11 декабря 2023 Financial Times | Нефть
Россия не только нашла новых покупателей на свою нефть, но и сумела обойтись без западной нефтетранспортной инфраструктуры
Возраст греческого нефтяного танкера Astro Sculptor начал сказываться на его состоянии еще в феврале 2020 года, когда инспекторы сообщили о проблемах с корродированными палубами и двигательными установками. Тогда ему было 17 лет
Но почти четыре года спустя судно все еще бороздит океаны в составе так называемого серого флота. Считается, что он принадлежит России и перевозит российскую нефть в обход всех введенных эмбарго. В ноябре 2023 года серый флот перевез более половины всей нефти, экспортируемой из западных регионов России. Он смягчил шок, связанный с обширными западными санкциями, введенными против нефтяной отрасли России год назад. Тогда Европа запретила импорт российской сырой нефти в страны блока, а Большая семерка ввела ограничения для тех, кто все же готов покупать нефть из России.
Согласно правилам, сформулированным в июне 2022 года и вступившим в силу в декабре прошлого года, страны, не входящие в G7, такие как Индия и Китай, могут покупать российскую нефть по цене не дороже $60 за баррель. Только в этом случае они смогут воспользоваться судами, зарегистрированными G7, а также услугами страхования для перевозки нефти. Членами G7 являются США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания и Канада.
Эти меры были направлены на то, чтобы оставить российскую нефть на международном рынке, но при этом сократить финансовые потоки в Россию. Вместе они перекроили глобальную энергетическую карту. Потоки российской нефти в Европу, которая ранее была ее крупнейшим экспортным рынком, сократились до минимума. Вместо этого миллионы баррелей ежедневно отправляются из западных портов России на Балтийском и Черном морях в обход к новым покупателям, главным образом в Индии, Китае и Турции.
Почему запреты не помогли
Но если эмбарго для стран ЕС сработало, то вот потолок цен оказался малоэффективным. Западные чиновники признали, что почти все баррели из России продаются дороже $60.
«В первом квартале лимит работал хорошо, во втором квартале Россия начала искать способы обойти его, в третьем квартале он уже почти не действовал, и теперь в четвертом квартале с лимитом все кончено», — отметил Максимилиан Гесс, основатель группы политических рисков Enmetena Advisory.
Почти повсеместное нарушение ценового потолка стало возможным из-за слабости правоприменения, а также из-за успеха России в создании теневого флота из таких судов, как Astro Sculptor, для перемещения своей нефти за пределы досягаемости G7.
«Мировой рынок сырой нефти, который ранее был высокоэффективным и глобально согласованным, теперь разделился на два потока: теневой и „хороший“», — сказал Джеффри Пайетт, помощник госсекретаря США по энергетическим ресурсам, в интервью Financial Times на прошлой неделе.
По данным киевской школы экономики, которая анализирует отклонение российских экспортных цен от установленного лимита, в октябре 2023 года 99% морского экспорта российской нефти продавалось по ценам выше $60 за баррель. Из этих поставок 71% пришелся на суда и поставщиков услуг за пределами стран G7 по сравнению с 20% в апреле 2022 года.
Компания Kpler, занимающаяся данными и аналитикой, разделила суда, перевозящие российскую нефть, на три основные группы: принадлежащие России; так называемые суда «темного флота», ранее участвовавшие в перевозке санкционной нефти из Венесуэлы или Ирана; и «серый флот», собранный после начала военных действий на Украине.
Кто перевозит российскую нефть
Суда серого и темного флота, иногда вместе называемые теневым флотом, используют непрозрачные структуры собственности, проходящие через оффшорные юрисдикции с сильной корпоративной тайной, чтобы усложнить применение санкций к бенефициарным владельцам. Astro Sculptor, который был продан в 2022 году и переименован в Amber 6, — типичный пример судна из «серого» флота. Этот танкер уже не греческий, он управляется китайской компанией из города Далянь, плавает под либерийским флагом и больше не имеет страховки от западного поставщика.
В ноябре зарегистрированные в Греции суда перевезли 16 млн баррелей российской нефти. Это третий по величине объем после танкеров из ОАЭ и Китая. На их долю, по данным FT, пришлось 28 млн и 23 млн баррелей соответственно.
«В первой половине этого года лимит особо не нарушался, потому что цены были низкими, но с лета они начали расти, а серый флот России помог стране воспользоваться этим преимуществом», — отметил Мэтью Райт, аналитик Kpler. «Как Штаты собираются решать эту проблему — пока неясно».
Пайетт добавил, что правительство США «внимательно» следит за теневым флотом и ищет способы сделать его «менее эффективным и менее оперативным».
В октябре Вашингтон ввел целенаправленные санкции в отношении двух компаний, одна из которых зарегистрирована в Турции, а другая — в ОАЭ. Это первое правоприменительное действие, связанное с правилами. Каждая из компаний владела судном, которое использовало американских поставщиков услуг при отгрузке российской нефти, купленной по ценам выше лимита, говорится в сообщении.
Проблема для США и других западных правительств заключается в том, что большая часть новой российской нефтяной системы не нуждается в западных поставщиках услуг.
«Россия довольно успешно создает собственный флот, находит альтернативных страховщиков, формирует экосистему людей, которые могут помочь перемещать нефть и нефтепродукты», — сказал Бен Кэхилл, старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований США, который изучал энергетические санкции Запада в отношении Москвы. «Трудно засунуть джина обратно в бутылку».
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу