Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Ryde Group: IPO платформы для райдшеринга и q-commerce » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Ryde Group: IPO платформы для райдшеринга и q-commerce

10 ноября 2023 ИХ "Финам" | Ryde Group

Название компании: Ryde Group Ltd.

Индустрия: райдшеринг, электронная коммерция

Регион операций: Юго-Восточная Азия

Штаб-квартира: Сингапур

Год основания: 2014

Количество сотрудников компании: 38

Дата IPO: 16 ноября 2023 года

Биржи: NYSE

Тикер: RYDE

Диапазон размещения: $4-5

Выпуск: 2,25 млн обыкновенных акций класса A

Объем размещения: $10,12 млн

Оценка компании: $82,9 млн

Андеррайтер: Maxim Group

Инвестиции: $8,1 млн от DLG Ventures Pte. Ltd и частных инвесторов

Рынок
Компания Ryde Group Ltd работает на рынке транспортных услуг (рынок мобильности) Сингапура в наиболее крупном его сегменте, райдшеринге, и намерена выйти на рынок q-commerce Юго-Восточной Азии.

Рынок мобильности Сингапура вырос с $1,497 млрд в 2017 году до рекордной величины $2,572 в 2019 году. Пандемия COVID-19 уменьшила объем рынка вдвое — до $1,275 млрд, но к 2023 году рынок поднялся к уровню $1,849 млрд. Прогнозируется рост этого рынка со среднегодовыми темпами 26,7% до достижения объема $6,023 млрд в 2027 году. Объем рынка райдшеринга и карпулинга Сингапура в 2022 году составил $147,9 млн. При сохранении текущих темпов прироста в 31,1% в год к 2027 году он достигнет оборота $572,5 млн.

Q-commerce (quick-commerce, быстрая коммерция) — моментальная доставка товаров с использованием платформы онлайн-торговли, упрощающей продавцам создание собственных интернет-магазинов. Платформа предоставляет инструменты для управления магазином, обработки заказов и приема платежей и многое другое.

В 2022 году объем рынка q-commerce в Сингапуре составил $6,384 млрд. Прогноз на 2027 год составляет $13,492 млрд, что соответствует темпам прироста 16,1% в год.

Конкурентов у Ryde Group очень много — это Grab (поглотившая местный филиал Uber), MVL, Filo, Karidi, Urge, российский сервис Maxim, Zig и сервис GeoRide от Geolah.

Бизнес-модель
Компания планирует создать суперприложение мобильности, объединяющее райдшеринг q-commerce в едином мобильном сервисе. Сейчас она работает в Сингапуре и зарегистрирована на Каймановых островах.

Компания работает в двух сегментах рынка. В сегменте обеспечения мобильности компания предоставляет услугу совместных поездок (карпулинг) как в режиме on-demand, так и по заранее зарезервированному расписанию и услугу краткосрочной аренды такси (райд-хейлинг). Компания оказывает услуги в Сингапуре при помощи мобильных сервисов RydePOOL, RydeX, RydeXL, RydeTAXI и других.

Высокая конкуренция подобных сервисов в Сингапуре выгодна водителям, которые получают от 80% до 90% от полной суммы заказа. Оставшиеся 10-20% — это выручка Ryde Group, которая также планирует получать дополнительный доход от продажи данных.

В сегменте q-commerce компания оказывает услуги доставки под брендом RySEND как в режиме on-demand, так и по заранее согласованному расписанию, а также доставку посылок по множественным адресам. Компания доставляет посылки в том числе от маркетплейсов социальной коммерции (подобной Avito). Доставку осуществляют водители- партнеры RydePOOL и других перечисленных выше сервисов, а также мотоциклисты и курьеры.

Финансовые результаты компании
Выручка компании Ryde Group Ltd. в 2022 году составила $6,557 млн, на 43% больше, чем годом ранее ($4,584 млн). На выплату водителям при этом ушло $5,615 млн, то есть 86% выручки. Компания выплатила $1,5 млн поощрений своим служащим. Прочие расходы составили $2,976 млн. Такая структура расходов, безусловно, вызывает вопросы относительно жизнеспособности бизнес-модели компании в условиях конкуренции с более крупными игроками рынка.

В 2022 компания Ryde Group понесла чистые убытки в размере $3,696 млн. В предшествующем году этот показатель составлял $918 тыс. Объем обязательств Ryde Group составляет $9,5 млн. У компании $1,7 млн наличных средств.

Планы по использованию привлеченных средств
Компания намерена использовать привлеченную благодаря IPO сумму, которая составит $8,0 млн при размещении по средней цене диапазона ($9,5 млн в случае исполнения опциона андеррайтерами), на следующие цели:

- 15% на географическую экспансию в Юго-Восточную Азию, Австралию и Новую Зеландию;

- 20% на исследования и разработку мобильной и web-платформ;

- 20% - на маркетинг и брендинг;

- 45% - на пополнение оборотного капитала и общие корпоративные расходы.

Факторы привлекательности
- В Сингапуре прогнозируется рост рынка транспортных услуг со среднегодовыми темпами 26,7% до достижения объема $6,023 млн в 2027 году. Объем рынка райдшеринга и карпулинга Сингапура в 2022 году составил $147,9 млн. При сохранении текущих темпов прироста в 31,1% в год к 2027 году он достигнет оборота $572,5 млн.

- В 2022 году объем рынка q-commerce в Сингапуре составил $6,384 млрд. Прогноз на 2027 год составляет около $13,5 млрд при средних темпах прироста свыше 16% в год.

- Выручка компании Ryde Group Ltd. в 2022 году составила $6,557 млн, на 43% больше, чем годом ранее ($4,584 млн).

Основные риски
Риски компании изложены на 30 страницах проспекта эмиссии, мы кратко перечислим наиболее важные:

- Компания работает на небольшом местном рынке и лишь планирует географическую экспансию, которая может закончиться неудачей.

- Острая конкуренция усиливает рыночную власть водителей, которые получают 80-90% от стоимости заказа, в то время как лишь 10-20% достается Ryde Group.

- Основатель компании сохранит контроль над 45% голосов акционерного собрания, при этом компания подчеркивает критическую зависимость от его визионерских и руководящих дарований, которые, однако, пока не проявились ни в рыночной позиции, ни в финансовых показателях.

- Крупнейшая компания отрасли — Grab стала публичной в 2020 году через слияние с бланковой компанией и с тех пор потеряла 75% капитализации.

- Компания, которой скоро исполнится 10 лет, остается небольшой в сравнении с конкурентами и хронически убыточной.

- Независимый аудитор, заключение которого эмитенты обязаны обнародовать перед IPO, выражает сомнение в способности компании продолжать бизнес в качестве самостоятельного предприятия (going concern). Это формальная фраза, означающая, что если компания не привлечет средства через IPO, то, вероятно, обанкротится.

- Компания не платила дивиденды в прошлом и не намерена выплачивать их в обозримом будущем.

Детали IPO
Компания намерена разместить 2,25 млн обыкновенных акций класса A на NYSE. Опцион на покупку, который компания предоставляет андеррайтерам, составляет 337,5 тыс. обыкновенных акций класса A.

У компании два класса обыкновенных акций: класс A и класс B. На каждую акцию класса A приходится один голос акционерного собрания, а на акцию класса B — 10 голосов. После IPO компанией будет выпущено 14,9 млн акций класса A (15,2 млн, если андеррайтеры реализуют опцион) и 3,9 млн акций класса B.

После IPO совокупное число акций составит 18,42 млн обыкновенных акций без учета опциона андеррайтеров (18,42 млн с учетом опциона).

В свободном обращении будет находиться 12,2% обыкновенных акций, а в случае исполнения опциона андеррайтерами — 13,7%.

После IPO крупнейшим институциональным акционером станет венчурный фонд DLG Ventures Pte. Ltd, который будет контролировать 42,3% голосов акционерного собрания. Другим акционером, не входящим в состав менеджмента компании, является господин Тэн Чун Минь (2,4% голосов).

CEO, председатель совета директоров и основатель компании Жу Юнминь Теренс будет владеть 2,2 млн акций класса B, которые дают ему 45,4% голосов акционерного собрания, поскольку на каждую акцию класса B приходится 10 голосов. Финансовый директор Лан Чен Фей будет владеть небольшим пакетом в 25 тыс. акций класса A (0,05% голосов).

Диапазон размещения составляет от $4,0 до $5,0 за акцию, средняя цена — $4,5.

Объем размещения находится в диапазоне $9,0-$11,25 млн, в среднем составляя $10,12 млн. В случае исполнения опциона андеррайтерами объем размещения увеличится и составит от $10,32 млн до $12,9 млн, в среднем — $11,61 млн.

Оценка капитализации компании организаторами размещения составляет от $73,69 млн до $92.12 млн, в среднем — $82,9 млн. C учетом опциона андеррайтеров капитализация возрастает и находится в пределах от $75,00 млн до $93,75 млн, в среднем — $84,37 млн.

Напомним, что выручка компании за 2022 год составила $6,557 млн. Таким образом, организаторы размещения используют мультипликатор капитализации к выручке (P/Sales), составляющий 12,64.

Оценка капитализации компании
Для оценки капитализации компании воспользуемся мультипликаторами компаний транспортного сектора. Медианный мультипликатор P/S для этого сектора равен 0,89. Мультипликатор P/S самой известной компании сектора, Uber Technologies, втрое выше — он составляет 2,79.

Мультипликатор P/S крупнейшего местного конкурента, компании Grab, которая уже поглотила бизнес Uber в Сингапуре, составляет 6,09.

С использованием мультипликатора Grab и выручки за последние отчетные 12 месяцев ($6,557 млн), компанию Ryde Group Ltd. можно оценить в $39,3 млн, а стоимость акции — в $2,16, то есть вдвое ниже, чем средняя оценка акции организаторами размещения.

Дополнительно проведем грубую альтернативную оценку капитализации Ryde Group с использованием информации о том, что венчурные инвесторы вложили в компанию $8,1 млн. Наша статистика показывает, что медиана отношения оценки капитализации компаний на IPO к объему венчурного инвестирования составляет 9,0. Применяя этот медианный множитель, мы можем заключить, что в среднем венчурные инвесторы рассчитывают на оценку подобной компании не менее чем в $72,9 млн. Действительно, как указано выше, они оценивают Ryde Group в среднем в $82,9 млн.

Перспективы IPO
Американский рынок IPO после недавних крупных размещений компаний ARM, Instacart и Klaviyo в технологическом секторе и Birkenstock Holdings в потребительском входит в нормальное русло. Размещение Ryde Group организует андеррайтер Maxim Group, регулярно выводящий на IPO небольшие инновационные компании. Компания оценивает себя вполне в соответствии с обычными запросами венчурных инвесторов, желающих получить средний возврат на инвестиции, но вдвое дороже оценки, полученной по мультипликаторам. Размещение наиболее известного и крупного аналога, местного единорога Grab, состоялось в разгар COVID-19, в ноябре 2020 года и стало крупнейшим IPO компании из Юго-Восточной Азии. Размещение прошло в форме слияния с бланковой компанией (SPAC), и Grab оценили в $40 млрд. История стоимости акций была неровной, и сейчас ее капитализация составляет $12,2 млрд. Мы не ожидаем ажиотажного спроса на акции Ryle Group и роста их стоимости в ближайшие кварталы. Однако, учитывая высокий уровень конкуренции на профильных рынках Сингапура, существует шанс поглощения Ryde Group более крупным конкурентом. Разумеется, необходимым условием этого является успех разрабатываемого Ryde суперприложения, объединяющего райдшеринг и q-commerce.