20 февраля 2024 smart-lab.ru Шабалов Юрий
С десяток танкеров, вёзших 10млн баррелей чёрного золота с «Сахалин-1», оператором которой выступает «Роснефть», несколько месяцев болтались в открытом море недалеко от Южной Кореи, Малайзии и Сингапура. Всё это время индийская госкомпания India Oil надеялась продавить «Роснефть» на предмет максимального дисконта. Пока Рейтерс наслаждался победой потолка цен на российскую нефть, цена на сырьё в мире значительно выросла, и вместо скидки индусы увидели, как корабли повернули в другие порты.
Древние мудрецы навсегда вбили нам в сознание долготерпение и упорство: «Если долго сидеть на берегу реки, однажды труп врага проплывёт мимо тебя». В нынешнем бурном информационном потоке кажется, что просто ждать невыносимо, уж слишком силён эмоциональный накал, дровишек в топку постоянно подкидывают рупоры общественного мнения. Но нужно пропускать потоки мимо себя, чтобы неожиданно не поехать кукухой. А за проплывающими мертвецами дело на встанет. Да и ждать порой приходится не слишком долго. В начале года Reuters бил в набат, живописуя, как торговля российской нефтью встала в тупик из-за американских санкций, а значит всё, недолго Кремлю осталось почивать на мешках с деньгами.
«Более десятка танкеров, груженных 10 миллионами баррелей российской нефти сорта Sokol, на несколько недель застряли у берегов Южной Кореи, которые до сих пор не были проданы из-за санкций США и проблем с оплатой, согласно двум трейдерам и данным о доставке», — объясняло издание.
Тусовка у корейских берегов, вроде бы, свидетельствовала о том, что нефтяной экспорт Москвы подвис в воздухе. Но как обычно всё решают нюансы. В разгар февраля выясняется, что загруженные танкеры продолжили своё движение — три корабля, везущие Sokol, двинулись сгружаться, демонстрируют данные Kpler. И вроде как данных о снятии американских санкций никто не публиковал. Что же всё-таки стряслось?
У нас на глазах разгорался вполне привычный вариант торгово-денежных отношений, когда покупатель хочет купить подешевле, а продавец продать подороже. На волне истерии по поводу американских санкций индусы решили выбить себе скидку побольше, поэтому когда российские танкеры, под завязку залитые соколом, уже готовились совершить последний рывок и оказаться в руках индийской госкомпании India Oil, та решила попридержать разгрузку. Разыграна карта была филигранно: люди в тюрбанах вполне резонно рассудив, что продавцу некуда деваться, заявили о сложностях в расчётах, вроде как валюту платежа надо срочно поменять. Всплыли и санкции, и нефтяной потолок, и прочее, вполне подходящее для индийских сериалов. Что, в принципе, можно проигнорировать, если в стоимость груза зашить очередной дисконт. Ну, а куда продавец денется, не в море же сливать 10 млн т нефти? Или повезёт всё назад на Сахалин?
Хозяйка груза «Роснефть» продавливаться отказалась. Танкеры замерли в море, а продавец начал искать другие варианты. На помощь пришёл рынок. Если в декабре нефть, несмотря на все усилия хуситов, опустилась до 72 долларов за баррель, то в в новом году она поползла вверх, и довольно энергично. Вот уже ценник на чёрное золото 83 бакса, и индийский рычаг давления на глазах становится всё короче.
«На этом фоне новые партии сахалинской нефти стали активно брать НПЗ в Китае, а также другие индийские переработчики помимо India Oil. При этом, по данным Reuters, партии сахалинской нефти для Китая в феврале предлагались с дисконтом к Brent в размере около $1 за баррель на условиях DES, тогда как прежде Sokol в Азии продавалась с премией к Brent. Совокупность роста нефтяных котировок и предоставления дисконта позволила не только продать текущие партии, но и с середины февраля начать реализовывать застрявшие декабрьские грузы», — пишет «КоммерсантЪ».
12 февраля стало известно, что 5 партий нефти марки Sokol ушли из Индии в Китай, одна партия из «застрявших» для IndianOil, была отгружена на НПЗ в Вадинаре, которым владеет Nayara Energy. Остаётся поаплодировать выдержке «Роснефти», которая выдержала наезд, в противном случае подобные фокусы возникали бы в дальнейшем с ошеломительной частотой. Да, в сложившихся условиях, когда Россия отправляет нефть морем в основном в Индию, Китай и Турцию, покупатель способен начать выкручивать руки продавцу. Но конкуренция и между этими третями странами способна сыграть на руку Финисту Ясному Соколу.
Индусы тем временем наращивают поставки нефти из Венесуэлы, санкции против которой США под шумок ослабили — по данным Kpler, в ноябре для отправки в Индию было загружено около 20 тыс. т венесуэльской нефти, а в декабре — примерно 390 тыс. т. Индия будет покупать венесуэльскую нефть, поскольку некоторые нефтеперерабатывающие предприятия в стране имеют возможность перерабатывать тяжелую сырую нефть, главное, чтобы скидка была, заявил в конце прошлого года министр нефти Хардип Сингх Пури.
Плюс поставки из Ближнего Востока. Так что легко кремлёвскому чёрному золоту не будет. Однако и торговать им с ошеломительными скидками никто не спешит.
А что Рейтерс? Констатирует, что танкеры с российской нефтью тронулись, при этом два судна перевозят 2,2 миллиона баррелей, закупленных выше предельной цены в 60 долларов, установленной G7, но при этом обходят стороной нюанс, а как же так получилось, что сделка всё равно проведена. То есть когда ситуацию с пресловутым потолком можно обыграть и надавить на неустойчивую психику, эту карту вытаскивают первым делом. Когда выясняется, что её бьют любой мелочью — даже не извлекают из колоды.
Что дальше? Дальше будет ещё интереснее, сидим у реки и ждём.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба