23 октября 2023 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
Впервые появившийся в конце 1990-х годов термин «поликризис» стал отражением духа нынешнего времени. Он был выбран главным неологизмом на последнем заседании Всемирного экономического форума в Давосе в начале 2023 года. Этот термин отображает комплекс мировых проблем: пандемию, военные конфликты, экстремальные климатические явления, нехватку энергии, инфляцию и растущий авторитаризм.
Канадский политолог Томас Гомер-Диксон в статье для Vox раскрыл взаимосвязи нынешних экономических и социальных проблем.
Finam.ru рассказывает, почему нынешнюю ситуацию в мире можно считать поликризисом, и как с ним бороться.
Что такое поликризис?
По сути, поликризис - это множество взаимосвязанных кризисов. Критики такой концепции считают, что это всего лишь очередной модный термин, который описывает то, что уже неоднократно встречалось в ходе истории. Гомер-Диксон, напротив, полагает, что происходящее сегодня - уникально и как раз входит в понятие поликризиса.
Адам Туз, историк Колумбийского университета, который считается одним из наиболее вдумчивых сторонников этой концепции, считает, что сегодня мир представляет собой ошеломляющий синтез давно устоявшихся тенденций и новых явлений.
Гомер-Диксон сравнивает четыре ключевых, по его мнению, показателя в человеческой истории, чтобы увидеть то новое, что составляет суть нынешнего поликризиса.
1. Общее потребление энергии. Так, благодаря растущему использованию дешевого ископаемого топлива, человечество увеличило потребление энергии в 6 раз с 1950 года. С этой даты люди потребили около 60% всей энергии, которую произвели за время существования. По мнению Гомера-Диксона, ни один другой фактор так не изменил экономику человеческой цивилизации.
2. Изменение энергетического баланса Земли. С момента эволюции современного человека до 20-го века количество энергии, поступающей на Землю из космоса (в основном видимый свет Солнца), примерно уравновешивалось количеством возвращающейся энергии (в основном в форме тепла). Но теперь меньше энергии уходит, чем поступает, потому что выбросы парниковых газов удерживают больше тепла в атмосфере. Дисбаланс составляет не менее 0,9 Вт на квадратный метр на поверхности планеты.
На первый взгляд, это немного, но дополнительная энергия накапливается быстро. Если суммировать всю поверхность Земли, то такое количество энергии будет высвобождено при взрыве 600 тыс. атомных бомб размером с ту, что была сброшена на Хиросиму. Эта дополнительная энергия, попадая в атмосферу и океаны, не только увеличивает их температуру, но и ускоряет гидрологическую систему планеты, круговорот воды между поверхностью Земли и воздухом, что приводит к усилению штормов, наводнений, засух, лесных пожаров и прочих природных катаклизмов.
По мнению Гомера-Диксона, изменение физических свойств планеты оказывает косвенное воздействие на мировое производство продуктов питания, массовую миграцию, экономический рост и гражданскую стабильность, которые уже высасывают триллионы долларов богатства из мировой экономики. Одного этого достаточно, чтобы констатировать, что положение человечества сейчас принципиально иное.
3. Рост населения. За 125 лет с 1800 по 1925 год население мира увеличилось примерно вдвое - с 1 млрд до 2 млрд человек. За почти 100 лет с тех пор оно выросло еще в четыре раза, до 8 миллиардов. Значительно более высокие затраты энергии на сельское хозяйство - на механизацию, ирригацию, производство удобрений и т.п. - сделали возможным такой более быстрый рост. Другими словами, без ископаемого топлива наше население было бы меньше, чем есть сегодня.
4. Логистические и иные связи. Самолеты, контейнеровозы, оптоволоконные кабели, спутники, нефтяные танкеры и трубопроводы - все это связывает людей между собой в наши дни. Это стало возможным благодаря использованию ископаемого топлива и увеличению вычислительной мощности устройств, которые теперь люди носят в карманах. И мы теперь подключены к стольким источникам информации, как ни одно из предыдущих поколений.
Дискретные изменения - один большой поликризис
Самым плохим из перечисленных факторов является изменение энергетического баланса Земли. Однако все четыре фактора являются маркерами беспрецедентной трансформации условий жизни человечества - взрывного роста численности населения, потребления, связей и глобального воздействия на окружающую среду, начиная примерно с 1950 года, которое некоторые ученые называют «великим ускорением».
Важное значение имеет как ускорение общих изменений, так и причинные взаимодействия между ними. По мнению Гомера-Диксона, именно они и порождают сегодняшний поликризис. Так, ученые показали, что экологические, технологические или социальные системы, которые одновременно тесно связаны и в высшей степени однородны, особенно склонны к каскадным сбоям, то есть к сбоям, напоминающим падающий ряд домино. Высокая степень связности позволяет сбою - например, патогену или внешнему шоку - быстро перемещаться из одной части системы в другие. Высокая однородность гарантирует, что разрушения будет ощутимым во всех частях.
По словам политолога, сочетание однородности человечества с его растущим числом, а теперь и с необычайной связностью создало качественно новую ситуацию. Если в XIX веке холера распространялась по планете годами, а в 1918 году грипп распространялся месяцами, то сейчас возбудители инфекционных заболеваний добираются на другой конец света за несколько недель. Наш вид стал, безусловно, самой привлекательной средой на Земле для быстрой эволюции и распространения патогенов.
Финансовые, технологические и производственные системы человечества также становятся все более связными и однородными. На рынках доминируют крупные корпорации, которые задают свои стандарты в разных сферах жизни. Например, по всей планете люди выбирают из нескольких платформ социальных сетей и из пары операционных систем для ПК и мобильных устройств.
По мнению Гомера-Диксона, это снижение разнообразия в сочетании с гиперподключенностью приводит к каскадным сбоям, когда ключевые системы подвергаются внезапному шоку.
Так, пандемия затруднила цепочки поставок стандартизированных товаров, которые затрагивали весь мир и катализировали глобальную инфляцию.
Атаки программ-вымогателей с использованием стандартизированного программного обеспечения теперь регулярно наносят огромный ущерб жизненно важным службам, включая здравоохранение и энергетику.
В недалеком будущем экстремальные погодные условия могут навредить урожаю нескольких стран-экспортеров одновременно, что приведет к нарушению мировой торговли зерном, которое обеспечивает значительную часть питания человечества.
Как разрядить поликризис?
Гомер-Диксон предлагает свое видение, как человечеству выбираться из поликризиса. Он отмечает, что ухудшающийся энергетический дисбаланс на Земле, похоже, становится единственной и самой мощной движущей силой кризисов во многих экологических, экономических и социальных системах, поэтому человечеству необходимо как можно быстрее сократить выбросы парниковых газов почти до нуля.
Что касается других факторов поликризиса, мы можем смягчить воздействие связности и однородности во многих системах, а конкретные шаги будут зависеть от того, где именно мы будем бороться с кризисом. Например, если мы хотим сделать пандемии менее распространенными и тяжелыми, придется регулярно ограничивать поездки людей во время вспышек вирусов. Несмотря на либеральные заявления о последствиях этих ограничений для прав человека, они действительно помогают замедлить распространение болезней, позволяя обществам подготовиться и помогая им сгладить кривую заражения.
Для снижения частоты и вреда от каскадных сбоев в продовольственных, технологических и экономических системах, мы должны снижать их однородность. Например, с помощью налоговых льгот и регулирования, которые побудят компании диверсифицировать мировые запасы продовольствия, экосистемы программного обеспечения и финансовые инструменты.
Прежде всего нам необходимо лучше понять механизмы, лежащие в основе поликризиса. Почему столько важных мировых систем одновременно переходят на отрицательную территорию? На данный момент у нас есть лишь фрагменты ответа главным образом потому, что университеты, корпорации, аналитические центры и правительства разделяют свой опыт и внимание на категории, соответствующие разным системам - экономике, здравоохранению, климату, геополитике и тому подобному. Таким образом, они не видят взаимосвязи между этими системами и действуют в результате менее эффективно.
По мнению Гомера-Диксона, проблема начинается сверху: элиты наших обществ и институты, которые они возглавляют и создают, просто не могут понять, что происходит. Для начала им необходимо перестать верить в то, что в мире не происходит ничего нового.
Канадский политолог Томас Гомер-Диксон в статье для Vox раскрыл взаимосвязи нынешних экономических и социальных проблем.
Finam.ru рассказывает, почему нынешнюю ситуацию в мире можно считать поликризисом, и как с ним бороться.
Что такое поликризис?
По сути, поликризис - это множество взаимосвязанных кризисов. Критики такой концепции считают, что это всего лишь очередной модный термин, который описывает то, что уже неоднократно встречалось в ходе истории. Гомер-Диксон, напротив, полагает, что происходящее сегодня - уникально и как раз входит в понятие поликризиса.
Адам Туз, историк Колумбийского университета, который считается одним из наиболее вдумчивых сторонников этой концепции, считает, что сегодня мир представляет собой ошеломляющий синтез давно устоявшихся тенденций и новых явлений.
Гомер-Диксон сравнивает четыре ключевых, по его мнению, показателя в человеческой истории, чтобы увидеть то новое, что составляет суть нынешнего поликризиса.
1. Общее потребление энергии. Так, благодаря растущему использованию дешевого ископаемого топлива, человечество увеличило потребление энергии в 6 раз с 1950 года. С этой даты люди потребили около 60% всей энергии, которую произвели за время существования. По мнению Гомера-Диксона, ни один другой фактор так не изменил экономику человеческой цивилизации.
2. Изменение энергетического баланса Земли. С момента эволюции современного человека до 20-го века количество энергии, поступающей на Землю из космоса (в основном видимый свет Солнца), примерно уравновешивалось количеством возвращающейся энергии (в основном в форме тепла). Но теперь меньше энергии уходит, чем поступает, потому что выбросы парниковых газов удерживают больше тепла в атмосфере. Дисбаланс составляет не менее 0,9 Вт на квадратный метр на поверхности планеты.
На первый взгляд, это немного, но дополнительная энергия накапливается быстро. Если суммировать всю поверхность Земли, то такое количество энергии будет высвобождено при взрыве 600 тыс. атомных бомб размером с ту, что была сброшена на Хиросиму. Эта дополнительная энергия, попадая в атмосферу и океаны, не только увеличивает их температуру, но и ускоряет гидрологическую систему планеты, круговорот воды между поверхностью Земли и воздухом, что приводит к усилению штормов, наводнений, засух, лесных пожаров и прочих природных катаклизмов.
По мнению Гомера-Диксона, изменение физических свойств планеты оказывает косвенное воздействие на мировое производство продуктов питания, массовую миграцию, экономический рост и гражданскую стабильность, которые уже высасывают триллионы долларов богатства из мировой экономики. Одного этого достаточно, чтобы констатировать, что положение человечества сейчас принципиально иное.
3. Рост населения. За 125 лет с 1800 по 1925 год население мира увеличилось примерно вдвое - с 1 млрд до 2 млрд человек. За почти 100 лет с тех пор оно выросло еще в четыре раза, до 8 миллиардов. Значительно более высокие затраты энергии на сельское хозяйство - на механизацию, ирригацию, производство удобрений и т.п. - сделали возможным такой более быстрый рост. Другими словами, без ископаемого топлива наше население было бы меньше, чем есть сегодня.
4. Логистические и иные связи. Самолеты, контейнеровозы, оптоволоконные кабели, спутники, нефтяные танкеры и трубопроводы - все это связывает людей между собой в наши дни. Это стало возможным благодаря использованию ископаемого топлива и увеличению вычислительной мощности устройств, которые теперь люди носят в карманах. И мы теперь подключены к стольким источникам информации, как ни одно из предыдущих поколений.
Дискретные изменения - один большой поликризис
Самым плохим из перечисленных факторов является изменение энергетического баланса Земли. Однако все четыре фактора являются маркерами беспрецедентной трансформации условий жизни человечества - взрывного роста численности населения, потребления, связей и глобального воздействия на окружающую среду, начиная примерно с 1950 года, которое некоторые ученые называют «великим ускорением».
Важное значение имеет как ускорение общих изменений, так и причинные взаимодействия между ними. По мнению Гомера-Диксона, именно они и порождают сегодняшний поликризис. Так, ученые показали, что экологические, технологические или социальные системы, которые одновременно тесно связаны и в высшей степени однородны, особенно склонны к каскадным сбоям, то есть к сбоям, напоминающим падающий ряд домино. Высокая степень связности позволяет сбою - например, патогену или внешнему шоку - быстро перемещаться из одной части системы в другие. Высокая однородность гарантирует, что разрушения будет ощутимым во всех частях.
По словам политолога, сочетание однородности человечества с его растущим числом, а теперь и с необычайной связностью создало качественно новую ситуацию. Если в XIX веке холера распространялась по планете годами, а в 1918 году грипп распространялся месяцами, то сейчас возбудители инфекционных заболеваний добираются на другой конец света за несколько недель. Наш вид стал, безусловно, самой привлекательной средой на Земле для быстрой эволюции и распространения патогенов.
Финансовые, технологические и производственные системы человечества также становятся все более связными и однородными. На рынках доминируют крупные корпорации, которые задают свои стандарты в разных сферах жизни. Например, по всей планете люди выбирают из нескольких платформ социальных сетей и из пары операционных систем для ПК и мобильных устройств.
По мнению Гомера-Диксона, это снижение разнообразия в сочетании с гиперподключенностью приводит к каскадным сбоям, когда ключевые системы подвергаются внезапному шоку.
Так, пандемия затруднила цепочки поставок стандартизированных товаров, которые затрагивали весь мир и катализировали глобальную инфляцию.
Атаки программ-вымогателей с использованием стандартизированного программного обеспечения теперь регулярно наносят огромный ущерб жизненно важным службам, включая здравоохранение и энергетику.
В недалеком будущем экстремальные погодные условия могут навредить урожаю нескольких стран-экспортеров одновременно, что приведет к нарушению мировой торговли зерном, которое обеспечивает значительную часть питания человечества.
Как разрядить поликризис?
Гомер-Диксон предлагает свое видение, как человечеству выбираться из поликризиса. Он отмечает, что ухудшающийся энергетический дисбаланс на Земле, похоже, становится единственной и самой мощной движущей силой кризисов во многих экологических, экономических и социальных системах, поэтому человечеству необходимо как можно быстрее сократить выбросы парниковых газов почти до нуля.
Что касается других факторов поликризиса, мы можем смягчить воздействие связности и однородности во многих системах, а конкретные шаги будут зависеть от того, где именно мы будем бороться с кризисом. Например, если мы хотим сделать пандемии менее распространенными и тяжелыми, придется регулярно ограничивать поездки людей во время вспышек вирусов. Несмотря на либеральные заявления о последствиях этих ограничений для прав человека, они действительно помогают замедлить распространение болезней, позволяя обществам подготовиться и помогая им сгладить кривую заражения.
Для снижения частоты и вреда от каскадных сбоев в продовольственных, технологических и экономических системах, мы должны снижать их однородность. Например, с помощью налоговых льгот и регулирования, которые побудят компании диверсифицировать мировые запасы продовольствия, экосистемы программного обеспечения и финансовые инструменты.
Прежде всего нам необходимо лучше понять механизмы, лежащие в основе поликризиса. Почему столько важных мировых систем одновременно переходят на отрицательную территорию? На данный момент у нас есть лишь фрагменты ответа главным образом потому, что университеты, корпорации, аналитические центры и правительства разделяют свой опыт и внимание на категории, соответствующие разным системам - экономике, здравоохранению, климату, геополитике и тому подобному. Таким образом, они не видят взаимосвязи между этими системами и действуют в результате менее эффективно.
По мнению Гомера-Диксона, проблема начинается сверху: элиты наших обществ и институты, которые они возглавляют и создают, просто не могут понять, что происходит. Для начала им необходимо перестать верить в то, что в мире не происходит ничего нового.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба