Российский фондовый рынок по итогам декабря теряет около 2,4% и по ходу месяца падал до минимума с июля на фоне отсутствия значимых драйверов для повышения и сдержанной дивидендной доходности основных эмитентов. Индикатор РТС, тем временем, потерял около 5,2% в том числе из-за более слабого рубля.
За год индекс Мосбиржи подскочил почти на 44%, а индекс РТС прибавил лишь 10%. Столь сильное расхождение в динамике обеспечивалось девальвацией рубля, которая стала одной из причин скачка индикатора Мосбиржи благодаря покупкам акций валютных экспортеров. Российская валюта за последние 12 месяцев обесценилась почти на 30% к доллару, на 37% к евро и на 26% к китайскому юаню, но тем не менее завершает год на расстоянии от его минимумов (102,35 руб, 111,41 руб и 14 руб соответственно). Помощь рублю оказало повышение процентной ставки ЦБ РФ, которая в течение года была увеличена с 7,5% до 16%, а также введение обязательной продажи валютной выручки экспортерами.
В целом восстановлению индекса Мосбиржи в 2023 году помимо слабости рубля помогла дальнейшая адаптация компаний к санкционным условиям, процессы редомициляции и выплаты многими эмитентами дивидендов, которые стали значимым позитивным фактором для всего рынка. Уверенно чувствовали себя такие представители финансового сектора как Сбербанк и Мосбиржа – последняя в том числе ввиду продолжения стабильных притоков средств розничных клиентов. Сбербанк, многие нефтяные компании и эмитенты других секторов при этом также выплатили высокие дивиденды. С начала года из компаний, входящих в состав индекса Мосбиржи, самый впечатляющий рост показали акции Совкомфлота (+284%), Мечела (+193% и +149% по обыкновенным и привилегированным акциям), расписки Глобалтранса (+137%), привилегированные акции Сургутнефтегаза (+112%). Указанным компаниям помогала дальнейшая переориентация товарооборота на восток (в частности, на Китай и Индию), а в случае с Сургутнефтегазом – девальвация рубля.
Геополитическая ситуация, связанная с событиями на Украине, в 2023 году стабилизировалась, в связи с чем не оказывала сильного влияния на настроения, как годом ранее. Общая волатильность на фондовых площадках, однако, выросла, а санкционное давление на финансовый сектор не ослабевало. В частности, введенные США беспрецедентные санкции против СПБ Биржи еще больше ограничили список доступных для торгов инструментов. На этом фоне наблюдался повышенный интерес российских компаний к проведению IPO: к концу 2023 года 9 компаний провели первичное размещение своих акций на Мосбирже, среди которых наиболее крупными стали ЕвроТранс, Совкомбанк и Южуралзолото. Интерес к IPO при прочих равных, вероятно, сохранится и в 2024 году: десятки компаний не исключают выхода на биржу, но фактическое размещение будет зависеть от складывающихся рыночных условий.
Цены на нефть сорта Brent в декабре упали примерно на 5%, а по ходу месяца опускались до минимума с конца июня. Впоследствии котировки, однако, перешли к постепенному восстановлению позиций на фоне ослабления доллара и новостей о дополнительном сокращении нефтедобычи ОПЕК+ на 2 млн барр/день и завершают год в районе 80 долл/барр, с потерями около 8% за последние 12 месяцев. По ходу года фьючерсы поднимались в район 95 долл, к максимуму с ноября 2022 года, после чего оказались под нисходящим давлением из-за страхов более низкого спроса на ресурс в том числе со стороны охлаждающейся экономики Китая. Цены на золото при этом завершают год повышением на 14%, а в декабре обновили исторический пик 2152 долл/унц на фоне оптимизма в отношении завершения цикла ужесточения политики ФРС и снижения доходности гособлигаций США.
Американский фондовый рынок по итогам года подскочил на 44% по высокотехнологичному индексу Nasdaq благодаря сильному спросу на акции компаний, связанных с искусственным интеллектом. Индикатор «широкого рынка» S&P 500 на фоне продолжения расширения американской экономики вырос на 24,5%. Dow Jones Industrial Average прибавил 13,5%, обновив исторический максимум на ожиданиях перехода ФРС к снижению процентных ставок в 2024 году. Европейский Euro Stoxx 50 по итогам года прибавил около 19%. Рынки Китая и Гонконга при этом были в отстающих из-за разочарования инвесторов в темпах восстановления КНР после снятия коронавирусных ограничений, проблем в секторе недвижимости и санкционного давления на IT-сектор. Гонконгский Hang Seng за год потерял почти 14%, а основные китайские индексы снизились в пределах 15%.
Ключевые факторы 2024 года – Выборы, валютная динамика и смягчение позиций мировых ЦБ
В 2024 году и в 1-м квартале в частности динамику рынка РФ, вероятно, продолжит определять геополитическая обстановка и курс рубля. До президентских выборов в марте рубль, скорее всего, не уйдет далеко от декабрьских значений, но впоследствии при отмене обязательной продажи валютной выручки и переходе ЦБ РФ к снижению процентной ставки девальвационные риски могут вновь резко возрасти, хотя в целом власти, вероятно, будут заинтересованы в том числе в сдерживании инфляции в стране.
Ограничивать повышение индекса Мосбиржи в 2024 году может потенциальное укрепление рубля, в частности, в 1-м квартале до президентских выборов в марте. Тем не менее при прочих равных позитивными факторами для рынка, вероятно, останутся дивидендные ожидания и редомицилия компаний, а также надежды на переход ЦБ РФ к снижению процентной ставки по мере ослабления инфляции. При отсутствии негативных геополитических сигналов индекс Мосбиржи в 2024 году может стремиться к отметке 3500 пунктов и стабилизироваться выше. В 1-м квартале основные эмитенты будут отчитываться за 2023 год и, вероятно, дадут почву для размышлений в отношении размера итоговых годовых выплат.
Дивидендными историям по итогам 2023 года, вероятно, останутся прежде всего представители банковского (Сбербанк, банк «Санкт-Петербург») и нефтегазового сектора (Башнефть, Сургутнефтегаз, Татнефть, Транснефть, Роснефть, ЛУКОЙЛ, Газпром нефть, Газпром, Новатэк), а также компании транспортного сектора, получающие преимущества от увеличения экспорта в Азию: Совкомфлот и НМТП. Рост поставок угля в Азию также может и дальше оказывать поддержку Мечелу и Распадской. Золотодобытчикам, тем временем, несмотря на высокие цены на драгоценный металл, не хватает дивидендного фактора. По Транснефти и Норникелю ждут сплита акций, что позволит увеличить их привлекательность для розничных инвесторов. Среди акций «роста» можно выделить IT-сектор, например, Яндекс, по которому ждут завершения реорганизации. От Газпрома рынок в 2023 году так и не дождался дивидендных новостей, что сдерживало интерес к акциям компании наряду с более низкими ценами на газ. Газпром при этом не отказался от возможной выплаты дивидендов, поэтому в случае приятных сюрпризов в этом отношении акции могут получить импульс к росту уже в 1-й половине 2024 года.
В 2024 году интерес к IPO российских компаний при прочих равных, вероятно, сохранится: десятки эмитентов не исключают выхода на биржу, но фактическое размещение будет зависеть от складывающихся рыночных условий. Если говорить об IPO 2023 года можно выделить акции Совкомбанка в том числе ввиду общих высоких показателей банковского сектора РФ в текущем году. Так, за 11 месяцев российские банки заработали 3,2 трлн руб прибыли. Чистая прибыль же Совкомбанка за 9 месяцев 2023 года по МСФО составила 76 млрд руб при рентабельности капитала 51%.
Одним из основных рисков на финансовых рынках остается волатильность и возможность возникновения «черных лебедей» в виде новых всплесков геополитической напряженности (например, вокруг Тайваня), неожиданных итогов выборов и других факторов. В этом контексте вложения в золото остаются актуальными, а вероятность обновления исторического максимума ценами на драгоценный металл представляется высокой.
Важные сигналы для рынков традиционно будут поступать и от нефти (страны Большой семерки намерены ужесточить контроль за соблюдением потолка цен, а сами нефтяные котировки ждут позитивных драйверов для возобновления роста в том числе со стороны возможного ускорения экономики Китая), а также от экономических факторов и геополитики (выборы пройдут в том числе в Европе и США).
В 2024 году, как ожидается, многие ключевые центральные банки перейдут к снижению процентных ставок с текущих уровней, что с одной стороны позитивно для акций, но с другой смягчение политики может происходить на фоне падения фондовых рынков из-за ухудшившихся экономических перспектив. Акции США и Европы завершают 2023 год на бычьей ноте, но рисками в следующем году может стать близость исторических и многолетних максимумов. Доллар чувствует себя слабее евро ввиду перспективы более скорого смягчения политики ФРС в следующем году по сравнению с ЕЦБ. В то же время в Китае и Гонконге все еще ждут появления масштабных драйверов роста, но сформировавшаяся перепроданность может сыграть локальным акциям на руку.
За год индекс Мосбиржи подскочил почти на 44%, а индекс РТС прибавил лишь 10%. Столь сильное расхождение в динамике обеспечивалось девальвацией рубля, которая стала одной из причин скачка индикатора Мосбиржи благодаря покупкам акций валютных экспортеров. Российская валюта за последние 12 месяцев обесценилась почти на 30% к доллару, на 37% к евро и на 26% к китайскому юаню, но тем не менее завершает год на расстоянии от его минимумов (102,35 руб, 111,41 руб и 14 руб соответственно). Помощь рублю оказало повышение процентной ставки ЦБ РФ, которая в течение года была увеличена с 7,5% до 16%, а также введение обязательной продажи валютной выручки экспортерами.
В целом восстановлению индекса Мосбиржи в 2023 году помимо слабости рубля помогла дальнейшая адаптация компаний к санкционным условиям, процессы редомициляции и выплаты многими эмитентами дивидендов, которые стали значимым позитивным фактором для всего рынка. Уверенно чувствовали себя такие представители финансового сектора как Сбербанк и Мосбиржа – последняя в том числе ввиду продолжения стабильных притоков средств розничных клиентов. Сбербанк, многие нефтяные компании и эмитенты других секторов при этом также выплатили высокие дивиденды. С начала года из компаний, входящих в состав индекса Мосбиржи, самый впечатляющий рост показали акции Совкомфлота (+284%), Мечела (+193% и +149% по обыкновенным и привилегированным акциям), расписки Глобалтранса (+137%), привилегированные акции Сургутнефтегаза (+112%). Указанным компаниям помогала дальнейшая переориентация товарооборота на восток (в частности, на Китай и Индию), а в случае с Сургутнефтегазом – девальвация рубля.
Геополитическая ситуация, связанная с событиями на Украине, в 2023 году стабилизировалась, в связи с чем не оказывала сильного влияния на настроения, как годом ранее. Общая волатильность на фондовых площадках, однако, выросла, а санкционное давление на финансовый сектор не ослабевало. В частности, введенные США беспрецедентные санкции против СПБ Биржи еще больше ограничили список доступных для торгов инструментов. На этом фоне наблюдался повышенный интерес российских компаний к проведению IPO: к концу 2023 года 9 компаний провели первичное размещение своих акций на Мосбирже, среди которых наиболее крупными стали ЕвроТранс, Совкомбанк и Южуралзолото. Интерес к IPO при прочих равных, вероятно, сохранится и в 2024 году: десятки компаний не исключают выхода на биржу, но фактическое размещение будет зависеть от складывающихся рыночных условий.
Цены на нефть сорта Brent в декабре упали примерно на 5%, а по ходу месяца опускались до минимума с конца июня. Впоследствии котировки, однако, перешли к постепенному восстановлению позиций на фоне ослабления доллара и новостей о дополнительном сокращении нефтедобычи ОПЕК+ на 2 млн барр/день и завершают год в районе 80 долл/барр, с потерями около 8% за последние 12 месяцев. По ходу года фьючерсы поднимались в район 95 долл, к максимуму с ноября 2022 года, после чего оказались под нисходящим давлением из-за страхов более низкого спроса на ресурс в том числе со стороны охлаждающейся экономики Китая. Цены на золото при этом завершают год повышением на 14%, а в декабре обновили исторический пик 2152 долл/унц на фоне оптимизма в отношении завершения цикла ужесточения политики ФРС и снижения доходности гособлигаций США.
Американский фондовый рынок по итогам года подскочил на 44% по высокотехнологичному индексу Nasdaq благодаря сильному спросу на акции компаний, связанных с искусственным интеллектом. Индикатор «широкого рынка» S&P 500 на фоне продолжения расширения американской экономики вырос на 24,5%. Dow Jones Industrial Average прибавил 13,5%, обновив исторический максимум на ожиданиях перехода ФРС к снижению процентных ставок в 2024 году. Европейский Euro Stoxx 50 по итогам года прибавил около 19%. Рынки Китая и Гонконга при этом были в отстающих из-за разочарования инвесторов в темпах восстановления КНР после снятия коронавирусных ограничений, проблем в секторе недвижимости и санкционного давления на IT-сектор. Гонконгский Hang Seng за год потерял почти 14%, а основные китайские индексы снизились в пределах 15%.
Ключевые факторы 2024 года – Выборы, валютная динамика и смягчение позиций мировых ЦБ
В 2024 году и в 1-м квартале в частности динамику рынка РФ, вероятно, продолжит определять геополитическая обстановка и курс рубля. До президентских выборов в марте рубль, скорее всего, не уйдет далеко от декабрьских значений, но впоследствии при отмене обязательной продажи валютной выручки и переходе ЦБ РФ к снижению процентной ставки девальвационные риски могут вновь резко возрасти, хотя в целом власти, вероятно, будут заинтересованы в том числе в сдерживании инфляции в стране.
Ограничивать повышение индекса Мосбиржи в 2024 году может потенциальное укрепление рубля, в частности, в 1-м квартале до президентских выборов в марте. Тем не менее при прочих равных позитивными факторами для рынка, вероятно, останутся дивидендные ожидания и редомицилия компаний, а также надежды на переход ЦБ РФ к снижению процентной ставки по мере ослабления инфляции. При отсутствии негативных геополитических сигналов индекс Мосбиржи в 2024 году может стремиться к отметке 3500 пунктов и стабилизироваться выше. В 1-м квартале основные эмитенты будут отчитываться за 2023 год и, вероятно, дадут почву для размышлений в отношении размера итоговых годовых выплат.
Дивидендными историям по итогам 2023 года, вероятно, останутся прежде всего представители банковского (Сбербанк, банк «Санкт-Петербург») и нефтегазового сектора (Башнефть, Сургутнефтегаз, Татнефть, Транснефть, Роснефть, ЛУКОЙЛ, Газпром нефть, Газпром, Новатэк), а также компании транспортного сектора, получающие преимущества от увеличения экспорта в Азию: Совкомфлот и НМТП. Рост поставок угля в Азию также может и дальше оказывать поддержку Мечелу и Распадской. Золотодобытчикам, тем временем, несмотря на высокие цены на драгоценный металл, не хватает дивидендного фактора. По Транснефти и Норникелю ждут сплита акций, что позволит увеличить их привлекательность для розничных инвесторов. Среди акций «роста» можно выделить IT-сектор, например, Яндекс, по которому ждут завершения реорганизации. От Газпрома рынок в 2023 году так и не дождался дивидендных новостей, что сдерживало интерес к акциям компании наряду с более низкими ценами на газ. Газпром при этом не отказался от возможной выплаты дивидендов, поэтому в случае приятных сюрпризов в этом отношении акции могут получить импульс к росту уже в 1-й половине 2024 года.
В 2024 году интерес к IPO российских компаний при прочих равных, вероятно, сохранится: десятки эмитентов не исключают выхода на биржу, но фактическое размещение будет зависеть от складывающихся рыночных условий. Если говорить об IPO 2023 года можно выделить акции Совкомбанка в том числе ввиду общих высоких показателей банковского сектора РФ в текущем году. Так, за 11 месяцев российские банки заработали 3,2 трлн руб прибыли. Чистая прибыль же Совкомбанка за 9 месяцев 2023 года по МСФО составила 76 млрд руб при рентабельности капитала 51%.
Одним из основных рисков на финансовых рынках остается волатильность и возможность возникновения «черных лебедей» в виде новых всплесков геополитической напряженности (например, вокруг Тайваня), неожиданных итогов выборов и других факторов. В этом контексте вложения в золото остаются актуальными, а вероятность обновления исторического максимума ценами на драгоценный металл представляется высокой.
Важные сигналы для рынков традиционно будут поступать и от нефти (страны Большой семерки намерены ужесточить контроль за соблюдением потолка цен, а сами нефтяные котировки ждут позитивных драйверов для возобновления роста в том числе со стороны возможного ускорения экономики Китая), а также от экономических факторов и геополитики (выборы пройдут в том числе в Европе и США).
В 2024 году, как ожидается, многие ключевые центральные банки перейдут к снижению процентных ставок с текущих уровней, что с одной стороны позитивно для акций, но с другой смягчение политики может происходить на фоне падения фондовых рынков из-за ухудшившихся экономических перспектив. Акции США и Европы завершают 2023 год на бычьей ноте, но рисками в следующем году может стать близость исторических и многолетних максимумов. Доллар чувствует себя слабее евро ввиду перспективы более скорого смягчения политики ФРС в следующем году по сравнению с ЕЦБ. В то же время в Китае и Гонконге все еще ждут появления масштабных драйверов роста, но сформировавшаяся перепроданность может сыграть локальным акциям на руку.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба