IPO Делимобиля Мировой лидер каршеринга выходит на биржу » Элитный трейдер
Элитный трейдер

IPO Делимобиля Мировой лидер каршеринга выходит на биржу

29 января 2024 Тинькофф Банк | Делимобиль
Делимобиль

Развивающийся рынок с существенным потенциалом роста

Согласно прогнозу в недавнем исследовании Б1, в течение следующих пяти лет российский рынок каршеринга будет расти в среднем на 40% в год и в 2028-м достигнет 234 млрд рублей.

Каршеринг становится неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры города и совмещает в себе преимущества разных видов транспорта.

При этом по объему годовых расходов каршеринг обходится пользователю в среднем почти вдвое дешевле такси и почти в пять раз дешевле личного автомобиля. Дальнейший рост годовых расходов на использование собственного автомобиля и такси будет повышать привлекательность каршеринга для населения.

Сервис каршеринга позволяет улучшать качество жизни в городах за счет уменьшения нагрузки на городскую транспортную сеть и эффективного использования парковок. Такой социальный аспект бизнеса ценится и поддерживается на государственном уровне.

Из исследования Б1 следует, что пользователи автомобилей постепенно отказываются от личного транспорта, предпочитая каршеринг.

Лидер рынка с высококачественным сервисом

По оценкам Б1, в 2022 году Делимобиль продолжил укреплять лидерство на российском рынке каршеринга как по размеру автопарка, так и по числу поездок. Так, доля рынка Делимобиля в Москве по количеству поездок в 2022-м составила 50%.

На конец третьего квартала 2023 года автопарк Делимобиля насчитывал 24,2 тысячи автомобилей. При этом сервис функционирует в десяти городах России (больше, чем у любого другого конкурента).

Приложение Делимобиля является самым скачиваемым среди приложений сервисов каршеринга. Оно насчитывает 9,3 млн пользователей и 500 тысяч активных пользователей в месяц.

Среди российских операторов каршеринга Делимобиль предлагает самую широкую сетку тарифов, которая адаптируется под различные запросы пользователей.

Собственная технологическая платформа и обслуживание полного цикла

Инженеры компании разработали собственную облачную масштабируемую IT-платформу, которая обеспечивает функционал интеллектуального ценообразования, скоринга клиентов, обслуживания автопарка и выявления рисков. Все это поддерживает операционную эффективность компании на высоком уровне.

В рамках сервисной инфраструктуры Делимобиля работают 600 сотрудников, девять сервисных центров общей площадью 24,4 км², которые обеспечивают полный цикл обслуживания автомобилей (ремонт, мойка и т. д.), а также специализированные автомобили-заправщики.

Для поддержки данной инфраструктуры компания разработала собственное приложение — Guido. Оно обеспечивает эффективное управление парком, в частности распределяет задания между сотрудниками.

Эффективная бизнес-модель, которая обеспечивает высокий уровень роста и рентабельности

За девять месяцев 2023 года выручка компании выросла на 31% г/г. И это при том, что количество проданных минут увеличилось всего на 10% г/г. Мощный рост выручки был достигнут благодаря эффективному управлению парком автомобилей, а именно за счет разработки новых тарифов и использования динамического ценообразования в модели бизнеса.

Компания прошла путь от валового убытка в 2020 году до рентабельности по валовой прибыли на уровне 34% по итогам девяти месяцев 2023 года. Отметим, что за последний отчетный период (девять месяцев 2023-го) рост валовой прибыли опередил рост выручки и составил 57% г/г.

EBITDA за последний отчетный период выросла еще значительнее — на 74% г/г, а рентабельность по этому показателю достигла рекордного уровня — 31%.

Более того, после убытков три года подряд Делимобиль наконец показал чистую прибыль в размере 1,4 млрд рублей за девять месяцев 2023-го. Рентабельность чистой прибыли составила 9,7%.

Продуманная стратегия роста

Основными драйверами дальнейшего роста компании являются наращивание доли рынка в текущих городах присутствия и выход в новые города России с населением более 500 тысяч человек. Компания планирует запускать свой сервис в трех-пяти новых городах ежегодно.

Показатели рентабельности будут расти по мере расширения бизнеса за счет эффекта масштаба. Мы ждем, что на среднесрочном горизонте рентабельность по EBITDA составит в среднем 42%.

Кроме того, Делимобиль планирует развивать новые сегменты бизнеса (долгосрочная аренда, B2B-каршеринг) и монетизировать опыт выстраивания инфраструктуры обслуживания автомобилей за счет предоставления услуг третьим сторонам.

Дивиденды

Акции Делимобиля могут быть интересны и с точки зрения дивидендов. Дивидендная политика компании подразумевает распределение не менее 50% чистой прибыли в виде дивидендов с выплатой дважды в год, если долговая нагрузка будет оставаться на комфортном уровне (чистый долг/EBITDA менее 3,0х).

2015 год

В Москве запущен сервис поминутной аренды автомобилей под брендом Делимобиль. Сервис включал всего 100 автомобилей с возможностью перемещения в пределах Третьего транспортного кольца.

2016 год

Делимобиль расширил автопарк уже до 900 машин и вместе с тем повысил экспертизу в обслуживании автомобилей. Более того, компания добилась повышения утилизации автопарка за счет использования новой тарификации. Например, добавила утренний тариф с фиксированной ставкой, а затем и возможность суточной аренды.

2017 год

К этому моменту автопарк компании насчитывал две тысячи автомобилей, а география присутствия сервиса расширилась до четырех городов. Делимобиль запустил собственную инфраструктуру управления автопарком, что повысило эффективность бизнеса. Кроме того, сервис добавил возможность регистрации через приложение без необходимости посещать офис или вызывать курьера.

2018 год

Люксембургский холдинг Delimobil Holding S.A., который владел 100% ООО «Каршеринг Руссия», заключил сделку по покупке первого в Москве каршеринга Anytime. Компания сохранила бренд Anytime, который стал больше фокусироваться на автомобилях среднего класса и премиальных авто. Автопарк под брендом Делимобиль к 2018-му превысил пять тысяч машин, а география присутствия сервиса увеличилась до семи городов.

2019 год

Делимобиль разработал собственное программное обеспечение и запустил приложение Guido для управления автопарком. Так, в этом приложении фиксируются все задания, необходимые для обслуживания автомобиля, которые могут выполнять зарегистрированные сотрудники. К концу 2019-го компании удалось нарастить автопарк до десяти тысяч автомобилей, а количество городов, в которых доступен сервис, до восьми. Дополнительно компания начала развивать B2B-сегмент (корпоративный каршеринг).

2020 год

С началом пандемии компания была вынуждена приостановить работу сервиса на два месяца, поэтому 2020 год выдался непростым. Но Делимобиль нашел решение, сместив фокус на доставку и предложив свой автопарк ритейлерам и дарксторам. Параллельно компания продолжила наращивать мощности сервиса каршеринга, увеличив автопарк до 14 тысяч автомобилей, а географию присутствия до девяти городов.

К тому же компания запустила ряд важных и ключевых проектов.

Разработала технологию, которая позволяет идентифицировать личность пользователя при регистрации в приложении и блокировать попытки несанкционированного доступа к аккаунтам.
Добавила возможность междугородних поездок.
Создала алгоритм умного ценообразования и скоринга клиентов.
Дала возможность аренды автомобиля водителям без стажа, благодаря чему расширила свою целевую аудиторию.

2021 год

Компания заняла лидерские позиции на рынке каршеринга в Москве по количеству поездок. Автопарк компании продолжал расти и насчитывал уже 19,3 тысячи машин, включая грузовые автомобили. Охват сервиса расширился до десяти городов России.

2022 год

Делимобиль успешно разместил дебютный выпуск облигаций, что повысило прозрачность компании для инвесторов. В автопарке появились электромобили и новая категория с премиальными моделями — Стиль. Компания модернизировала тарифную сетку, расширив количество доступных опций для клиентов.

2023 год

За первые девять месяцев 2023-го компания заработала существенную чистую прибыль и успешно разместила два выпуска облигаций. Автопарк пополнился ведущими марками китайских производителей и насчитывал уже 24,2 тысячи машин.

Согласно индустриальному отчету Б1, рынок каршеринга в России на конец 2022 года оценивался в 33 млрд рублей. Другими словами, все игроки рынка получили в сумме 33 млрд рублей выручки за 2022-й. При этом доля Делимобиля на российском рынке по итогам 2022-го составила 46%, то есть сервис занимал почти половину всего рынка. Аналитики Б1 прогнозируют, что к 2028 году:

Российский рынок каршеринга достигнет 234 млрд рублей (то есть в течение следующих четырех лет будет расти в среднем на 40% в год);

Совокупный автопарк каршеринга на российском рынке вырастет более чем вдвое относительно 2023-го;

Среднее количество поездок в день на одно авто вырастет в полтора раза;

Стоимость поездки будет расти быстрее уровня инфляции в основном за счет увеличения средней длительности поездок.

Объем рынка каршеринга в России (млрд руб.)

IPO Делимобиля  Мировой лидер каршеринга выходит на биржу


Основные драйверы роста рынка

Мощному росту рынка будет способствовать несколько ключевых факторов.

Макроэкономическая конъюнктура

Согласно ноябрьской статистике Росстата, в третьем квартале 2023-го рост реальных располагаемых доходов населения составил 5,1% г/г. Ранее, в сентябре, Минэкономразвития представило следующие оценки: рост реальных располагаемых доходов в 2023 году — на 4,3% г/г, а в 2024–2026 годах — на 2,6—2,7% г/г. Такому росту доходов способствует наращивание внутреннего производства и, как следствие, увеличение конкурентной борьбы за кадры.

Динамика реальных располагаемых доходов населения России



Согласно СберИндексу, с апреля 2021 года наблюдается рост потребительских расходов на все категории товаров и услуг, за исключением небольшого падения в первом квартале 2023-го. При этом с апреля 2023-го рост расходов потребителей наблюдается выше уровня инфляции. Такой повышенный потребительский спрос подтверждает рост реальных располагаемых доходов населения.

Динамика потребительских расходов и инфляции



Увеличение проникновения сервиса

Потенциальные пользователи сервисов каршеринга — это жители крупных городов (население более 500 тысяч человек) в возрасте от 18 до 64 лет. Среди 29,9 млн взрослых жителей крупных городов около 50—60% людей имеют водительское удостоверение. Таким образом, целевая аудитория сервисов каршеринга оценивается в 15—18 млн человек. При этом на конец 2022-го количество активных пользователей сервисов каршеринга насчитывало всего 1,7 млн человек. Под активными понимаются пользователи, которые воспользовались каршерингом как минимум раз в месяц. Получается, что активная аудитория сервисов каршеринга в России может увеличиться еще в пять-семь раз с уровней 2022-го.

Потенциал активных пользователей каршеринга в России

Активная аудитория сервисов каршеринга в России может увеличиться еще в 5-7 раз (до 15—18 млн человек с 1,7 млн в 2022 году).



Международный опыт также показывает, что уровень проникновения каршеринга в российских городах может быть выше. Под уровнем проникновения понимается количество автомобилей каршеринга на одну тысячу человек.

Уровень проникновения автопарка каршеринга (шт. на 1 тыс. человек)


Источник: индустриальный отчет Б1 • *Города России с населением более 500 тыс. человек

Ожидается, что в России автопарк сервисов каршеринга будет расти как в новых городах, так и в городах, в которых сервисы уже представлены. Все это увеличит доступность сервисов и повысит эффективность управления автопарком.

Снижение привлекательности личного автомобиля

Согласно расчетам, проведенным в 2023 году компанией Б1, по объему годовых расходов каршеринг обходится пользователю в среднем в 1,7 раза дешевле такси и в 4,6 раза дешевле личного автомобиля. В исследовании учитывали обычные ежедневные поездки на Hyundai Solaris из дома на работу и обратно. В расходы на владение личным автомобилем были включены затраты на топливо, парковку, ТО, страхование, амортизацию и прочее.

Годовые расходы по видам мобильности (по данным за 2023 год)



В дальнейшем ожидается, что годовые расходы на личный автомобиль будут расти. На это будет влиять:

Рост стоимости платной парковки и введение платной парковки в новых городах;

Рост ставок автокредитования на фоне высокой ключевой ставки Банка России;

Рост стоимости запчастей и ТО;

Рост стоимости ОСАГО и прочих составляющих стоимости владения личным автомобилем.

Владение личным транспортом сопряжено с рядом других трудностей.

1. Требуются значительные финансовые вложения перед началом использования.

2. Необходимо самостоятельно обслуживать авто, в том числе осуществлять ремонт, замену запчастей, мойку и пр.

3. Личный автомобиль сложнее сочетать с другими видами транспорта. Например, затруднительно оставить машину в центре города из-за пробок и отправиться домой на метро.

Рост стоимости такси

Мы собрали статистику по среднему чеку клиентов Тинькофф на услуги такси на основе транзакций по их картам. Отметим, что результаты анализа данной выборки могут немного отличаться от истинных, но количества транзакций достаточно, чтобы на него опираться. Например, среднее ежемесячное количество транзакций в сервисе Яндекс Такси составляет 10,5 млн. Добавим, что динамика цен Ситимобила значительно отличается от таковой у конкурентов во втором полугодии 2022-го. Это может быть связано со сделкой по продаже Ситимобила в прошлом году, которая могла повлиять на стратегию бизнеса.



На графиках видно, что со второго полугодия 2022-го цены на услуги такси в среднем растут в годовом сопоставлении, хотя в третьем квартале 2023-го рост немного замедлился. С начала 2023-го средний чек за поездку вырос на 19%.

Интеграция каршеринга в городскую транспортную инфраструктуру

Каршеринг становится неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры города и совмещает в себе преимущества разных видов транспорта.

1. Комфортен так же, как и личный автомобиль, при этом не требует от пользователя значительных финансовых вложений и регулярного обслуживания авто.

2. Предлагает пользователю обновленный автопарк (например, средний возраст автопарка Делимобиля составляет 2,8 года, а средний возраст всего автопарка российских сервисов каршеринга составляет 14 лет).

3. Отличается приватностью и конфиденциальностью во время поездки в отличие от такси, а также позволяет пользователю выбрать понравившийся автомобиль под любую жизненную ситуацию. Кроме того, дальность возможной поездки на каршеринге значительно больше, чем на такси.

4. Шаговая доступность, как у такси или общественного транспорта. При этом каршеринг доступен еще и круглосуточно, а вот доступность общественного транспорта в позднее время, как правило, снижается. К тому же каршеринг доступен круглый год, тогда как поездки на самокатах или велосипедах возможны только в более теплое время года.

Стоит добавить, что каршеринг требует от пользователя иметь водительские права и находиться в трезвом состоянии в отличие от общественного транспорта, такси и самокатов.

Поддержка со стороны государства

Одна из самых важных функций каршеринга — это разгрузка городской транспортной сети. По данным Делимобиля, один автомобиль каршеринга заменяет семь-восемь личных автомобилей. Ведь личный автомобиль в течение рабочего дня владельца может простаивать на парковке, а автомобилем каршеринга может пользоваться в течение всего дня большее число людей. Более того, каршеринг разгружает общественный транспорт, поскольку им могут воспользоваться люди, у которых есть водительские права, но нет личного автомобиля.

Именно поэтому правительство Москвы поддерживает сервисы каршеринга.

Смена предпочтений

В рамках исследования компания Б1 провела идентичные опросы среди участников в 2020 и 2023 годах. Результаты этих опросов позволяют отследить изменение предпочтений пользователей.

Так, в 2023 году процент опрошенных, которые приобретали автомобиль за последние пять лет, сократилось с 86% до 83% от всей выборки.

Есть ли у вас лично или в вашей семье собственный автомобиль, купленный не позднее чем 5 лет назад?



Доля респондентов, которые пока не планируют приобретать личный автомобиль, увеличилась почти в пять раз. При этом планы на покупку машины стали более долгосрочными.

В течение какого периода времени вы планируете приобрести следующий автомобиль?



Дополнительно у респондентов уточнили, какие виды транспорта они предпочитают при перемещении в крупных городах. Участники могли выбрать несколько вариантов ответа. За три года заметна отрицательная динамика в предпочтении личного автомобиля. В относительном исчислении предпочтение каршеринга выросло больше всего — на 38% (с 8% до 11%).

Какой вид транспорта вы предпочитаете при перемещении в крупных городах?



Высокие барьеры для выхода на рынок каршеринга

Позиции компании на рынке

На российском рынке каршеринга работает 18 игроков. Ключевые из них —

По подсчетам Б1, в 2022 году Делимобиль был лидером как по количеству автомобилей в парке, так и по числу поездок.

Структура рынка каршеринга в России в 2022 году



Что касается столицы, то Делимобиль занимает половину московского рынка по количеству поездок (по данным за 2020–2022 гг.).

Количество поездок на автомобилях каршеринга в Москве



Еще одно важное преимущество Делимобиля — широкий охват. Сервис работает уже в десяти городах России, что существенно больше, чем у конкурентов.

Количество городов присутствия



Также отметим, что Делимобиль — единственный сервис каршеринга среди российских, который можно использовать водителям с 18 лет без стажа.

Требования операторов сервсисов каршеринга к водителям



Возникает логичный вопрос, переходят ли клиенты на другой сервис при достижении требуемого возраста и стажа. Если посмотреть на среднюю выручку Делимобиля на одного пользователя, то она увеличивается каждый последующий год использования сервиса. Например, клиенты, которые начали использовать сервис в 2020-м, в среднем тратили на Делимобиль 4,1 тысячи рублей за первый год и уже 8,9 тысячи рублей за второй год. Клиенты, которые начали использовать сервис в 2022-м, показали более стремительный рост средних трат в течение следующего года. Это может быть обусловлено разработкой дополнительных тарифов за последний год, которые новые пользователи быстрее опробовали.

Средняя выручка на пользователя (тыс. руб.)



Теперь посмотрим на статистику на основе транзакций клиентов Тинькофф за последние 35 месяцев. Мы проанализировали, как ежемесячно менялись предпочтения клиентов при выборе сервиса каршеринга. Выбор определенного сервиса означает, что клиент направил на него более 50% всех расходов на каршеринг за месяц. Из таблицы видно, что в среднем 83% всех клиентов, которые использовали Делимобиль в прошлом месяце, продолжали использовать данный сервис в следующем месяце. Такая доля удержания клиентов является самой высокой среди операторов сервисов каршеринга, что частично может быть связано с присутствием Делимобиля в большем количестве городов. Например, в среднем 12% пользователей BelkaCar и 10% Яндекс Драйва переходят на Делимобиль в следующем месяце использования каршеринга.

Как меняются предпочтения клиентов Тинькофф при выборе сервиса каршеринга



В чем секрет стремительного роста компании

Ценностное предложение

Делимобиль стремится соответствовать предпочтениям широкой базы пользователей и постоянно работает над своим сервисом. Основной вклад в положительный клиентский опыт вносит наращивание автопарка и расширение географического покрытия, что дает пользователю возможность быстро находить автомобиль. Автопарк компании состоит из разных категорий, но большая доля приходится на оптимальные сегменты «эконом» и «комфорт». При этом у клиентов сохраняется возможность арендовать машину премиум-класса или грузовой автомобиль.

Автопарк Делимобиля по категориям


Для эффективной работы с пользователями компания интегрирует индивидуальный подход.

Высокая клиентоориентированность

У Делимобиля широкий набор категорий среди пользователей. Среди них активные городские жители, автолюбители, студенты, любители туризма и офисные сотрудники. Большую долю пользователей составляют мужчины. Наиболее популярная возрастная категория — от 36 до 45 лет.

Распределение аудитории сервиса Делимобиля



Для повышения удобства пользования сервисом компания разработала интуитивно понятное мобильное приложение, которое обеспечивает весь необходимый функционал.

Быстрая и понятная регистрация с подтверждением личности

При этом у компании не было проблем с утечкой персональных данных.

Легкий поиск автомобиля

Все доступные машины сервиса отображаются на карте. Более того, приложение сервиса строит оптимальный маршрут до автомобиля.

Бронь автомобиля и доступ к нему через приложение

В приложении можно ознакомиться с актуальными ценами, забронировать автомобиль на 15 минут и получить доступ к нему.

Фиксация состояния автомобиля перед началом поездки с помощью приложения

Пользователь осматривает автомобиль и направляет фотоотчет с ключевыми частями.

Более того, Делимобиль обеспечивает эффективный сервис поддержки пользователей, который помогает решать спорные вопросы и получать обратную связь от клиентов. Основной принцип Делимобиля в общении с клиентами — персональный подход к пользователям и отсутствие скриптов. Согласно статистике компании, 91,5% пользователей удовлетворены качеством обратной связи.

Собственная система управления автопарком и его обслуживания

В рамках сервисной инфраструктуры Делимобиля работают 600 сотрудников и девять сервисных центров общей площадью 24,4 км², которые обеспечивают полный цикл обслуживания автомобилей. Такая сеть обслуживания автопарка уникальна для российского рынка каршеринга.

1. После покупки автомобиля компании необходимо интегрировать его в свою экосистему каршеринга с помощью оклейки, установки модулей с технологией интернета вещей (IoT-модулей), оформления страховки и получения разрешений на парковку.

2. В процессе использования машин мастера компании на месте или в сервисном центре осуществляют ремонт, техническое обслуживание (ТО), мойку и заправку.

Такая эффективная сеть обслуживания автопарка позволяет Делимобилю осуществлять:

600 ремонтов в день

И возвращать автомобиль в строй в течение суток;

2000 моек в день

За счет оптимизации графика на основе анализа данных, передаваемых с IoT-модулей, и обратной связи от клиентов;

5000 заправок в день

За счет отслеживания уровня топлива при помощи IoT-устройств.

Технологическая платформа

В основе всего сервиса Делимобиля лежат IT-технологии, которые интегрированы в каждый бизнес-процесс компании.

1. Система динамического ценообразования возможна благодаря анализу больших объемов данных, которые включают информацию об уровне спроса, доступности автопарка, погодных условиях, рейтинге пользователя, загруженности дорог и прочем.

2. В каждом автомобиле установлены телематические системы, которые непрерывно отправляют статус основных составляющих автомобиля на технологическую платформу. Это позволяет сотрудникам сервиса оперативно реагировать на любые неисправности и максимизировать процент доступности автопарка.

3. Интеллектуальная система предотвращения вождения в нетрезвом состоянии снижает вероятность ДТП.

4. Технологии машинного обучения формируют рейтинг пользователя на основе анализа манеры его вождения.

Отдельно стоит отметить, что разработанные алгоритмы компании позволяют качественно идентифицировать водителей перед началом поездки, что предотвращает риск управления автомобилем под чужой учетной записью.

Сильная IT-команда Делимобиля оперативно реагирует на возникающие внешние вызовы. Например, после прекращения сотрудничества с Google Maps и Mapbox в прошлом году компания успешно встроила в работу приложения сервисы 2GIS и OpenStreetMap. А облачную платформу от Microsoft Azure удалось заменить собственным решением в приватном облаке.

Операционные и финансовые результаты компании
Размер автопарка

С 2020 года размер автопарка Делимобиля вырос почти вдвое — с 14,2 тысячи до 24,2 тысячи автомобилей по итогам девяти месяцев 2023-го. С 2022-го компания начала пополнять автопарк китайскими марками автомобилей, и по итогам девяти месяцев 2023-го их доля в автопарке сервиса составила 22%.

Размер автопарка Делимобиля на конец периода (тыс. автомобилей)



Количество проданных минут

В 2022 году этот операционный показатель немного снизился из-за осложнения геополитической обстановки. Однако затем он вернулся к росту и по итогам девяти месяцев 2023-го вырос на 10% г/г. В дальнейшем количество проданных минут будет расти по мере увеличения автопарка Делимобиля, повышения частотности и дальности поездок.

Количество проданных минут (млн)



Выручка

Выручка компании преимущественно состоит из доходов от услуг каршеринга — на их долю приходится около 81% всей выручки. Выручка также включает:

Клиентские сборы (то есть штрафы за нарушения ПДД или сохранности автомобилей со стороны пользователей);

Продажу б/у автомобилей;

Прочую выручку, например от доставки и по договорам субаренды.

Последнее время рост выручки Делимобиля опережает динамику количества проданных минут. Так, в 2022 году выручка сервиса выросла на 22% г/г, а за девять месяцев 2023-го — на 31% г/г. Это связано с ростом средней стоимости минуты благодаря эффективной работе компании над ценообразованием и тарифами.

Динамика выручки Делимобиля (млн руб.)



Такому стремительному росту выручки будут способствовать следующие факторы:

Рост стоимости минуты будет опережать инфляцию (это возможно благодаря эффективному управлению тарифной сеткой компании и слабой чувствительности клиента к повышению цен);

Расширение автопарка Делимобиля в среднем на 15% в год;

Увеличение продолжительности поездки за счет развития каршеринга между городами и повышения гибкости тарифов;

Повышение частоты поездок благодаря росту проникновения каршеринга в регионах.

Расходы

Основные составляющие в структуре себестоимости — это расходы на обслуживание и ремонт автомобилей, а также затраты на топливо. На графике видно, что Делимобилю удается постепенно снижать долю себестоимости от выручки благодаря эффекту масштаба и повышению эффективности бизнеса. Снижение расходов на амортизацию связано с переходом компании на оценку автомобилей по исторической балансовой стоимости.

Доля себестоимости в выручке Делимобиля



Исторически у компании достаточно низкие капитальные затраты, поскольку она приобретает автомобили в лизинг. Капитальные затраты требуются в основном для открытия сервисных центров и оплаты IT-лицензий. В 2023-м компания инвестировала в покупку автомобилей, но затем осуществила процедуру обратного лизинга. Поэтому капитальные затраты по итогам 2023-го фактически будут нулевыми. А вот в 2024 году Делимобиль планирует инвестировать более 4,5 млрд рублей в покупку автомобилей напрямую. Это позволит компании снизить зависимость от платежей по лизингу в условиях высоких процентных ставок в российской экономике и сохранить долговую нагрузку на умеренном уровне.

Динамика капитальных затрат Делимобиля (млн руб.)



Валовая прибыль и рентабельность

Еще в 2020 году компании приходилось фиксировать убытки. Отсюда итоги девяти месяцев 2023-го выглядят еще более впечатляющими: рост валовой прибыли составил 57% г/г, а уровень рентабельности по этому показателю — 34%.

Динамика валовой прибыли Делимобиля (млн руб.)



EBITDA и рентабельность

По итогам девяти месяцев 2023 года компания достигла рекордной рентабельности по EBITDA в размере 31%. При этом рост EBITDA за этот период составил 74% г/г. Такие результаты стали возможны благодаря:

Улучшению валовой рентабельности;



Чистая прибыль

Последние три года компания отчитывалась об убытках, но за девять месяцев 2023-го ей удалось продемонстрировать существенную чистую прибыль в размере 1,4 млрд рублей. При этом рентабельность чистой прибыли составила 9,7%.

Динамика чистой прибыли Делимобиля (млн руб.)

Оптимизации коммерческих и управленческих расходов.

Отметим, что EBITDA компании превышает валовую прибыль из-за прочих операционных доходов и существенной амортизации.

Динамика EBITDA Делимобиля (млн руб.)



Долговая нагрузка

Около 40% долга Делимобиля приходится на лизинговые обязательства. Во время заключения контракта с лизингодателем автомобили учитываются на балансе в качестве внеоборотного актива. Первоначальный взнос по контракту околонулевой, а ставка лизинга в среднем на 3 п. п. выше ключевой ставки ЦБ. С 2023 года Делимобиль заключает лизинговые контракты на четыре года, и после выкупа автомобиля у лизингодателя автомобиль переходит в собственность компании. Далее Делимобиль использует авто еще в течение двух лет. А уже после продает его в среднем за 40% от текущей стоимости нового авто такой же марки. Таким образом, Делимобиль использует автомобили в течение шести лет — за этот период пробег автомобиля составляет уже около 200—240 тысяч километров. Компания заключает лизинговые контракты в рублях, что снижает чувствительность ее обязательств к валютной переоценке. При этом в случае ослабления рубля стоимость автомобилей на балансе компании увеличивается.

Делимобиль постепенно снижает уровень долговой нагрузки. На конец третьего квартала 2023 года коэффициент чистый долг/EBITDA составил 3,5х. У компании в обращении есть три выпуска облигаций с фиксированной ставкой купона.

Динамика чистого долга Делимобиля (млрд руб.)



Драйверы для дальнейшего роста бизнеса

Экспансия бизнеса

Компания планирует нарастить свою долю в текущих городах присутствия и выйти в новые города России с населением более 500 тысяч человек. В России насчитывается 36 таких городов, при этом только в 12 из них есть хотя бы один крупный оператор каршеринга. Сервис Делимобиля уже представлен в регионах, поэтому у компании есть опыт выстраивания эффективного бизнеса в городах с потенциально более низким средним чеком, чем в Москве. Компания планирует запускать сервис в трех-пяти новых городах ежегодно.

Развитие новых сегментов бизнеса

Например, такие, как долгосрочная аренда или B2B-каршеринг. B2B-сегмент подразумевает аренду автомобилей для малого и среднего бизнеса, чтобы оптимизировать транспортные расходы или обеспечить сотрудников корпоративным транспортом.

Монетизация своего опыта

Компания самостоятельно выстроила сервисную инфраструктуру для обслуживания автомобилей. Теперь она может использовать этот опыт и предлагать услуги третьим сторонам.

Чтобы определить справедливую стоимость Делимобиля, мы провели сравнительный анализ мультипликаторов публичных российских компаний в IT-отрасли, а также использовали метод дисконтирования денежных потоков на прогнозном периоде до 2030 года.

Сравнительный анализ методом мультипликаторов

На рынке акционерного капитала инвесторы при оценке стоимости бизнеса в первую очередь опираются на мультипликаторы сопоставимых компаний. Мы будем сравнивать Делимобиль с другими российскими компаниями в IT-секторе. При сравнительном анализе:

Рассматриваем сектор информационных технологий

Поскольку постоянно развивающаяся технологическая платформа является неотъемлемой частью бизнеса Делимобиля (качественная коммуникация с клиентом, эффективное управление автопарком и работа сотрудников являются следствием регулярной работы компании над внедрением новых IT-решений);

Мы используем форвардные мультипликаторы

Которые учитывают прогнозы финансовых результатов компаний на 2024 год (мы исходим из предположения, что рыночная цена учитывает ожидания будущих показателей компаний);

В качестве мультипликатора мы применяем EV/EBITDA

Поскольку он снижает влияние неоперационных расходов и структуры капитала на оценку компании.

Каждая из публичных российских компаний в IT-секторе имеет уникальную бизнес-модель, поэтому очевидных аналогов для сравнения с Делимобилем нет. Мультипликаторы IT-компаний на российском рынке имеют достаточно широкий разброс — от 4,5х до 13,7х. Отличительной особенностью сектора являются двузначные темпы роста финансовых показателей компаний и высокий средний уровень рентабельности.



Для оценки бизнеса Делимобиля мы выделили Яндекс и Whoosh, потому что:

В структуре Яндекса есть сервисы такси, каршеринга и самокатов, и по итогам третьего квартала 2023-го сегмент райдтеха принес 19% выручки компании;

Концепция бизнеса Whoosh похожа на Делимобиль с точки зрения аренды транспортных средств, но бизнес Whoosh характеризуется повышенной сезонностью и несет в себе дополнительные регуляторные риски.



Метод дисконтирования денежных потоков (DCF)

Для оценки будущих денежных потоков Делимобиля на прогнозном периоде до 2030 года мы учитываем следующие предпосылки.

В 2024–2029 гг. размер автопарка будет расти в среднем на 16% в год, а география присутствия компании будет расширяться в среднем на четыре города в год.
На горизонте 2024–2029 гг. среднее дневное количество поездок на один автомобиль будет расти примерно на 7,3% г/г.
Рост стоимости минуты будет обгонять рост инфляции благодаря эффективной работе компании с тарифами и низкой эластичности спроса.
В силу экспансии в новые города и увеличения проникновения сервиса каршеринга средняя дальность поездки будет расти приблизительно на 3,6% г/г.

На фоне высоких процентных ставок в российской экономике капитальные затраты компании в 2024 году составят 5 млрд рублей, в 2025-м — 4,5 млрд рублей, а затем снизятся до 2 млрд рублей в год.
Стоимость новых автомобилей будет увеличиваться в среднем на 7% г/г.
Долговая нагрузка снизится до умеренного уровня.
Компания будет реализовывать б/у автомобили в среднем за 30% от стоимости новых авто.

Прогнозы финасовых показателей Делимобиля



На основе прогнозов, представленных выше, мы рассчитали денежные потоки, которые затем дисконтировали на средневзвешенную стоимость капитала (WACC), равную 19,5%. А еще провели расчет терминальной стоимости бизнеса после 2030 года исходя из того, что денежные потоки будут расти в среднем на 4% в год (терминальный рост), а WACC будет равна 19,5%.

Оценка бизнеса Делимобиля в зависимости от WACC и темпов роста денежных потоков после 2030 года





На графике ниже приведен диапазон справедливой оценки стоимости акционерного капитала Делимобиля, который мы получили на основе двух методов.

Диапазон оценки стоимости акционерного капитала Делимобиля (млрд руб.)



По каждому методу следует ориентироваться на обозначенную середину диапазона — это стоимость акционерного капитала компании в базовом сценарии. Диапазон каждой шкалы показывает, насколько сильно стоимость акционерного капитала может отклоняться в зависимости от изменений различных факторов (траектории развития компании, состояния рынка и т. п.).

Рост стоимости обслуживания некитайских марок автомобилей. Речь о таких брендах, как Volkswagen, Hyundai и Kia. Их обслуживание дорожает из-за осложнения закупа новых запчастей. Для снижения данного риска Делимобиль напрямую импортирует комплектующие из Китая и пользуется скидочными предложениями от российских дистрибьюторов. В ближайшие два года компания планирует нарастить долю прямых поставок из Китая до 80%, что позволит ей контролировать расходы на ремонт и обслуживание авто.

Отсутствие сервисной истории в России у большинства китайских марок автомобилей. Это существенный риск для компании, поскольку сложно предсказать их техническое состояние после шести лет использования и 200+ тысяч километров пробега в каршеринге. Именно поэтому Делимобиль приобретает только те марки автомобилей, которые себя уже зарекомендовали в Китае и на других экспортных рынках. Так, компания закупает автомобили от ведущих китайских марок (например, Geely, Haval), которые сотрудничают с мировыми производителями авто. А недавно она закупила автомобили марки Jetta, которая была создана совместным предприятием компании Volkswagen и китайского концерна FAW.

Отметим, что Делимобиль начал вводить в эксплуатацию китайские авто еще в 2021 году, поэтому компания уже накопила экспертизу в их выборе и обслуживании на основе мирового опыта.

Проблемы с навигацией и сбои GPS-систем. Они появились в связи с работой средств радиоэлектронной борьбы. В результате таких сбоев геопозиция автомобиля может отображаться неверно или могут возникать сложности с парковой, поскольку навигатор из-за ошибочного распознавания локации будет указывать на то, что парковка в этом месте недоступна. Из-за таких сбоев 30% пользователей Делимобиля не могли найти автомобиль. Но компания решила данную проблему отслеживанием машин с помощью вышек сотовых операторов и фотографий с телефона клиента. В результате доля пользователей, которые испытывают трудности с поиском автомобиля, сократилась до 3%.

Риск недобросовестного поведения пользователей и, как следствие, ускоренный износ автопарка. Для снижения данного риска Делимобиль внедрил скоринговую систему, которая в том числе стимулирует пользователей меньше нарушать правила на дороге. Более того, технологии компании позволяют успешно идентифицировать пользователя (в случае подозрения подмены аккаунта) и выявлять признаки нетрезвого состояния с помощью тестов на внимательность.

Высокие процентные ставки в экономике РФ. Они увеличивают стоимость обслуживания лизинговых обязательств. Именно поэтому компания диверсифицирует источники пополнения автопарка и на среднесрочном горизонте планирует частично приобретать автомобили в собственность. Кроме этого, Делимобиль сохраняет гибкость при выборе финансирования на долговом рынке. Например, заем может быть в виде лизинга или облигаций с фиксированной или с плавающей ставкой. Важно отметить, что даже в текущих условиях высоких ставок в экономике компания генерирует чистую прибыль. Снижение ставки на долгосрочном горизонте может снизить долю финансовых расходов от выручки компании.

Ужесточение конкуренции. Данный риск нивелируется высокими барьерами входа в отрасль, которые требуют значительных капитальных затрат и временных ресурсов.

Рост цен на топливо. Для снижения зависимости от расходов на бензин компания балансирует между оптовыми закупками топлива и розничными покупками на заправочных станциях.

Чувствительность к изменениям валютного курса, поскольку стоимость автомобилей может увеличиваться в рублевом эквиваленте при ослаблении рубля. Для снижения данного риска компания заключает лизинговые контракты в рублевом эквиваленте, что снижает потенциальный убыток от переоценки лизинговых обязательств компании. Кроме того, при ослаблении рубля стоимость б/у автомобилей, которые продает компания, тоже растет.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter