 тысячи долларов при покупке нового автомобиля с электрическим мотором.

Глобальное доминирование в цепочке поставок. Дополнительные баллы в государственной программе кредитования получали производители батарей за больший запас хода. Это стимулировало исследования, и в результате сегодня у китайской компании Contemporary Amperex Technology (CATL) самая мощная и единственная в мире батарея, установленная на серийный автомобиль, с запасом хода более 1032 километров — она установлена на автомобиль Zeekr 001.

Китай — абсолютный лидер в производстве аккумуляторов для электрокаров. По итогам 2022 года на него пришлось 77% произведенных мощностей
, а, согласно прогнозам, к 2027 году эта доля незначительно сократится, до 69%, при общем росте производства текущих 893 ГВт·ч до 6197 ГВт·ч

Кроме производства батарей Китай контролирует значительную часть основных ресурсов для изготовления их и компонентов. Так, на долю страны приходится 85% производственных мощностей в анодах и 70% в катодах для батарей. Страна обрабатывает более 50% графита, кобальта и лития, используемых в производстве, а также владеет 80% мировых запасов графита.



Конкуренция на внутреннем рынке и эффект масштаба. Китай — крупнейший автомобильный рынок в мире. Кроме всего прочего, это позволило китайской BYD обогнать Tesla по объемам продаж.

В 2011 году Илон Маск рассмеялся, когда его спросили о том, считает ли он компанию BYD главным конкурентом Tesla. Но по итогам 1 полугодия 2022 BYD продала 641 тысячу электрокаров — правда, в основном в Китае, — а Tesla — 564 тысячи машин по всему миру.

Пока BYD экспортирует не такое большое количество своих автомобилей: по итогам 2022 года компания поставила за пределы Китая 56 тысяч автомобилей. Но за прошлый год экспорт BYD вырос в 4 раза. На 4 квартал 2023 года запланирован старт продаж BYD Dolphin в Европе, а чтобы быть ближе к европейскому рынку и рассчитывать на субсидии и льготы, BYD построит завод по производству электромобилей во Франции. По итогам 1 полугодия 2023 года BYD экспортировала 81 тысячу автомобилей, что на 44% больше, чем за весь прошлый год.

На местном китайском рынке представлены автомобили более 80 производителей. Это сильно обостряет конкуренцию за инновации и превосходство в технологиях.

Масштабы рынка, собственное производство батарей и других компонентов сильно сокращают производственную цепочку и дают китайским производителям конкурентное преимущество. Например, по итогам 1 квартала 2023 года импорт литийионных батарей в США на 87% обеспечивался поставками из Китая.

Это стало возможным благодаря последовательной политике и стимулированию всей отрасли, а не отдельных игроков. Благодаря такому подходу производители вступают в конкуренцию за ограниченное количество стимулов и стремятся выиграть за счет технологий, качества автомобилей и удобства инфраструктуры, а не просто «освоить» полученные гранты от государства.

Какие перспективы у китайского автопрома

В 2015 году в Китае приняли государственную программу Made in China 2025, которая предполагает выход на лидирующие позиции в мире в различных индустриях — и в том числе в производстве электрокаров.

Конкуренция с мировыми производителями пока не сильно останавливает Китай, который продолжает наращивать производство электромобилей и захватывать новые рынки. Осложнить рост экспорта в новые страны может введение пошлин на китайские автомобили, например как это сделали США: в стране не представлены китайские марки из⁠-⁠за ввозных пошлин в размере 27,5%.

Европейский рынок пока открыт для китайских производителей, но местные компании регулярно жалуются правительству на острую конкуренцию со стороны китайских марок. Чтобы предупредить подобное развитие событий, китайские компании скупают производителей автомобилей в Европе и строят собственные заводы. Например, для европейского и американского рынка Geely совместно с Volvo развивают бренд Polestar. За 2021 год продали 29 тысяч автомобилей, что на 185% больше в сравнении с 2020. За 9 месяцев 2022 продали 30 400 автомобилей.

Более того, аналитики Stellantis утверждают, что китайские компании готовы продавать автомобили в Европе в убыток, чтобы захватить долю рынка и подорвать позиции европейских производителей. Учитывая масштабы рынка и контроль ресурсов, у китайских компаний в этой битве намного больше возможностей.

Китайский экспорт растет во многом благодаря электрокарам, но доля автомобилей с двигателем внутреннего сгорания в структуре экспорта все еще остается высокой — 66% по итогам 1 полугодия 2023 года. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, SAIC Motor экспортировала больше всего автомобилей в первом полугодии — 483 тысячи единиц, за ней следует Chery Holding Group с 394 тысячами единиц, что составило более половины ее продаж, и Tesla с 182 тысячами единиц.

И если рассматривать компании для инвестиций в сектор, то стоит обратить внимание на торгуемые на СПб⁠-⁠бирже Geely (HKEX: 175), NIO (HKEX: 9866), XPeng (HKEX: 9868) и Li Auto (HKEX: 2015), которые расширяют свои экспортные поставки.

Например, XPeng с начала 2023 года усилила экспорт своих автомобилей в Европу: внедорожник G9 и новый спортивный седан P7 продаются в Дании, Норвегии, Нидерландах и Швеции. Также XPeng заключила соглашение с компанией Freesbe — крупнейшим автомобильным дилером Израиля и в 4 квартале 2023 года начнет продажи в стране.

Geely по итогам 2022 года расширила географию продаж и добавила 20 новых стран, включая Казахстан, Норвегию и Венгрию, а экспорт по итогам года вырос на 45%. Электрокар Geometry C стал самым продаваемым автомобилем с электрическим мотором в Израиле с долей продаж 24%. В четвертом квартале этого года компания начнет поставки своего электрокара под маркой Zeekr на рынки Швеции и Нидерландов, а в следующем году расширит географию и начнет продажи в Дании, Германии, Норвегии и Франции.

NIO продает свои автомобили в Норвегии, а в Германии, Нидерландах, Дании и Швеции использует модель подписки на автомобили сроком от 1 до 60 месяцев. Также компания начала строительство новых заводов в Китае, на которых будет производить автомобили для экспорта в Европу под дочерним брендом Firefly.

Сертификация китайских автомобилей. В 2020 году XPeng получила разрешение на импорт P7 для исследований от Национального управления безопасности дорожного движения и разрешение на испытания автономных транспортных средств от Департамента транспортных средств Калифорнии.

С тех пор XPeng не тестировала свои автомобили на дорогах США, а характер тамошнего рынка и геополитическая напряженность не привлекают менеджмент компании. Намного перспективнее выглядит европейский рынок, на котором для китайских производителей нет барьеров в виде высоких пошлин и дешевле логистика.

Но некоторые китайские компании все же пытаются выйти на американский рынок, только другим путем — через строительство заводов. Например, Geely строит завод в Южной Каролине, где будет выпускать электрокары под брендом Polestar.

Китайские автомобили успешно проходят сертификацию в Европе и получают высокие оценки в тестах. Например, седан Nio ET5 и внедорожник EL7 стали первыми моделями китайских электрокаров, прошедшими испытания в рамках обновленных и более строгих процедур краш⁠-⁠тестов Euro NCAP на 2023 год, и оба получили максимальные 5 звезд. Осенью 2022 года в более ранней версии этих тестов максимальный рейтинг получили автомобили производства BYD и Great Wall Motors.

Согласно отчету глобальной консалтинговой компании Rhodium, в прошлом году китайские фирмы вложили 24 млрд долларов в экосистему электромобилей в Европе, что составляет более половины всех прямых инвестиций Китая в континент, поэтому Европа, вероятно, сохранит благосклонность к китайским автопроизводителям.

Что в итоге

Экспорт китайских автомобилей быстро растет, а сами производители расширяют свое глобальное влияние через покупку брендов и строительство заводов. По итогам первого квартала ожидалось, что к концу 2023 года китайский автомобильный экспорт составит 4 млн автомобилей, а по итогам второго квартала эти ожидания увеличились до 5 млн автомобилей.

Пока главной составляющей автомобильного экспорта остаются автомобили на двигателе внутреннего сгорания — на них приходится 66% мировых поставок. Но доля автомобилей на новых источниках энергии быстро растет, и именно эта часть может стать главной движущей силой растущего автомобильного экспорта Китая.

Но стоит помнить и о возможных проблемах в лице протекционистских мер, направленных на защиту внутренних рынков в Европе и США. Если Европа пока позволяет китайским производителям занимать свой рынок, то США защищают свой введением повышенных ввозных пошлин. По этому пути грозятся пойти и европейские лидеры, в числе которых Франция, где субсидии на покупку электромобиля будут распространяться только на автомобили, произведенные в стране. Именно по этой причине BYD и другие китайские производители строят свои заводы в Европе и США.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter