Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Вы не станете великой компанией, если просто будете делать классный продукт » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Вы не станете великой компанией, если просто будете делать классный продукт

25 августа 2023 Financial One
Startech.Base и Yandex Cloud Boost провели мероприятие, на котором представители индустрии обсудили текущее состояние и потенциал развития рынка венчурного капитала и стартапов в России.

Начнем с основных понятий. Венчурный капитал – это разновидность частного капитала и вид финансирования, которое инвесторы предоставляют начинающим компаниям и малым предприятиям, обладающим, по их мнению, долгосрочным потенциалом роста.

Венчурный капитал, как правило, поступает от состоятельных инвесторов, инвестиционных банков и любых других финансовых институтов и обычно выделяется небольшим компаниям с исключительным потенциалом роста или стартапам, которые быстро растут и, как представляется, обладают большим потенциалом.

В России венчурный рынок начал активно развиваться с начала 2000-х годов. «Инвестиционный климат в то время был волшебным. По моему мнению, венчурный рынок начался с чистого онлайна, потому что это был самый дешевый вход. Бизнесы росли сразу, потому что ничего не было. Бери и стартуй. Отсутствие какой-либо платежной инфраструктуры или карточек никого не останавливало», – делится опытом Алексей Басов, управляющий партнер инвестбанка BSF Capital.

По словам эксперта, государство стало довольно быстро воспринимать российский рынок венчурного капитала со всей серьезностью, осознав, что это важный инструмент экономического развития. С тех пор начали зарождаться институты развития и государственные фонды, благодаря чему рынок перешел к активному росту. Несмотря на то, что рынок венчурного капитала по-прежнему занимает небольшую долю отечественного ВВП, он является зрелым и качественным, считает Басов.

Скорее мертв, чем жив
Но ничто не вечно, мир меняется. За последний год инвестиционная среда в России столкнулась с волной резких перемен, что не могло не отразиться на настроениях инвесторов.

«На настроения инвесторов сильно влияет конъюнктура. Если конъюнктура позитивная, и мы можем смотреть на горизонт в 3-7 лет вперед, то, конечно, мы становимся классическим венчурным рынком, который играет в капитализацию. Однако сейчас мы находимся в периоде, когда происходит слом. На первое место выходят финансовые потоки. Если вы не прибыльны, то инвестировать в вас мы не хотим», – так эксперт описывает текущую ситуацию на российском рынке венчурных инвестиций.

Сейчас доминирует так называемый дивидендный подход: компания должна либо платить дивиденды, либо хотя бы иметь представление о сроках начала выплат. Такая позиция является весьма странной для венчурного рынка – уж точно не стоит требовать дивиденды от технологического стартапа, главной задачей которого является рост и выход на IPO, считает Басов.

Тем не менее не стоит удивляться тому, что инвесторы стали более пристально следить за своими финансами и довольно избирательно относиться к выбору актива. Экономика России на данный момент переживает, мягко сказать, непростой этап, поэтому главной целью инвестора становится стремление не потерять деньги.

«У нас и оценки упали, и инвесторов стало меньше, и сделок кардинально меньше. Рынок в полном дауне по всем сегментам: от корпоратов и государственных игроков до частных. Вроде бы, на рынке денег много, но инвесторы стали такими острожными и пугливыми, что венчурный рынок сейчас находится в довольно непростом положении», – объясняет Басов.

По независимым оценкам, отечественный венчурный рынок упал примерно в восемь раз относительно нескольких прошлых лет, добавил эксперт. Хорошая новость заключается в том, что процесс цикличен, поэтому каждые несколько лет на венчурном рынке возникает оттепель.

Где стартапу взять деньги?
Принимая во внимание затишье на рынке венчурных инвестиций, стартапы начинают активно рассматривать альтернативные методы привлечения капитала, в числе которых облигационные займы.

«Я очень хочу, чтобы наш рынок IPO либерализовался и стал более доступным для быстрорастущих технологических компаний, которые еще не добили до привычных для классической биржи размеров, но которым многие частные инвесторы с удовольствием дали бы деньги», – отметил Басов.

В настоящее время у венчурных инвесторов появляется довольно весомый ритейловый конкурент. Кроме того, увеличивается число новых инструментов, между которыми смогут выбирать предприниматели.

Как привлечь инвесторов?
Итак, стартап определил подходящий круг инструментов для привлечения средств. Но как заинтересовать инвесторов?

В первую очередь важно понимать, что интересы, подходы и стратегии у инвесторов разные. Поэтому, грубо говоря, не нужно совершать большую ошибку и идти ко всем инвесторам с одной презентацией, советует предпринимателям Алексей Басов.

«Я повидал рынок с разных сторон и пропустил через себя тысячи проектов. Один из рецептов заключается в том, что под каждого инвестора – или хотя бы под каждый тип инвестора – необходимо адаптировать свои питч и презентацию. Но главное – не слова. Важно, чтобы ДНК компании, ее стратегия и профиль команды были близки инвестору», – объясняет эксперт.

Стартапу необходимо научиться искать свой подход к каждому инвестору, если начинающая компания хочет стать успешной. Возможно, для проведения грамотных презентаций и поиска подходящих инвесторов придется нанять профессионала. Конечно, в таком случае стартап столкнется с дополнительным издержками, но, как заметил Басов, «вы не станете великой компанией, если просто будете делать классный продукт – мир несправедлив».

Стоит ли идти за границу?
По мнению Алексея Басова, сейчас не самый подходящий момент для выхода на международные площадки. Примеров российских компаний, которые в настоящее время успешно развивают бизнес за пределами России, почти нет.

«Могу сказать, что сейчас очень плохое время куда-то выходить. Звучит скучно, но это правда. К сожалению, мы оказались в странном периоде сегрегации всего по фамилиям, паспортам и так далее. Вы будете сталкиваться с таким количеством странных и неожиданных барьеров, что, на мой взгляд, просто зря потратите время», – делится мнением эксперт.

Сейчас предпринимателям лучше покорять отечественный рынок, запросы которого полностью понятны, считает Басов. В качестве интересных сегментов для развития бизнеса эксперт называет отрасли, где требуется импортозамещение, в особенности сектор технологий. При этом важно понимать, что спрос на продукцию премиум-класса, скорее всего, будет низким, учитывая сложное финансово состояние потребителей.

«Сейчас у нас 90-е "лайт". Есть огромное число потребителей, у которых отобрали любимые игрушки. Такие ситуации выпадают на долю очень немногих поколений предпринимателей. Нашим детям и внукам не достанется конъюнктура, в которой из страны ушла или перестала функционировать с прежней активностью треть всего. Мы можем все это заместить», – подытожил Басов.