Как поживает Россия спустя год после запрета на импорт российской нефти » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Как поживает Россия спустя год после запрета на импорт российской нефти

11 декабря 2023 Financial Times | Нефть

Россия не только нашла новых покупателей на свою нефть, но и сумела обойтись без западной нефтетранспортной инфраструктуры

Возраст греческого нефтяного танкера Astro Sculptor начал сказываться на его состоянии еще в феврале 2020 года, когда инспекторы сообщили о проблемах с корродированными палубами и двигательными установками. Тогда ему было 17 лет

Но почти четыре года спустя судно все еще бороздит океаны в составе так называемого серого флота. Считается, что он принадлежит России и перевозит российскую нефть в обход всех введенных эмбарго. В ноябре 2023 года серый флот перевез более половины всей нефти, экспортируемой из западных регионов России. Он смягчил шок, связанный с обширными западными санкциями, введенными против нефтяной отрасли России год назад. Тогда Европа запретила импорт российской сырой нефти в страны блока, а Большая семерка ввела ограничения для тех, кто все же готов покупать нефть из России.

Согласно правилам, сформулированным в июне 2022 года и вступившим в силу в декабре прошлого года, страны, не входящие в G7, такие как Индия и Китай, могут покупать российскую нефть по цене не дороже $60 за баррель. Только в этом случае они смогут воспользоваться судами, зарегистрированными G7, а также услугами страхования для перевозки нефти. Членами G7 являются США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания и Канада.

Эти меры были направлены на то, чтобы оставить российскую нефть на международном рынке, но при этом сократить финансовые потоки в Россию. Вместе они перекроили глобальную энергетическую карту. Потоки российской нефти в Европу, которая ранее была ее крупнейшим экспортным рынком, сократились до минимума. Вместо этого миллионы баррелей ежедневно отправляются из западных портов России на Балтийском и Черном морях в обход к новым покупателям, главным образом в Индии, Китае и Турции.

Почему запреты не помогли

Как поживает Россия спустя год после запрета на импорт российской нефти


Но если эмбарго для стран ЕС сработало, то вот потолок цен оказался малоэффективным. Западные чиновники признали, что почти все баррели из России продаются дороже $60.

«В первом квартале лимит работал хорошо, во втором квартале Россия начала искать способы обойти его, в третьем квартале он уже почти не действовал, и теперь в четвертом квартале с лимитом все кончено», — отметил Максимилиан Гесс, основатель группы политических рисков Enmetena Advisory.

Почти повсеместное нарушение ценового потолка стало возможным из-за слабости правоприменения, а также из-за успеха России в создании теневого флота из таких судов, как Astro Sculptor, для перемещения своей нефти за пределы досягаемости G7.

«Мировой рынок сырой нефти, который ранее был высокоэффективным и глобально согласованным, теперь разделился на два потока: теневой и „хороший“», — сказал Джеффри Пайетт, помощник госсекретаря США по энергетическим ресурсам, в интервью Financial Times на прошлой неделе.

По данным киевской школы экономики, которая анализирует отклонение российских экспортных цен от установленного лимита, в октябре 2023 года 99% морского экспорта российской нефти продавалось по ценам выше $60 за баррель. Из этих поставок 71% пришелся на суда и поставщиков услуг за пределами стран G7 по сравнению с 20% в апреле 2022 года.

Компания Kpler, занимающаяся данными и аналитикой, разделила суда, перевозящие российскую нефть, на три основные группы: принадлежащие России; так называемые суда «темного флота», ранее участвовавшие в перевозке санкционной нефти из Венесуэлы или Ирана; и «серый флот», собранный после начала военных действий на Украине.

Кто перевозит российскую нефть



Суда серого и темного флота, иногда вместе называемые теневым флотом, используют непрозрачные структуры собственности, проходящие через оффшорные юрисдикции с сильной корпоративной тайной, чтобы усложнить применение санкций к бенефициарным владельцам. Astro Sculptor, который был продан в 2022 году и переименован в Amber 6, — типичный пример судна из «серого» флота. Этот танкер уже не греческий, он управляется китайской компанией из города Далянь, плавает под либерийским флагом и больше не имеет страховки от западного поставщика.

В ноябре зарегистрированные в Греции суда перевезли 16 млн баррелей российской нефти. Это третий по величине объем после танкеров из ОАЭ и Китая. На их долю, по данным FT, пришлось 28 млн и 23 млн баррелей соответственно.

«В первой половине этого года лимит особо не нарушался, потому что цены были низкими, но с лета они начали расти, а серый флот России помог стране воспользоваться этим преимуществом», — отметил Мэтью Райт, аналитик Kpler. «Как Штаты собираются решать эту проблему — пока неясно».

Пайетт добавил, что правительство США «внимательно» следит за теневым флотом и ищет способы сделать его «менее эффективным и менее оперативным».

В октябре Вашингтон ввел целенаправленные санкции в отношении двух компаний, одна из которых зарегистрирована в Турции, а другая — в ОАЭ. Это первое правоприменительное действие, связанное с правилами. Каждая из компаний владела судном, которое использовало американских поставщиков услуг при отгрузке российской нефти, купленной по ценам выше лимита, говорится в сообщении.

Проблема для США и других западных правительств заключается в том, что большая часть новой российской нефтяной системы не нуждается в западных поставщиках услуг.

«Россия довольно успешно создает собственный флот, находит альтернативных страховщиков, формирует экосистему людей, которые могут помочь перемещать нефть и нефтепродукты», — сказал Бен Кэхилл, старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований США, который изучал энергетические санкции Запада в отношении Москвы. «Трудно засунуть джина обратно в бутылку».

http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter