Запреты и пошлины. Экспортерам придется туго » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Запреты и пошлины. Экспортерам придется туго

25 сентября 2023 ИХ "Финам" Колесникова Алла
На этой неделе правительство России ввело запрет на экспорт бензина и дизтоплива. Таким образом власти хотят стабилизировать внутренний рынок. Мера заявлена как временная, однако срок ее окончания не определен. Кроме того, с 1 октября начнут действовать гибкие экспортные пошлины с привязкой к курсу рубля. Мера, как заверили в Кабмине, временная, будет действовать до конца 2024 года и также направлена на защиту внутреннего рынка.

Снизит ли «ручное регулирование» цены и как действия властей отразятся на производителях? Перспективны ли теперь инвестиции в акции экспортеров? Finam.ru изучил ситуацию и выяснил, что по этому поводу думают участники рынка.

Срочное эмбарго
С 21 сентября российские власти временно, но бессрочно запретили экспорт нефтепродуктов «для стабилизации цен на внутреннем рынке».

Стоит отметить, что сегодня запланировано совещание вице-премьера РФ Александра Новака с главами российских нефтекомпаний. Обсуждать будут новые меры госрегулирования на фоне дефицита дизтоплива в России, возникшего в разгар уборочной кампании. Все это накладывается на плановые остановки НПЗ на ремонт и подготовку к осенне-зимнему сезону. С начала года бензин в России подорожал на 90%, дизель - на 55%.

Кроме того, с 1 октября и до конца 2024 года в России собираются ввести гибкие экспортные пошлины с привязкой к курсу рубля на широкий перечень товаров - от удобрений до металлов. Окончательный список еще обсуждается.

Богатой ресурсами России выгоднее экспортировать сырье за валюту, чем продавать его внутри страны за рубли. Курсовая разница - значимая составляющая в балансе сырьевых компаний: чем дороже доллар, тем больше рублевая прибыль.

Слабый рубль выгоден не только экспортерам, но и государству. Правительство нашло еще один быстрый способ пополнить бюджет дополнительным доходом, а заодно снизить давление на рубль и ослабить инфляцию. По логике властей, ограничение экспорта приведет к увеличению предложения на внутреннем рынке, цены на товар снизятся, цель по возвращению инфляции к 4% будет достигнута. Однако на деле механизм не учитывает главного: цель создания любого бизнеса - получение прибыли. Лишившись стимулов - возможности увеличить долю на рынке и продавать товар с прибылью, компании свернут программы развития производства и сократят выпуск.

Стоит также напомнить, что государство уже прибегало к «разовым взносам»: 4 августа 2023 года президент России Владимир Путин установил 10-процентный налог на сверхприбыль для крупных компаний (windfall tax).

Еще один негативный эффект от запрета экспорта топлива - нарушение баланса спроса и предложения на мировом рынке. Дизельное топливо используется повсюду: от кораблей до производства. В кратчайшие сроки из оборота выпадет более 1 млн баррелей нефтепродуктов в сутки. Очевидно, это приведет к глобальному росту цен на топливо и подстегнет инфляцию. На новости о запрете экспорта из России товарного бензина и дизтоплива биржевые цены на дизель в Европе выросли в моменте на 5%, спред между сырой нефтью и дизтопливом на бирже ICE поднялся до $37, а в Сингапуре - до $30 (+2,7%).

«Россия является важным поставщиком продуктов нефтепереработки на мировые рынки, экспортируя около 1 млн баррелей дизельного топлива в день. Фактически, Россия является вторым по величине экспортером дизельного топлива, уступая в объемах только США. В результате запрет экспорта является ключевым событием в преддверии зимы в Северном полушарии, периода, когда мы обычно наблюдаем сезонный рост спроса», - комментируют аналитики ING.

Участники рынка надеются, что запрет не продлится долго. Как только выпавший из экспорта объем поступит на внутренний рынок, локальные цены снизятся. За это время российские власти могут успеть согласовать заградительную экспортную пошлину на топливо и внести поправки к закону о таможенном тарифе и в Налоговый кодекс.

«Несмотря на то, что временные ограничения на экспорт топлива могут способствовать нормализации на российском рынке, мы твердо убеждены, что меры жестокого топливного регулирования в отрыве от реальных экономических решений только усугубят кризис на внутреннем топливном рынке. Так, в частности, значительный избыток предложения топлива в сочетании с ограниченными возможностями топливных хранилищ на домашнем рынке могут вынудить российские НПЗ ограничить переработку нефти, что приведет к существенному снижению насыщения рынка топливом в среднесрочной перспективе», - отмечает Никита Блохин, старший аналитик «Альфа-Банка».

Экспортеры под давлением
От введенных властями ограничений пострадают и нефтетрейдеры, и водители грузовиков, но сильнее всего - нефтедобытчики и производители топлива. Запрет экспорта может продлиться несколько недель, после чего может измениться регулирование вместо практики введения временных ограничений. «Предполагается, что за экспорт бензина и дизтоплива будет взиматься крупная пошлина, которая будет возвращаться через обратные акцизы для НПЗ. Пошлина позволит ограничить экспорт крупных переработчиков («ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Татнефть», «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть»). Таким образом, новость негативна для акций этих компаний, но эффект будет временным, поскольку после стабилизации на рынке мы ожидаем возвращения ситуации в более-менее нормальное русло», - комментирует Рональд Смит, аналитик "БКС Мир инвестиций".

В краткосрочной перспективе наибольшее давление в результате «ручного регулирования» испытают нефтепереработчики, чей бизнес ориентирован на внешние рынки.

«Новость негативна в первую очередь для компаний, у которых производство бензина и дизтоплива занимает значительную долю относительно объемов добычи: экспорт придется перенаправить на внутренний рынок, кроме того, цены на нем должны снизиться. НПЗ «Сургутнефтегаза» в Ленинградской области ориентирован на поставки за рубеж, соответственно, у компании могут возникнуть проблемы со сбытом продукции на внутреннем рынке», - считает Кирилл Бахтин, к. э. н., CFA старший аналитик, ИБ «Синара».

Запрет на экспорт нефтепродуктов также скажется на операциях стивидоров. «Значимая часть мощностей НМТП и «Совкомфлота» используется именно для транспортировки нефтепродуктов на экспорт. Так, в 2021 году перевалка нефтепродуктов занимала 30% в общем объеме перевалки НМТП, а на танкеры для нефтепродуктов в 2020 году приходилось 23% дедвейта флота «Совкомфлота» в конвенциональном сегменте. По нашему мнению, новости скорее негативно повлияют на отношение инвесторов к бумагам НМТП. С другой стороны, при ожидаемом формировании избытка нефтепродуктов на внутреннем рынке танкеры «Совкомфлота» могут понадобиться в качестве хранилищ, что должно смягчить негативные последствия для компании», - комментирует Матвей Тайц, старший аналитик ИБ «Синара».

Судя по динамике торгов на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже, меры правительства возымели эффект. Цены пошли вниз: бензин АИ-92 и АИ-95 подешевели примерно на 10%, а дизель на 15%. Но насколько этот эффект длителен?

«Цена падает из-за того, что на рынок хлынули дополнительные объёмы готового сырья, которое создано до введения ограничений. Но это не значит, что нефтяные компании сохранят прежние объёмы производства — они могут их сократить, чтобы урезать убытки и выдавать в рынок по минимуму, чтобы и на правительство давить, и на рынок. После спада эффекта масштаба, дефицит может увеличиться, а цены продолжат расти», - считает Никита Митрофанов, экономист, автор Telegram-канала "Китайская угроза". Но это, добавляет аналитик, станет заметно по рыночной конъюнктуре в ближайшие недели - месяцы.

Сообщения о запрете экспорта моторного топлива и отсутствие определенных сроков его действия окажут негативное воздействие на российский нефтяной сектор в целом, считает Никита Блохин. «Мы твердо убеждены, что отсутствие ясности в отношении дальнейших мер регулирования усиливает неопределенность на топливном рынке, в равной степени оказывая давление на все вертикально-интегрированные нефтяные компании, - уверен аналитик. - В условиях неопределенности мы призываем инвесторов воздержаться от дальнейших инвестиций в акции российских нефтяных компаний, пока на рынке не наступит определенность в отношении дальнейших фискальных мер и решений правительства».

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter