14 сентября 2023 ИХ "Финам" Братерский Александр
Сегодня, 13 сентября, исполняется 30 лет со дня заключения соглашений в Осло, которые должны был привести к миру между Израилем и Палестиной. Эта проблема, несмотря на усилия, так и осталась нерешенной, однако с тех пор в региональной политике произошли изменения в лучшую строну. Израиль установил дипломатические отношения со странами Персидского залива Бахрейном и ОАЭ, а также значительно улучшил отношения с влиятельным игроком региона Саудовской Аравией. Улучшение политических отношений с экономически развитым Израилем нужно Саудовской Аравии, которая также хочет стать влиятельным экономическим лидером региона вслед за соседними Эмиратами. На эти государства ориентируются и другие страны Ближнего Востока.
В сентябре 1993 года соглашение о мире между Израилем и Палестинской автономией было подписано между премьер-министром Израиля Ицхаком Рабиным и председателем ООП Ясером Арафатом. Посредником выступил президент США Билл Клинтон. Однако соглашения к миру не привели, договоренности были нарушены обеими сторонами, а через пару лет израильских радикал застрелил Рабина, которого он посчитал предателем национальных интересов.
Израильско-палестинский конфликт до сих пор не решен и периодически то затухает, то вспыхивает с новой силой. Однако, израильское издание The Jerusalem Post, напоминая о памятной дате, полагает, что в ближайшем будущем может произойти другое не менее важное урегулирование между Израилем и Саудовской Аравией.
Процесс нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем идет уже давно, и международная пресса отмечала наличие закулисных переговоров между двумя государствами. На днях израильская делегация впервые посетила столицу Саудовской Аравии Эль-Рияд для участия в конференции ЮНЕСКО. Визит может быть прологом к установлению дипломатических отношений между двумя ближневосточными союзниками США, которые многие годы были настроены друг к другу враждебно.
«Саудовская Аравия и Израиль были специфическими антагонистами. Эль-Рияд выступал против конкретных направлений израильской политики, не отличаясь при этом экстремизмом», - рассказывает Finam.ru эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай», профессор НИУ ВШЭ, экс-посол России в Саудовской Аравии Андрей Бакланов.
В свою очередь, Израиль, как отмечает Бакланов, видел в Саудовской Аравии «солидного партнера» и был нацелен на укрепление политических связей с этой страной. Улучшению контактов между странами помогло и установление дипломатических отношений между Израилем и другими странами Персидского залива - Бахрейном и ОАЭ.
Впрочем, пока, по мнению экс-дипломата, установлению дипотношений между Израилем и ОАЭ мешает «жесткая линия Израиля» по переговорам о возвращении палестинских беженцев.
Возможное установление дипломатических отношений между Израилем и Саудовской Аравией несомненно играет на руку главной монархии региона. Премьер-министр страны, наследный принц Мухаммед ибн Салман не скрывает своих планов стать одним из влиятельных игроков мировой политики не только благодаря нефтяным запасам. Саудовская Аравия под его фактическим руководством стремительно модернизируется, беря пример со своих соседей Объединенных Арабских Эмиратов.
В стране создается футуристический город будущего NEOM стоимостью $500 миллиардов, который патронирует принц Салман. Строительство города среди пустыни началось в 2017 году в рамках программы реформ «Видение 2030». Программа была направлена на диверсификацию экономики страны и стимулирование туризма. Ожидается, что первые объекты города будут доступны уже в 2024 году.
«Принц Салман совершенно открыто дает понять, что хочет быть во главе процветающего государства, которое будет развитым и в научно-техническом плане. Как молодой человек он хочет изменений для своей страны, которую он видит одним из участников прогресса», - говорит Бакланов.
В этом видении есть место и укреплению экономико-политических отношений между Москвой и Эль-Риядом, отмечает Бакланов, который занимается развитием отношений между двумя государствами в рабочей группе «Стратегическое видение: Россия и Саудовская Аравия». Среди задач группы - способствование урегулированию конфликтных отношений между странами региона, решение водного кризиса.
ОАЭ и Саудовская Аравия как локомотивы региона
Пример для подражания в развитии экономики Саудовской Аравии - соседние Эмираты, экономика которых растёт за счет туризма и рынка недвижимости. Cогласно недавним оценкам ОПЕК, экономика ОАЭ сохранит свои тенденции к росту в течение всего года. Как отмечается в отчете организации, экономика ОАЭ выросла на 3,8 процента в первом квартале 2023 года. При этом главным драйвером экономики становится не нефтяной сектор, а транспорт, строительство и сервисные услуги. Кроме этого, важную роль играет и сектор туризма и путешествий. В этом году число иностранцев, посещающих ОАЭ, увеличится почти на 40%, согласно отчету аналитической группы Oxford Economics.
«Забудьте Канаду или Швецию: опросы показывают, что страна, которой молодые арабы восхищаются больше всего, — это ОАЭ, с их стабильностью и процветающей экономикой под жестким династическим правлением», - констатирует издание Economist.
На долю Израиля и государств Персидского залива приходится 60% ВВП, 73% экспорта товаров и 75% внутренних инвестиций Ближнего Востока. Но, как отмечает Economist, на долю этих стран приходится лишь 14% населения региона.
«От Израиля и Западного берега до Саудовской Аравии и Йемена, современные экономики граничат с местами, попавшими в ловушку отчаяния. Ливан погряз в финансовом кризисе; Египет может пойти по тому же пути. Победители нового Ближнего Востока воплощают в себе транзакционное мышление, которое, возможно, еще сделает их богаче», - пишет издание.
Тот факт, что ОАЭ и Саудовская Аравия активно занимаются процессом диверсификации экономики, подает пример другим странам Ближнего Востока, которые многие годы ассоциировались исключительно с нефтедобычей. В этой связи в преддверии октябрьской встречи Международного валютного фонда в Марокко экономисты фонда отмечают, что регион должен пересмотреть свой подход к экономическому развитию.
«Статус-кво экономической деятельности, в которой доминирует государство, будет трудно поддерживать, особенно для стран с большой задолженностью, которые сталкиваются с высокими затратами на финансирование. Эти страны, уже переполненные высоким уровнем безработицы среди молодежи и гендерного неравенства, не смогут принять более 100 миллионов человек, которые, по прогнозам, выйдут на рынок труда в ближайшие 10 лет, если они не изменят свою модель роста», - такое предупреждение содержится в докладе экономистов МВФ, опубликованном в преддверии саммита. Если изменений не будет, предупреждают авторы доклада, это «создаст серьезную угрозу уязвимой социальной сплоченности».
Региону Ближнего Востока нужен «новый курс», отмечают авторы доклада, очевидно намекая на политику президента США Рузвельта, которая помогла вытащить страну из Великой Депрессии порой жесткими методами. Государствам региона нужны новые рабочие места и более справедливое распределение возможностей и ресурсов. Для этого необходимо уменьшить роль государственного сектора в экономике, а социальные выплаты незащищённым слоям населения должны быть более сфокусированы, а не размазываться тонким слоем.
Большая кооперация между государствами региона, цифровизация экономики. «Для продвижения цифровизации правительствам необходимо создать сильную благоприятную среду. Это означает улучшение цифровой инфраструктуры, повышение цифровой грамотности и развитие навыков рабочей силы. Такие меры позволят снизить затраты на внедрение, особенно для малых и средних предприятий», - отмечают авторы доклада.
В докладе МВФ ничего не говорится о необходимости «продвижения демократии» - выражение из лексикона политиков, а не экономистов. Однако и так понятно: развитием экономик своих стран придется заниматься в условиях «авторитарной модернизации», как это примерно и происходит в Саудовской Аравии и ОАЭ.
Ни наследного принца Салмана, ни шейхов ОАЭ не назовешь демократами, однако это все же более современные лидеры-визионеры, в отличие от автократов старого стиля, вроде ливийского лидера Муаммара Каддафи или иракского Саддама Хуссейна, свергнутых США. Экономически после их свержения ни Ливия, ни Ирак не стали жить лучше, однако главной проблемой этих правителей было то, что они слишком долго цеплялись за власть, а также вели разорительные войны с соседними государствами.
Причины их падения несомненно осознают и в Египте, одном из ведущих государств региона, где у власти находится сегодня автократ старого типа, Абдель Фаттах ас-Сиси. Беря пример с Саудовской Аравии, президент Египта строит новую современную столицу страны, которая, как отмечает РБК, «станет аналогом Дубая».
В городе будет отдельный квартал для министерств и ведомств, туда переедет и министерство обороны страны, чтобы старая столица оставалась туристическим городом. Город, где будет проживать более 6 миллионов жителей, должен снизить транспортную нагрузку на Каир.
На фотографиях, опубликованных мировыми СМИ, видны широкие шоссе и небоскребы, похожие на знаменитые баши Дубая. По мысли создателей город должен стать современным и удобным для его жителей. Правда, в интервью Reuters некоторые жители, уже переехавшие в город, который пока называется Новой Административной столицей, жалуются на обилие камер наблюдения. «Правительство Египта продает свою новую административную столицу как умный город, где люди могут иметь лучшее качество жизни, но на самом деле они строят город наблюдения», — рассказала одна из жительниц нового города.
Здесь можно вспомнить лишь известное выражение «Восток - дело тонкое». Руководителям стран Ближнего Востока, задумавшихся о модернизации своих государств, приходится, живя в жарком климате, идти по тонкому льду.
В сентябре 1993 года соглашение о мире между Израилем и Палестинской автономией было подписано между премьер-министром Израиля Ицхаком Рабиным и председателем ООП Ясером Арафатом. Посредником выступил президент США Билл Клинтон. Однако соглашения к миру не привели, договоренности были нарушены обеими сторонами, а через пару лет израильских радикал застрелил Рабина, которого он посчитал предателем национальных интересов.
Израильско-палестинский конфликт до сих пор не решен и периодически то затухает, то вспыхивает с новой силой. Однако, израильское издание The Jerusalem Post, напоминая о памятной дате, полагает, что в ближайшем будущем может произойти другое не менее важное урегулирование между Израилем и Саудовской Аравией.
Процесс нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем идет уже давно, и международная пресса отмечала наличие закулисных переговоров между двумя государствами. На днях израильская делегация впервые посетила столицу Саудовской Аравии Эль-Рияд для участия в конференции ЮНЕСКО. Визит может быть прологом к установлению дипломатических отношений между двумя ближневосточными союзниками США, которые многие годы были настроены друг к другу враждебно.
«Саудовская Аравия и Израиль были специфическими антагонистами. Эль-Рияд выступал против конкретных направлений израильской политики, не отличаясь при этом экстремизмом», - рассказывает Finam.ru эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай», профессор НИУ ВШЭ, экс-посол России в Саудовской Аравии Андрей Бакланов.
В свою очередь, Израиль, как отмечает Бакланов, видел в Саудовской Аравии «солидного партнера» и был нацелен на укрепление политических связей с этой страной. Улучшению контактов между странами помогло и установление дипломатических отношений между Израилем и другими странами Персидского залива - Бахрейном и ОАЭ.
Впрочем, пока, по мнению экс-дипломата, установлению дипотношений между Израилем и ОАЭ мешает «жесткая линия Израиля» по переговорам о возвращении палестинских беженцев.
Возможное установление дипломатических отношений между Израилем и Саудовской Аравией несомненно играет на руку главной монархии региона. Премьер-министр страны, наследный принц Мухаммед ибн Салман не скрывает своих планов стать одним из влиятельных игроков мировой политики не только благодаря нефтяным запасам. Саудовская Аравия под его фактическим руководством стремительно модернизируется, беря пример со своих соседей Объединенных Арабских Эмиратов.
В стране создается футуристический город будущего NEOM стоимостью $500 миллиардов, который патронирует принц Салман. Строительство города среди пустыни началось в 2017 году в рамках программы реформ «Видение 2030». Программа была направлена на диверсификацию экономики страны и стимулирование туризма. Ожидается, что первые объекты города будут доступны уже в 2024 году.
«Принц Салман совершенно открыто дает понять, что хочет быть во главе процветающего государства, которое будет развитым и в научно-техническом плане. Как молодой человек он хочет изменений для своей страны, которую он видит одним из участников прогресса», - говорит Бакланов.
В этом видении есть место и укреплению экономико-политических отношений между Москвой и Эль-Риядом, отмечает Бакланов, который занимается развитием отношений между двумя государствами в рабочей группе «Стратегическое видение: Россия и Саудовская Аравия». Среди задач группы - способствование урегулированию конфликтных отношений между странами региона, решение водного кризиса.
ОАЭ и Саудовская Аравия как локомотивы региона
Пример для подражания в развитии экономики Саудовской Аравии - соседние Эмираты, экономика которых растёт за счет туризма и рынка недвижимости. Cогласно недавним оценкам ОПЕК, экономика ОАЭ сохранит свои тенденции к росту в течение всего года. Как отмечается в отчете организации, экономика ОАЭ выросла на 3,8 процента в первом квартале 2023 года. При этом главным драйвером экономики становится не нефтяной сектор, а транспорт, строительство и сервисные услуги. Кроме этого, важную роль играет и сектор туризма и путешествий. В этом году число иностранцев, посещающих ОАЭ, увеличится почти на 40%, согласно отчету аналитической группы Oxford Economics.
«Забудьте Канаду или Швецию: опросы показывают, что страна, которой молодые арабы восхищаются больше всего, — это ОАЭ, с их стабильностью и процветающей экономикой под жестким династическим правлением», - констатирует издание Economist.
На долю Израиля и государств Персидского залива приходится 60% ВВП, 73% экспорта товаров и 75% внутренних инвестиций Ближнего Востока. Но, как отмечает Economist, на долю этих стран приходится лишь 14% населения региона.
«От Израиля и Западного берега до Саудовской Аравии и Йемена, современные экономики граничат с местами, попавшими в ловушку отчаяния. Ливан погряз в финансовом кризисе; Египет может пойти по тому же пути. Победители нового Ближнего Востока воплощают в себе транзакционное мышление, которое, возможно, еще сделает их богаче», - пишет издание.
Тот факт, что ОАЭ и Саудовская Аравия активно занимаются процессом диверсификации экономики, подает пример другим странам Ближнего Востока, которые многие годы ассоциировались исключительно с нефтедобычей. В этой связи в преддверии октябрьской встречи Международного валютного фонда в Марокко экономисты фонда отмечают, что регион должен пересмотреть свой подход к экономическому развитию.
«Статус-кво экономической деятельности, в которой доминирует государство, будет трудно поддерживать, особенно для стран с большой задолженностью, которые сталкиваются с высокими затратами на финансирование. Эти страны, уже переполненные высоким уровнем безработицы среди молодежи и гендерного неравенства, не смогут принять более 100 миллионов человек, которые, по прогнозам, выйдут на рынок труда в ближайшие 10 лет, если они не изменят свою модель роста», - такое предупреждение содержится в докладе экономистов МВФ, опубликованном в преддверии саммита. Если изменений не будет, предупреждают авторы доклада, это «создаст серьезную угрозу уязвимой социальной сплоченности».
Региону Ближнего Востока нужен «новый курс», отмечают авторы доклада, очевидно намекая на политику президента США Рузвельта, которая помогла вытащить страну из Великой Депрессии порой жесткими методами. Государствам региона нужны новые рабочие места и более справедливое распределение возможностей и ресурсов. Для этого необходимо уменьшить роль государственного сектора в экономике, а социальные выплаты незащищённым слоям населения должны быть более сфокусированы, а не размазываться тонким слоем.
Большая кооперация между государствами региона, цифровизация экономики. «Для продвижения цифровизации правительствам необходимо создать сильную благоприятную среду. Это означает улучшение цифровой инфраструктуры, повышение цифровой грамотности и развитие навыков рабочей силы. Такие меры позволят снизить затраты на внедрение, особенно для малых и средних предприятий», - отмечают авторы доклада.
В докладе МВФ ничего не говорится о необходимости «продвижения демократии» - выражение из лексикона политиков, а не экономистов. Однако и так понятно: развитием экономик своих стран придется заниматься в условиях «авторитарной модернизации», как это примерно и происходит в Саудовской Аравии и ОАЭ.
Ни наследного принца Салмана, ни шейхов ОАЭ не назовешь демократами, однако это все же более современные лидеры-визионеры, в отличие от автократов старого стиля, вроде ливийского лидера Муаммара Каддафи или иракского Саддама Хуссейна, свергнутых США. Экономически после их свержения ни Ливия, ни Ирак не стали жить лучше, однако главной проблемой этих правителей было то, что они слишком долго цеплялись за власть, а также вели разорительные войны с соседними государствами.
Причины их падения несомненно осознают и в Египте, одном из ведущих государств региона, где у власти находится сегодня автократ старого типа, Абдель Фаттах ас-Сиси. Беря пример с Саудовской Аравии, президент Египта строит новую современную столицу страны, которая, как отмечает РБК, «станет аналогом Дубая».
В городе будет отдельный квартал для министерств и ведомств, туда переедет и министерство обороны страны, чтобы старая столица оставалась туристическим городом. Город, где будет проживать более 6 миллионов жителей, должен снизить транспортную нагрузку на Каир.
На фотографиях, опубликованных мировыми СМИ, видны широкие шоссе и небоскребы, похожие на знаменитые баши Дубая. По мысли создателей город должен стать современным и удобным для его жителей. Правда, в интервью Reuters некоторые жители, уже переехавшие в город, который пока называется Новой Административной столицей, жалуются на обилие камер наблюдения. «Правительство Египта продает свою новую административную столицу как умный город, где люди могут иметь лучшее качество жизни, но на самом деле они строят город наблюдения», — рассказала одна из жительниц нового города.
Здесь можно вспомнить лишь известное выражение «Восток - дело тонкое». Руководителям стран Ближнего Востока, задумавшихся о модернизации своих государств, приходится, живя в жарком климате, идти по тонкому льду.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба