Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Как грамотно оценивать риски при инвестициях на фондовом рынке » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Как грамотно оценивать риски при инвестициях на фондовом рынке

20 сентября 2023 Financial One
О ключевых критериях и подходах при оценке рыночных рисков рассказала руководитель департамента анализа финансовых рынков Совкомбанка Мария Петрова в рамках серии вебинаров центра образования и экспертизы ассоциации «НП РТС».

Инвестиции в акции давно считаются одним из лучших способов накопления богатства с течением времени. Однако верно и то, что инвестиции в акции по своей сути рискованны. Неудивительно, что многие люди опасаются вкладывать свои с трудом заработанные деньги в фондовый рынок.

Как любит говорить Уоррен Баффет, инвестиции в компанию стоит в первую очередь рассматривать как покупку части бизнеса. Конечно, это так. Но в большинстве случаев средний инвестор не может позволить себе приобрести значительный пакет акций, поэтому автоматически попадает в ряды миноритарных акционеров, не способных оказывать влияние на бизнес эмитента.
Вывод очевидный: важно с умом подходить к выбору компании для инвестиций и грамотно учитывать риски, чтобы в итоге приумножить свой капитал, а не потерять накопления.

Какие факторы учитывать?
При всем том, что инвесторы, как правило, уделяют особое внимание покупке растущих акций, многие предпочитают бумаги, которые не нужно продавать, чтобы зафиксировать прибыль. В некоторых случаях инвесторы, ориентированные на рост, обращаются к дивидендным акциям и гораздо меньше внимания уделяют потенциалу увеличения стоимости бумаг. Для такого типа инвесторов поиск сосредоточен на акциях с адекватной дивидендной доходностью. Но вне зависимости от того, к какой категории инвесторов вы относитесь, важно обращать внимание на стоимость актива и не переплачивать.

«Исходя из опыта нашего инвестирования, больших заработков и потерь, мы сформулировали следующий тезис: если мы инвестируем в акции, мы стараемся купить что-то действительно качественное по разумной цене», – объясняет Мария Петрова.

Возьмем, к примеру, всем известную компанию Microsoft (MSFT). Операционная система производства технологического гиганта установлена на огромном числе устройств по всему миру. Кроме того, Microsoft диверсифицирует свой бизнес, занимаясь созданием и реализаций других продуктов и сервисов, таких как искусственный интеллект и облачные вычисления. Такую компанию вполне можно назвать успешным сильным бизнесом с устойчивыми финансами и – что очень важно – сильными конкурентными преимуществами.
Что касается отечественного рынка, в качестве одних из самых устойчивых компаний можно выделить нефтяников. Не секрет, что на территории России располагаются огромные запасы нефти, а себестоимость добычи находится на сравнительно низком уровне. Явное конкурентное преимущество – это простое наличие месторождений и возможность производить добычу по адекватной себестоимости, подчеркнула Петрова.

Цена имеет значение
Главный приоритет при выборе подходящей для инвестиций компании – понятный бизнес. Чтобы зарабатывать на вложениях в фондовый рынок, важно понимать, что является драйвером роста цен, а для этого необходимо хорошо разбираться в деятельности эмитента. В качестве примера компаний с понятным бизнесом Мария Петрова привела следующих игроков: «Сбер», X5 Retail Group, «Татнефть» и «Русал».

«Ценовой ориентир – это маркетинговая выдумка. Часто банки, брокеры и другие провайдеры любят публиковать некую target price. К примеру: акции Сбербанка должны стоить 300 рублей. Прекрасно, на это можно ориентироваться, но это как black box: вы не знаете, как эту цену посчитали, кто ее посчитал. Нужно разобраться, что стоит за каждой цифрой», – говорит Петрова.
Эксперт советует использовать так называемый сравнительный подход при оценке акций эмитентов. Один из самых простых и знакомых многим критериев – значение коэффициента P/E. На всякий случай напомним: соотношение цена/прибыль – это финансовый показатель, равный отношению рыночной стоимости акции к годовой прибыли, полученной на акцию. Результат подсчета покажет, за сколько лет окупится покупка акции по текущей цене. Как правило, чем меньше значение, тем лучше.

Качественный анализ
Чтобы выбрать эмитента, который идеально впишется в ваш портфель, стоит начать анализ с отрасли, проанализировать бизнес конкурентов, а уже затем перейти к непосредственной оценке понравившегося вам игрока. Некоторые из ключевых вопросов, на которые необходимо найти подробные ответы, звучат следующим образом:

Какой продукт производит компания?

Что из себя представляет бизнес-модель?

В чем конкурентные преимущества?

Какая стратегия у компании?

Кто управляет компанией? Каким опытом обладает топ-менеджмент?

Находится ли финансовая отчетность в здоровом состоянии?

«Самый яркий пример в мире – это Илон Маск. Он – настоящий визионер. Tesla (TSLA) годами была убыточной, но он так хорошо рассказывал, что в нее заносили и заносили деньги, капитализация росла. Я думаю, что сама личность Маска сыграла не последнюю роль в судьбе Tesla», – отметила Мария Петрова, объясняя, почему важно обращать внимание на то, кто стоит у руля компании.
Конечно же, не менее важным фактором является и оценка конкурентных преимуществ эмитента. Здесь в первую очередь стоит принять во внимание, какую долю рынка занимают компании-аналоги, а также понять, какие существуют различия в производимом продукте компании, в которую вы хотите инвестировать, и продуктах конкурентов.

Не стоит забывать и про необходимость качественного анализа индустрии, в которой работает понравившийся вам эмитент. Оцените общий размер интересующего вас рынка, барьеры на вход для новых игроков, роль государства, наличие потенциальных долгосрочных угроз для отрасли.

«Допустим, в дуополию Boeing (BA) и Airbus вряд ли войдут еще какие-то игроки. Существуют огромные барьеры для входа, нужно вложить очень большие деньги и так далее. Есть другие производители самолетов, такие как Embraer, но это, как правило, несколько другие классы самолетов», – отметила Петрова.
Но, конечно же, существуют отрасли, где постоянно появляются новые игроки, а лидеры быстро сменяют друг друга. К числу таких индустрий можно отнести ритейлинг. Вспомните, как буквально из ниоткуда на российском рынке ритейла появился «Вкусвилл» и вошел в число лидеров, хотя отрасль и так была насыщена крупными продуктовыми сетями, такими как «Магнит» и «Пятерочка».

Так или иначе, любая оценка предполагает построение модели, которая может как помочь инвестору лучше понять перспективы компании, так и навредить качеству проводимого анализа.

К примеру, «хорошая» модель позволяет рассчитывать метрики исходя из спот-конъюнктуры и при необходимости может охватывать несколько прогнозных лет. Кроме того, качественная модель дает инвестору возможность быстро оценить влияние меняющихся факторов на прибыль компании и выдает прогнозы наиболее важных для анализа форм и показателей. Не менее важен и тот факт, что модель должна быть разработана до уровня бизнес-сегментов, а не на уровне компании в целом.