IPO: что такое хорошо и что такое плохо » Элитный трейдер
Элитный трейдер


IPO: что такое хорошо и что такое плохо

20 февраля 2024 БКС Экспресс Кокорева Анна
Российский фондовый рынок захлестнула волна IPO, буквально каждый месяц на бирже появляется новый эмитент. Успех предыдущих размещений повышает соблазн инвесторов поучаствовать в предстоящих дебютах. IPO — это безусловно возможность заработать, но ее нужно использовать грамотно. Поговорим подробнее о целях IPO и о том, как подойти к выбору эмитента.

Что важно знать

В первую очередь нужно оценить бизнес, в который собираемся инвестировать: как он устроен, насколько устойчив, востребован, масштабируем и уязвим. Важно знать его структуру и конечных бенефициаров.

Далее необходимо четко понять причину размещения, ведь IPO — не только плюсы, но и определенные риски для компании.

Основная цель любого публичного размещения — это привлечение финансирования и повышение капитализации. Привлеченные средства могут быть направлены на расширение производства, исследования, разработку технологий и еще ряд целей, связанных с развитием бизнеса в зависимости от его направленности.

Как правило, в рамках роуд-шоу эмитент раскрывает цели привлечения средств, а наша задача — сопоставить их с реальностью. Например, насколько в текущей конъюнктуре возможна и оправдана их реализация, достижима ли она в заявленные сроки.

Плюсы и минусы

Повышение капитализации в рамках IPO, на мой взгляд, лучше разобрать на примере. Предположим некое ЗАО решило стать ПАО и направить на free-float 10% от имеющихся акций, при этом номинал каждой до размещения — 5 руб. По итогам оценок, цена размещения объявлена в коридоре 10–20 руб.

Допустим, на стадии формирования книги заявок образовалась очередь из инвесторов. Предложение бумаг ограничено, чтобы снизить избыточный спрос, цена начинает двигаться от нижней границы коррида к верхней и повышается до 20. Таким образом, еще до начала публичных торгов капитализация компании выросла в 4 раза. В первый торговый день стоимость на фоне повышенного спроса увеличивается до 25. Итог размещения — рост капитализации в 5 раз.

Давая оценку вышеизложенному, стоит помнить, что акции могут выступать залоговым активом при привлечении заемных средств у банков. Чем выше их стоимость, тем больше средств эмитент может привлечь и направить на развитие бизнеса — это хорошо.

Если компания выходит на IPO с целью в значительной степени реализовать долю собственности основных акционеров — это скорее плохо.

Целью первичного размещения также является повышение транспарентности, или прозрачности. И в этом кроется риск IPO для компании. Фактически с момента размещения эмитент обязуется раскрывать перед инвесторами финансовые и операционные результаты, публиковать стратегию развития, сообщать о существенных фактах и многом другом. Это позволяет эмитенту повысить к себе лояльность банков и дает шанс на работу с более крупными клиентами и поставщиками. Это хорошо.

Иногда компании недооценивают риски публичности или переоценивают свои возможности и по факту могут начать терять репутацию и стоимость. Это плохо.

Еще одна цель IPO — повышение узнаваемости бренда. И в этом отношении размещение отрабатывает себя на 120%. О будущем ПАО пишет биржа, СМИ, финансовые блогеры, эксперты инвестиционных домов. Розничные инвесторы обсуждают предстоящее IPO c коллегами по работе, в баре с друзьями после работы и так далее. Любая другая рекламная компания обошлась бы эмитенту существенно дороже.

Также важно, проявляют ли к размещению интерес институциональные инвесторы. Если да — это хорошо. Юридические лица, как правило, обладают большей информацией об эмитенте, тщательнее подходят к оценке рисков. Инвестиции в такую компанию с их стороны чаще носят долгосрочный характер.

Еще один нюанс — дивиденды. Собирается ли компания делиться с инвесторами прибылью, когда и в каком объеме? Если эмитент заявляет о готовности платить дивиденды — это хорошо. Если информация о выплатах замалчивается — это плохо.

Что в итоге

Если нам понятен бизнес компании, он устойчив, имеет хороший потенциал, а репутация вызывает доверие, в такой актив можно инвестировать на старте и в долгую.

Если с нашей точки зрения заявленные цели бизнеса труднодостижимы, структура не прозрачна, то для нас это должно стать не более чем краткосрочной спекулятивной историей.

В текущим году на Московской бирже анонсирован ряд интересных IPO: некоторые из них уже прошли, некоторые только состоятся. С потенциально привлекательными для инвестиций компаниями можно ознакомиться здесь, не забывая описанное выше.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter