Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Только пессимисты продают на дне » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Только пессимисты продают на дне

5 января 2024
Уоррен Баффетт во время ежегодного собрания акционеров Berkshire 2020

Перевод статьи от Connor Mac, Investment Talk

В субботу, 2 мая 2020 года, Уоррен Баффетт на ежегодном собрании акционеров компании Berkshire в 2020 году посоветовал всему миру "никогда не ставить против Америки". За несколько месяцев до этого десятилетний рост завершился в результате глобальной пандемии. Подобно вирусу, страх заразительно распространился по рынкам. Индекс S&P 500 упал на 34%, правительства отправляли чеки по почте, а потребители сидели дома. В 2020 году произошло много событий: официально завершился Brexit, трагически скончался Коби Брайант, в Австралии бушевали лесные пожары, а Харви Вайнштейн был осужден. Но 2020 год навсегда останется в памяти как год начала пандемии.

К тому времени, когда Баффетт сел за стол, чтобы обратиться к своим акционерам, рынок несколько восстановился; он вырос на ~25 % по сравнению с минимумом, установленным в марте. Но, несмотря на падение на ~17% по сравнению с предпандемическим максимумом, мир находился в состоянии паники. Хотя историки могут рассматривать этот период на рынках как относительную "вспышку на сковородке" (когда самый быстрый откат медвежьего рынка произойдет вскоре после этого, и к августу будет достигнут максимум), это было не так. Никто не был уверен в том, что произойдет дальше, и я уверен, что мало кто верил в то, что в 2020 году рынок покажет +18%. Тем не менее, послание Баффетта было ясным. Что бы ни происходило в мире, никогда не ставьте против Америки.

Его речь напоминала ту, которую он произнес во время последней крупной вспышки глобальной паники на рынках - финансового кризиса 2008 года. Тогда он написал в газете New York Times статью под заголовком "Покупайте Америку. Как я". Сегодня я хочу поделиться с вами двумя короткими эссе. Первое - это вышеупомянутая статья в New York Times, опубликованная за пять месяцев до падения рынка. Оно было смелым, оптимистичным, интеллектуально честным и подчеркивало, что нужно пережить краткосрочную перспективу, чтобы сосредоточиться на долгосрочной. Другая статья, опубликованная в газете Los Angeles Times на той же неделе, когда рынок достиг дна, представляет собой поразительный контраст пессимизма. Автор сетует на долгосрочных инвесторов и кричит, что "сейчас самое время для истерии". Сам того не подозревая, это было время для максимального оптимизма.

Эти два эссе прекрасно отражают разницу между долгосрочным и краткосрочным мышлением. Когда один автор смотрит вперед и покупает, другой смотрит вокруг себя и плачет. Эти эссе и их близость друг к другу и дну рынка должны вызвать у вас усмешку или пищу для размышлений.
Покупайте Америку. Как я

Уоррен Э. Баффет, 16 октября 2008 г.

В финансовом мире царит беспорядок, как в Соединенных Штатах, так и за рубежом. Более того, проблемы просачиваются в общую экономику, и теперь эти утечки превращаются в потоки. В ближайшей перспективе безработица будет расти, деловая активность - снижаться, а заголовки газет - оставаться пугающими. Поэтому... Я покупаю американские акции. Речь идет о моем личном счете, на котором я ранее не владел ничем, кроме государственных облигаций Соединенных Штатов. (В этом описании не учитываются мои акции Berkshire Hathaway, которые направлены на благотворительность). Если оценки и дальше будут выглядеть привлекательно, то вскоре мой капитал, не принадлежащий Berkshire, на 100% будет состоять из акций Соединенных Штатов.

Почему?

Покупать я буду по простому правилу: Бойся, когда другие жадничают, и жадничай, когда другие боятся. И, безусловно, страх сейчас широко распространен и охватывает даже опытных инвесторов. Конечно, инвесторы вправе опасаться компаний с высоким уровнем заемных средств или предприятий со слабыми конкурентными позициями. Но опасения по поводу долгосрочного процветания многих надежных компаний страны не имеют смысла. Эти компании, как и всегда, будут испытывать трудности с прибылью. Но большинство крупных компаний будут устанавливать новые рекорды прибыли через 5, 10 и 20 лет. Позвольте мне прояснить один момент: я не могу предсказать краткосрочные движения фондового рынка. У меня нет ни малейшего представления о том, будут ли акции выше или ниже через месяц или через год. Но что вполне вероятно, так это то, что рынок пойдет вверх, возможно, значительно, задолго до того, как настроения или экономика пойдут вверх. Так что если вы ждете малиновки, весна уже закончится.

Немного истории: Во время Депрессии индекс Dow достиг своего минимума - 41 - 8 июля 1932 года. Экономические условия продолжали ухудшаться, пока в марте 1933 года к власти не пришел Франклин Д. Рузвельт. К тому времени рынок уже вырос на 30 процентов. Или вспомните первые дни Второй мировой войны, когда дела Соединенных Штатов в Европе и на Тихом океане шли плохо. Рынок достиг дна в апреле 1942 года, задолго до того, как удача союзников повернулась к нам лицом. Опять же, в начале 1980-х годов покупать акции стоило, когда инфляция бушевала, а экономика находилась в танке. Одним словом, плохие новости - лучший друг инвестора. Они позволяют вам купить кусочек будущего Америки по сниженной цене.

В долгосрочной перспективе новости на фондовом рынке будут хорошими. В XX веке Соединенные Штаты пережили две мировые войны и другие травматичные и дорогостоящие военные конфликты, депрессию, дюжину рецессий и финансовых паник, нефтяные потрясения, эпидемию гриппа и отставку опального президента. И все же Dow поднялся с 66 до 11 497. Вы можете подумать, что инвестор не мог потерять деньги в течение столетия, отмеченного таким необычным ростом. Но некоторые инвесторы так и поступали. Эти незадачливые люди покупали акции только тогда, когда им было удобно это делать, а затем продавали их, когда заголовки газет вызывали у них тошноту.

Сегодня люди, которые держат денежные эквиваленты, чувствуют себя комфортно. А зря. Они выбрали ужасный долгосрочный актив, который практически ничего не приносит и наверняка обесценится. Более того, политика, которой будет следовать правительство в своих попытках смягчить текущий кризис, вероятно, окажется инфляционной и, следовательно, ускорит снижение реальной стоимости денежных счетов. В течение следующего десятилетия акции почти наверняка превзойдут денежные средства, возможно, на значительную величину. Те инвесторы, которые сейчас держатся за наличные деньги, делают ставку на то, что они смогут эффективно выбрать время для ухода от них позже. Ожидая хороших новостей, они игнорируют совет Уэйна Гретцки: "Я бегу туда, где шайба будет, а не туда, где она уже была".

Я не люблю высказывать свое мнение о фондовом рынке и еще раз подчеркиваю, что не имею ни малейшего представления о том, что рынок будет делать в краткосрочной перспективе. Тем не менее, я последую примеру ресторана, который открылся в пустом здании банка, а затем прорекламировал: "Put your mouth where your money was*". Сегодня и мои деньги, и мой рот говорят об акциях.

*Идиома Put Your Money Where Your Mouth Is означает «подкрепить слова делом».
- прим. Holy Finance


В панике из-за фондового рынка

Джо Куинан, 06 марта 2009 г.

В понедельник промышленный индекс Доу-Джонса упал еще на 300 пунктов. И что же посоветовал бойкий менеджер по управлению капиталом, которого цитировали в моей местной газете на следующее утро? "Я думаю, мы оглянемся назад и поймем, что это была лучшая возможность для покупки за последние годы", - сказал он. "Когда General Electric продается дешевле, чем стоят её лампочки, это возможность". Лучшей возможности для покупки за последние годы уже 14 месяцев. Финансовые консультанты начали рассказывать о ней, когда индекс Dow достиг отметки 11 000, и с каждым разом проявляли все больше энтузиазма по мере того, как он преодолевал отметку 7 000.

По мере того как Dow все глубже погружался в пропасть, управляющие, биржевые аналитики и даже благонамеренные журналисты постоянно предупреждали обывателей о том, как рискованно бросать все на самотек. Инвесторам снова и снова говорили, чтобы они не паниковали, потому что никто на самом деле не теряет денег, пока не продаст свои акции. Тем временем рынок потерял более половины своей стоимости и, похоже, готов продолжить свой веселый путь на юг. Так что даже если вы еще не потеряли денег, вам может показаться, что вы их потеряли. На самом деле может показаться, что вы потеряли половину своих сбережений.

Примерно год назад я начал собирать уморительные статьи, предупреждающие общественность о том, что не стоит совершать ошибку и паниковать. Моя любимая - "Экономика в порядке (на самом деле)", опубликованная в Wall Street Journal 28 января 2008 года. В ней Брайан Уэсбери, главный экономист First Trust Portfolios, рассуждал следующим образом: "Трудно представить, когда в истории существовал столь безудержный пессимизм в отношении экономики при столь малом количестве свидетельств серьезных проблем". Уэсбери также отметил, что "первичные заявки на пособие по безработице, являющиеся весьма надежной канарейкой в угольной шахте рецессий, сейчас не приближаются к уровню, вызывающему беспокойство". Он заключил: "Доу 15 000 выглядит более вероятным, чем Доу 10 000. Сохраняйте веру и оставайтесь инвесторами. Это прекрасная возможность для покупки".

"Готовы ли вы к Dow 20 000?" - таков был заголовок статьи в Barron's от 24 марта 2008 года, в которой очень хороший журналист Джонатан Лаинг позволил "стратегу-ветерану" Джеймсу Финукейну повеситься. Финукейн считал, что "месяцы ликвидации акций и накопления наличности, ужасные настроения и спасение, которое может изменить психологию инвесторов, зажгли фитиль для взрывного ралли".

За последний год или около того появились сотни, если не тысячи статей, предупреждающих инвесторов об идиотизме панических продаж. Один из постоянно повторяемых бромидов предупреждает инвесторов, что если бы они пропустили всего несколько самых удачных дней на бычьем рынке 1982-2007 годов, то в итоге получили бы доход на 25% меньше. Никто, даже Уоррен Баффетт, не может угадать время рынка, предупреждают непрофессионалы, и те, кто влезает в рынок и вылетает из него, делают это на свой страх и риск. Так что держите курс. Пристегните ремни и приготовьтесь к неровной езде. И что бы вы ни делали, не паникуйте.

Несколько месяцев назад я решил, что пришло время паниковать, и начал переводить часть своего истощенного 401(k) в наличные. В то время я чувствовал себя придурком, прекрасно понимая, что человек, настроенный по-медвежьи по отношению к Соединенным Штатам Америки, в конце концов станет нищим, и что если я выйду сейчас, то рискую пропустить масштабное ралли, которое бывает раз в жизни. Но я был готов рискнуть, ведь полбуханки лучше, чем ни одной, а мой 401(k) сейчас составляет примерно половину той буханки, что была раньше. В тот первый раз, когда я запаниковал, Доу торговался на уровне 9500.

Несколько недель назад я снова запаниковал и вывел из рынка еще один значительный кусок. Тогда Dow торговался на уровне 7 500, сейчас он приближается к 6 500. Я полностью ожидаю, что снова запаникую при 6 000, возможно, при 5 000, и даже могу немного запаниковать при 4 000. Предварительно я провожу черту на песке на важнейшем водоразделе 3 000, потому что любые истерические продажи после этой точки будут антиамериканскими и контрпродуктивными. Но даже этот отвратительный ориентир может быть пересмотрен. Я понимаю, что поздно спохватился, но, как всегда говорил мой отец: Как бы сильно ты ни обжегся, никогда не поздно попробовать облиться водой. Помни об этом, сынок.

Одна вещь, которая подталкивает меня к панике, - это постоянный каскад наставлений от светил, призывающих меня не паниковать. На прошлой неделе профессиональный болельщик и профессор Уортонской школы Джереми Сигел (Jeremy J. Siegel) написал статью в Wall Street Journal, в которой утверждал, что акции значительно недооценены, потому что S&P неправильно рассчитывает свои доходы. Я не мог понять всех его рассуждений, но в основном он говорил, что акции дешевы. На следующий день Джейсон Цвейг, автор колонки "Разумный инвестор" в журнале, ответил: "Вера в то, что акции становятся практически безрисковыми, если держать их достаточно долго, - распространенная десять лет назад в таких книгах, как "Акции на длинную дистанцию" Джереми Сигела и "Доу 36 000" Джеймса Глассмана и Кевина Хассета, - была разбита реальностью". Хассетт, кстати, был одним из главных советников Джона Маккейна. Поговорим о том, как увернуться от пули.

Чем ниже падает индекс Dow, тем более категорично некоторые профессионалы настаивают на том, что худшее уже позади. В журнале Barron's за эту неделю портфельный менеджер Уильям Д'Алонзо сказал: "Независимо от того, сколько времени потребуется на преодоление кризиса - шесть месяцев или несколько лет, - мы считаем, что рынок в значительной степени сбрасывает со счетов экономические спады и что необходимо оставаться в рынке, чтобы в конечном итоге принять участие в его восстановлении". Нет, спасибо; я в панике.

Тем временем Тобиас М. Левкович, главный стратег по американским акциям Citigroup Global Markets, написал в своем отчете от 26 февраля: "Цены на акции выглядят привлекательными по сравнению с другими активами". С тех пор Dow упал еще почти на 700 пунктов. Следует отметить, что Citigroup - это банковский колосс, который вскоре может прекратить свое существование как независимая организация, если слухи о грядущей национализации окажутся правдой. Другими словами, главный аналитик банка, который фактически взорвался, советует инвесторам покупать акции на рынке акций, который Citigroup помог разрушить. Это немного похоже на то, как главный на "Титанике" дает советы по выживанию: Что бы вы ни делали, не бросайте корабль; там, в Северной Атлантике, холодно.

При всем уважении, сэр, я знаю, что ваши намерения благородны и что у вас большой опыт в этой области. Но сейчас я больше не принимаю советов от сотрудников "Уайт Стар Лайн". Есть время для истерии, а есть время, когда должны преобладать более холодные головы.

Сейчас время для истерии.

Джо Куинан часто пишет для Barron's, New York Times Book Review и Guardian.
В заключение приводим график, показывающий дату публикации обеих статей.

Только пессимисты продают на дне