Сегодня, 08:27 Invest Era Николаев Артем
На днях администрация Байдена сыграла финальный санкционный аккорд перед своим уходом. Масштабный пакет затронул практически всю нефтегазовую отрасль. Насколько значительными будут санкции для представителей отечественных нефтяных и газовых компаний и экономики РФ в целом?
🧑💻 Какие прогнозы дают эксперты?
Аналитики из Citi полагают, что Россия сможет поддержать текущий уровень добычи на горизонте до 2 мес., после чего он будет снижаться. Новые санкции затрагивают около 30% теневого флота, который перевозит российскую нефть, и это создаёт весомые предпосылки для сокращения её экспорта примерно на 800 тыс. баррелей в день (это более 15% экспорта РФ).
Эксперты говорят, что НПЗ Индии и Китая уже намерены переключиться на покупку нефти с Ближнего Востока, т.к. боятся попасть под вторичные санкции. Bloomberg утверждает, что только в Индии 2 гос. НПЗ уже закупили 6 млн. баррелей оманской и эмиратской нефти и ещё 2 млн. баррелей сорта WTI. Китай активнее скупает сырьё из ОАЭ.
🤔 Всё ли так безнадёжно?
Даже западные эксперты полагают, что в РФ справятся с санкциями. В Citi считают, что в реальности экспорт сократится лишь примерно на 300 тыс. баррелей в день, т.к. отечественные НПЗ могут нарастить объём нефтепереработки, компенсировав удар по теневому флоту.
Однако, несомненно, вырастут издержки из-за санкций на ряд нефтесервисных компаний, т.к. временно станет недоступным экспорт оборудования. Даже через Китай это будет сделать проблематично, т.к. он опасается также попасть под вторичные санкции.
Аналогичные сомнения высказывает и Bloomberg, там не верят, что санкции окажут долгосрочное влияние. В работе нефтетрейдеров возможны краткосрочные сбои, но это лишь пока они не появятся под новыми именами.
⛴ Что будет с логистикой?
В очередной санкционный пакет попали 58 танкеров Совкомфлота для перевозки нефти, нефтепродуктов и СПГ, общим дедвейтом около 6 млн. тонн (всего в SDN 183 судна). Экономисты говорят, что если смоделировать ситуацию, где все эти суда одновременно прекратят перевозить грузы РФ, то в мире случится энергетический коллапс. За ним последует резкий скачок цены за нефть выше 100 $, чего навряд ли хотят даже Американцы, т.к. это просто убьёт спрос.
Наиболее вероятный альтернативный сценарий – рост дисконта Urals к Brent, который может увеличиться до 15–20 $ за баррель с 10 $ в конце 2024 г. Все технологии уже давно обкатаны сначала Ираном, потом и РФ. Нефть перегружается с одних танкеров на другие, иранская нефть превращается в малазийскую и т.д… Рост издержек и увеличение дисконта.
🔒 Влияние на СПГ и уголь
Точные прогнозы эксперты пока не дают, однако они уверены, что удар по ряду ключевых СПГ проектов вероятнее всего замедлит инвестиции в этот сектор и, как следствие, снизит рост бизнеса. Кроме СПГ танкеров под ударами оказались среднетонажные заводы Газпрома и Новатэка на 1,5 млн. и 820 тыс. тонн в год соотвественно. Их рентабельность высока лишь при отгрузке на короткие расстояния. Поэтому компании будут вынуждены всячески поддерживать прежний объём экспорта без возможности его наращивания.
Что касается угля, то на текущий момент в SDN-листе находятся компании, которые обеспечивают 50% добычи. Аналитики полагают, что 2025 г. для отрасли станет ещё более сложным, чем 2024 г., когда фактически она стала убыточной из-за падения экспортных цен и введения импортных пошлин Китаем.
📊 Итоги
Сейчас будет повторяться сценарий, который мы уже несколько раз видели после введения санкций. Первые несколько месяцев уходят на адаптацию. СМИ публикуют страшилки в духе “танкеры стоят в портах”. Затем компании привыкают к новым условиям, отрабатывают схемы, переговариваются по цене. В итоге – небольшое снижение объемов экспорта, рост издержек и увеличение дисконта. Рост цен на нефть будет недолгим, т.к. реального сокращения объемов добычи не будет.
В общем, неприятно, но не критично. Трамп получил очередной козырь в переговорах. В случае их успеха – часть нефтяных санкций будет снята. В случае их провала – нет сомнений, что Трамп продолжит их постепенно вводить.
🧑💻 Какие прогнозы дают эксперты?
Аналитики из Citi полагают, что Россия сможет поддержать текущий уровень добычи на горизонте до 2 мес., после чего он будет снижаться. Новые санкции затрагивают около 30% теневого флота, который перевозит российскую нефть, и это создаёт весомые предпосылки для сокращения её экспорта примерно на 800 тыс. баррелей в день (это более 15% экспорта РФ).
Эксперты говорят, что НПЗ Индии и Китая уже намерены переключиться на покупку нефти с Ближнего Востока, т.к. боятся попасть под вторичные санкции. Bloomberg утверждает, что только в Индии 2 гос. НПЗ уже закупили 6 млн. баррелей оманской и эмиратской нефти и ещё 2 млн. баррелей сорта WTI. Китай активнее скупает сырьё из ОАЭ.
🤔 Всё ли так безнадёжно?
Даже западные эксперты полагают, что в РФ справятся с санкциями. В Citi считают, что в реальности экспорт сократится лишь примерно на 300 тыс. баррелей в день, т.к. отечественные НПЗ могут нарастить объём нефтепереработки, компенсировав удар по теневому флоту.
Однако, несомненно, вырастут издержки из-за санкций на ряд нефтесервисных компаний, т.к. временно станет недоступным экспорт оборудования. Даже через Китай это будет сделать проблематично, т.к. он опасается также попасть под вторичные санкции.
Аналогичные сомнения высказывает и Bloomberg, там не верят, что санкции окажут долгосрочное влияние. В работе нефтетрейдеров возможны краткосрочные сбои, но это лишь пока они не появятся под новыми именами.
⛴ Что будет с логистикой?
В очередной санкционный пакет попали 58 танкеров Совкомфлота для перевозки нефти, нефтепродуктов и СПГ, общим дедвейтом около 6 млн. тонн (всего в SDN 183 судна). Экономисты говорят, что если смоделировать ситуацию, где все эти суда одновременно прекратят перевозить грузы РФ, то в мире случится энергетический коллапс. За ним последует резкий скачок цены за нефть выше 100 $, чего навряд ли хотят даже Американцы, т.к. это просто убьёт спрос.
Наиболее вероятный альтернативный сценарий – рост дисконта Urals к Brent, который может увеличиться до 15–20 $ за баррель с 10 $ в конце 2024 г. Все технологии уже давно обкатаны сначала Ираном, потом и РФ. Нефть перегружается с одних танкеров на другие, иранская нефть превращается в малазийскую и т.д… Рост издержек и увеличение дисконта.
🔒 Влияние на СПГ и уголь
Точные прогнозы эксперты пока не дают, однако они уверены, что удар по ряду ключевых СПГ проектов вероятнее всего замедлит инвестиции в этот сектор и, как следствие, снизит рост бизнеса. Кроме СПГ танкеров под ударами оказались среднетонажные заводы Газпрома и Новатэка на 1,5 млн. и 820 тыс. тонн в год соотвественно. Их рентабельность высока лишь при отгрузке на короткие расстояния. Поэтому компании будут вынуждены всячески поддерживать прежний объём экспорта без возможности его наращивания.
Что касается угля, то на текущий момент в SDN-листе находятся компании, которые обеспечивают 50% добычи. Аналитики полагают, что 2025 г. для отрасли станет ещё более сложным, чем 2024 г., когда фактически она стала убыточной из-за падения экспортных цен и введения импортных пошлин Китаем.
📊 Итоги
Сейчас будет повторяться сценарий, который мы уже несколько раз видели после введения санкций. Первые несколько месяцев уходят на адаптацию. СМИ публикуют страшилки в духе “танкеры стоят в портах”. Затем компании привыкают к новым условиям, отрабатывают схемы, переговариваются по цене. В итоге – небольшое снижение объемов экспорта, рост издержек и увеличение дисконта. Рост цен на нефть будет недолгим, т.к. реального сокращения объемов добычи не будет.
В общем, неприятно, но не критично. Трамп получил очередной козырь в переговорах. В случае их успеха – часть нефтяных санкций будет снята. В случае их провала – нет сомнений, что Трамп продолжит их постепенно вводить.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба