13 января заполыхал склад Wildberries в Санкт-Петербурге, да так, что кадры горящего комплекса заполонили всё информационное пространство. Пожар в Шушарах не снимали разве что из космоса, хотя наверняка, жирный чёрный шлейф дыма был виден и и оттуда. Сейчас главный вопрос — все ли живы? Хотя огромное количество клиентов маркетплейса больше интересуются, когда им компенсируют потери. По складу OZON, сгоревшему полтора года назад, полностью ситуация до сих не разрешилась, а уж с сопоставимым по масштабам убытков у Wildberries история будет еще более долгоиграющая — пока даже непонятно, законно ли работал огромный комплекс «ягодок».
Чёртова дюжина не зря считается несчастливым числом. Только началось 13 января, как загорелся склад Wildberries в петербургских Шушарах — крупнейший распределительный центр компании в Северной столице. Полыхнуло на территории в тысячи квадратных метров, сотрудники МЧС в 8 утра присвоили пожару повышенный класс опасности №2, но с начала их прибытия ЧП только набирало обороты. Уже через полтора часа его переквалифицировали в наивысший, пятый класс. Пылало так, что дымом заволокло весь Пушкинский район.
«К ликвидации пожара привлечено от РСЧС: 57 единиц техники и 286 человек личного состава, от МЧС: 32 единицы техники и 136 человек личного состава», — констатировали в МЧС. Полностью ликвидировать открытое горение удалось только на следующий день.
Ещё не все головешки догорели, а уже попёрли такие новости, которые было непросто переварить. Дескать гигантский склад в миллиардными оборотами работал без официального на то разрешения. «Фонтанка» нарыла, что три года назад Wildberries приобрела участок в 17 гектаров на Московском шоссе, вот только по актуальным данным Росреестра, сейчас речь идет уже о 18 гектарах. При этом земля то по сути арестована — на участок наложено обременение в виде запрета регистрационных действий. И ввести построенный в чистом поле складской комплекс, получается, было нельзя. Так что у петербургских следователей будет отличная возможность увеличить количество звёзд на погонах, расследовав все подробности свежеуничтоженного комплекса. Дело обещает стать громким, особенно с учётом огромных убытков, которые оценивают сейчас в сумму свыше 10млрд рублей. Но всё это просто деньги, пока же есть основания считать, что огонь унёс что-то поважнее — жизни сотрудников склада. В Санкт-Петербурге продолжают искать 16 человек, которые были на смене в момент возгорания склада Wildberries. С начала пожара прошло уже двое суток, а они так и не вышли на связь. А среди этих руин быстро найти хоть что-то не получится.
В августе 2022г. с сопоставимым по масштабам пожаром столкнулся главный конкурент "«ягодок» Ozon, у которого в подмосковной Истре огонь полыхал на площади в 55тысяч квадратных метров. Повезло, что уцелела часть комплекса, общая площадь которого составляла 70тыс. м2 У Wildberries получилось даже страшнее — по данным МЧС огонь распространился на площади 70 000 кв. метров, горел складской комплекс размером 350х320 метров и высотой 20м метров. В 2022г. Ozon в квартальном отчёте оценил свои убытки от пожара в 10,8 млрд рублей. Страховка по идее эту сумму покрывала, но за прошедшие полтора года о полном возмещении так никто и не сообщил. Нет, клиенты маркетплейса, чьи товары сгорели в тот момент, расчёт получили, но окончательную точку в расследовании причин пожара так и не поставили. Само собой, что страховщики не спешат принести миллиарды компенсации. Ещё раз — прошло полтора года, и денег маркетплейс до сих пор не получил.
С Wildberries, судя по всему, всё будет еще дольше. Если уж сразу пошли слухи про незаконность постройки, выбить компенсацию при таких раскладах будет очень непросто. «Последствия пожара для Wildberries не будут критичными, так как хранившиеся на сгоревшем складе товары занимают менее 1% в обороте маркетплейса», — считает председатель комитета по развитию электронной коммерции Торгово-промышленной палаты РФ Алексей Федоров. Только в первом полугодии 2023 года оборот онлайн-ритейлера от продаж товаров и услуг увеличился на 94% год к году, до 1,22 трлн руб. Но исчезновение самого крупного распределительного центра обязательно ударит по товарообороту, тем более что в ближайшее время заместить такой огромный склад невозможно — их в Питере физически нет. Нужно строить, и это точно не будет по щелчку. На этом фоне бумаги Ozon уверенно поползли вверх, достигнув максимума за последние пару лет.
Хотя «Финам» считает, что акции VK и Ozon растут на слухах о совместной сделке — VK может выкупить долю Baring Vostok в Ozon, размер которой составляет 27,7%. Однако 12 января, когда про эту историю (публикация в 12:32) поведал известный телеграм-канал, инвесторы практически не отреагировали на услышанное. Зато с открытием биржи 15 января, ценник на Ozon резко взлетел. Хотя ещё в конце года компания была в десятке самых убыточных в стране, но уже тогда отмечалось, что бизнес-модель Ozon теряет деньги из-за вложений в складскую инфраструктуру и затрат на привлечение клиентов. Теперь возведённая инфраструктура даст отдачу. Тем более на фоне оттока покупателей у конкурента.
Кто виноват в случившемся в Шушарах пожаре разберутся правоохранительные органы: тут или поджог или нарушение правил пожарной безопасности. Версия с коротким замыканием тоже возможна, хотя сложно представить его на новейшем складе, который только-только запустили в эксплуатацию. Хотя учитывая странности, с которыми он начал работу, возможно всё.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу