2 марта 2024 Тинькофф Банк Городилов Михаил
И что находится в инвестиционном портфеле молодого человека
Поколение Z, или зумеры, — одно из самых молодых поколений, многие из них недавно окончили школу или только начали строить карьеру. Но они уже достаточно многочисленны и составляют чуть меньше трети населения мира.
Для этого материала я изучил несколько десятков исследований, чтобы рассказать вам о том, как устроено это поколение, чем отличается от предыдущих, как оно потребляет, инвестирует и относится к деньгам — в России и по всему миру.
Кто такие зумеры
Чаще всего социологи к поколению Z относят людей, которые родились в период с 1997 по 2012 год. Их также называют «цифровыми аборигенами»: зумеры стали первым поколением, у которого с раннего возраста был доступ к интернету и цифровым технологиям. В 2024 году самым старшим представителям зумеров исполнится 27 лет, а самым младшим будет 12.
Считается, что поколение Z ведет жизнь более медленного темпа, чем представители предыдущих поколений в их возрасте, они реже употребляют алкоголь, чаще страдают от аллергии и недостатка сна. Для них стало нормой использовать социальные сети для создания и поддержания отношений с друзьями, а ностальгия стала одной из главных тем молодежной субкультуры в 2010-е и 2020-е годы. Журнал The Economist назвал поколение Z более образованным и воспитанным, но в то же время оно в большей степени подвержено стрессу и депрессии по сравнению с предыдущими поколениями.
В 2019 году поколение Z стало самым многочисленным: сейчас его доля составляет 30% населения планеты, а к 2025 году зумеры будут представлять 27% рабочей силы.
Какие еще есть поколения. В этой статье мы будем сравнивать зумеров с другими поколениями. Вот их условные обозначения:
Бэби-бумеры — люди, родившиеся с 1946 по 1964 год.
Поколение Х — люди, родившиеся с 1965 по 1980 год.
Миллениалы — люди, родившиеся с 1981 по 1996 год.
Кроме них, есть еще молчаливое поколение, к которым относят людей, родившихся с 1928 по 1945 год, и поколение Альфа — то есть родившихся после 2013 года.
Потребительские привычки поколения Z
В августе 2023 года сервис Snapchat подметил, что совокупно все представители этого поколения тратят 450 млрд долларов в год — или 8894 $ на зумера. BBC уточнило, что примерно 360 млрд долларов от этой суммы приходится на зумеров из США.
Зумеры небогаты: более старшее поколение Х тратит в год 2,4 трлн долларов. Но в Snapchat ожидают, что уже через несколько лет глобальные траты молодого поколения достигнут триллиона долларов.
Пока же более 46% американских представителей поколения Z тратит больше, чем зарабатывает, выяснила компания Rocket Mortgage, опросив 2 тысячи человек в возрасте от 19 до 26 лет. Опрос компании Deloitte, проведенный в начале 2023 года в 44 странах, показал, что проблема жизни от зарплаты до зарплаты волнует примерно половину представителей этого поколения, 46% переживает из-за необходимости брать подработку, а 35% — из-за стоимости жизни.
В России зумеры на товары повседневного спроса, к которым относятся продукты питания и средства личной гигиены, тратят 16 620 ₽ в месяц, подсчитали в исследовательской компании NielsenQ. В среднем траты россиян только на продукты в 2023 году достигли 21 161 ₽ в месяц.
При этом 80% представителей молодого поколения, живущих не в Москве, зарабатывают до 50 тысяч рублей. В столице почти половина зумеров получает от 50 до 75 тысяч рублей. В «Газпромбанк-инвестициях» при этом считают, что среднее значение месячного дохода зумеров — 27,5 тысячи рублей.
По данным Росстата, средняя зарплата в России в ноябре 2023 года составляла чуть больше 73 тысяч рублей.
Зумеры любят покупать и в онлайне, и в офлайне. Хоть представители поколения Z и знают с ранних лет, что такое интернет, они поклонники покупок в разных форматах, показало исследование McKinsey & Company, в котором приняли участие 10 тысяч потребителей разных возрастных групп. Им одинаково нравится посещать обычные физические магазины и пользоваться приложениями для совершения быстрых покупок.
Похожие выводы в исследовании Near Intelligence. Российских зумеров исследование NielsenQ также называет омниканальными потребителями.
Но если взять отдельно онлайн, то представители Z покупают в интернете чаще, чем другие поколения, — но миллениалы наступают им на пятки.
Любят сервисы BPNL. Американская компания PYMNTS, специализирующаяся на исследованиях рынка технологий и платежных систем, выяснила, что 60% потребителей предпочитают пользоваться сервисами BPNL, а не кредитными картами. Причем это предпочтение особенно ярко выражено среди молодых покупателей.
По данным Mercator Research, 52% респондентов в возрасте 18—24 лет использовали BNPL или краткосрочные займы в течение года, в то время как среди людей старше 65 лет этот показатель составляет всего 12%. Феномену популярности BNPL среди молодежи посвящена статья на Business Insider.
По-особому относятся к брендам. По данным компании 5WPR, 45% представителей поколения Z бойкотировали какой-либо бренд по идеологическим причинам, а 36% хотят покупать товары, которые воплощают их политические и социальные убеждения. Этот показатель выше, чем у представителей других поколений.
При этом для молодежи важна экологическая повестка. Так, в исследовании 2021 года о потребительских привычках в США говорится, что 75% зумеров сказали, что при выборе товара для них важно то, насколько этот бренд экологичен, — и только 49% сказали, что для них важен в первую очередь сам бренд. Кроме того, 73% зумеров готовы тратить больше денег на продукцию при условии, что она будет более экологичной.
Как зумеры относятся к деньгам
На этот счет у исследователей нет единого мнения.
Осенью прошлого года Market Watch написал о тренде «мягкие сбережения», который набирает популярность у поколения Z. Его суть сводится к тому, что молодежь скорее предпочтет потратить деньги на сиюминутные впечатления, а не на долгосрочные сбережения. Для них важнее иметь лучшее качество жизни сейчас, чем деньги на банковском счете.
Концепцию «мягких сбережений» также называют ответом нового поколения на подход FIRE, который, наоборот, подталкивает людей сберегать сейчас, чтобы еще в относительно молодом возрасте выйти на пенсию.
Но более ранние исследования рисуют другую картину. Например, в инвестиционной компании BlackRock, наоборот, утверждают, что зумеры откладывают на пенсию в среднем 14% своего дохода, в то время как более старшие поколения — 12%.
Данные опроса Сбербанка говорят: 67% зумеров откладывают регулярно или от случая к случаю. Чаще всего они копят деньги на квартиру. По данным CGK, у 30% уже есть пенсионный счет.
Вместе с тем 52% представителей поколения Z сказали, что деньги негативно влияют на их ментальное здоровье. Это меньше, чем у поколения Х, бумеров или миллениалов, но если люди постарше стрессуют из-за инфляции и роста цен, то зумеры — из-за оплаты повседневных расходов.
Еще эксперты недавно диагностировали у зумеров и миллениалов «дисморфию денег». Этим термином называют ситуацию, когда люди чувствуют неуверенность в своем финансовом положении, — при этом не имеет значения, есть ли для этого основания или нет. Подогревает такие настроения информационный фон: с одной стороны, есть много разговоров о дороговизне жизни, с другой — сверстники в Instagram* показывают, как богато они живут. Это еще больше усиливает разочарование в собственном благосостоянии.
* Соцсеть Instagram принадлежит Meta — организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ
Денежной дисморфии, согласно опросу Credit Karma, подвержены 43% представителей поколения Z.
Как инвестируют представители поколения Z
Пожалуй, главным фактором, определяющим зумеров как инвесторов, стала доступность информации о финансовых инструментах и различных инвестиционных приложений. Поэтому и инвестировать они начинают раньше по сравнению с предыдущими поколениями: четверть американских инвесторов поколения Z начали заниматься этим еще до своего 18-летия, следует из данных CFA Institute и FINRA Investor Education Foundation.
Пандемия также увеличила количество зумеров-инвесторов. В отчете «Год пандемии в мобильных приложениях» от Global Wireless Solutions говорится, что за период с марта 2020 по февраль 2021 представители нового поколения стали проводить в финансовых приложениях в два раза больше времени. Аналогичный показатель среди миллениалов вырос на 66%, а у поколения X — на 76%.
Согласно исследованию, проведенному BNPL-сервисом Klarna, каждый четвертый человек в возрасте до 25 лет инвестирует. Данные австралийской ассоциации ответственного инвестирования говорят, что более половины представителей поколения Z уже вложили до 20 тысяч долларов в сбережения или инвестиции, а один из четырех уже инвестировал до 100 тысяч долларов.
Из аналитики Банка России следует, что в первом полугодии 2022 года 4% всех клиентов брокеров были люди моложе 20 лет, еще 28% — люди в возрасте от 20 до 30 лет. Эта когорта тоже частично пересекается с поколением зумеров.
В 2021 году сообщалось, что вложения зумеров в инвестиционные инструменты компании «Сбер Управление активами»
выросли в восемь раз и достигли 7 млрд рублей. Для сравнения: вложения миллениалов и поколения X выросли вдвое — до 25 и 88 млрд рублей соответственно. А осенью прошлого года в «Сбераналитике» подсчитали, что у 36% российских зумеров есть инвестиционные счета.
Многие зумеры стали инвестировать из страха упустить выгоду. На этот путь их, кроме всего прочего, толкают примеры чужих успехов — и многие зумеры задумались, что, возможно, стоит самим поинвестировать, чтобы не остаться позади, пока другие процветают.
В какие активы инвестируют зумеры. Согласно исследованию NASDAQ от 2022 года, перед инвестированием 40% зумеров тратят как минимум час на исследование инвестидеи — больше, чем более старшие поколения.
Также зумеры склонны принимать инвестиционные решения отталкиваясь от своих убеждений. Согласно исследованию 2023 года об инвестиционных наклонностях молодых поколений от американской финансовой организации US Bank, 65% зумеров хотели бы инвестировать в предприятия, которые отражают их ценности. Более того, 85% инвесторов-зумеров готовы пойти на значительное снижение доходности — лишь бы инвестиции отражали их убеждения. Среди представителей поколения X таких 73%, а среди бэби-бумеров — 65%.
Компания The Motley Fool опросила 2 тысячи инвесторов и выяснила, что хотя зумеры наравне с миллениалами и проявляют больший интерес к ESG-инвестированию, чем представители старших поколений, такие акции не составляют значительную часть их портфеля.
Типы акций, которые находятся в портфелях различных поколений
Также, если верить исследованию The Motley Fool, у зумеров нет ярко выраженных предпочтений, в какие сектора инвестировать, — в отличие от миллениалов, которые чаще остальных поколений покупают акции технологических компаний.
В 2021 году S&P Global Market выяснил, что самые молодые инвесторы чаще всего покупали «мусорные» акции, так как они стоят недорого. В тот год благодаря зумерам акции производителя каннабиса Sundial Growers, компании по автоматизации рабочих процессов Exela Technologies и нефтяной компании Camber Energy стали одними из наиболее активно торгуемых на основных американских биржах.
Акции каких секторов находятся в портфелях представителей разных поколений
В какие инвестиционные инструменты вкладывают представители разных поколений
Про российских зумеров известно, что в их инвестиционных портфелях доля акций составляет 59,6%, говорится в исследовании «Финама», которое опирается на анализ портфелей более 150 тысяч активных инвесторов всех возрастов.
По этому показателю они ближе к бумерам, портфель которых на 36,4% состоит из акций, чем к более молодым поколениям типа Х и миллениалов: у тех доля акций составляет 34,9 и 33,1% соответственно.
В «Газпромбанк-инвестициях» также обращают внимание, что среди самых популярных активов у зумеров преобладают акции, а также индексные фонды. Там рассказывают, что в период коронакризиса 72% инвестирующих зумеров покупали акции во время их снижения в марте.
В то же время руководитель управления аналитики финансовых рынков и премиального обслуживания сервиса «Газпромбанк-инвестиций» Андрей Ванин отметил, что основную долю в портфеле молодых инвесторов составляют облигации — порядка 60%. Это больше, чем у консервативных бумеров. А доля акций в зумерском портфеле — лишь 7,6%.
Откуда берут информацию. Когда речь заходит о предпочтительном источнике информации об инвестициях и финансовых темах, 48% инвесторов поколения Z выбирают социальные сети. Среди миллениалов таких 42%, а среди представителей поколения X — только 26%.
The Motley Fool также указывает, что зумер скорее будет искать совета по вопросам инвестирования в YouTube и TikTok, чем обратится к друзьям или родственникам. И предпочтет информацию из Instagram*, X (Twitter), Reddit или Facebook* той, что публикуют традиционные финансовые СМИ или предоставляют профессиональные консультанты.
Что в итоге
Сейчас зумеры — наиболее многочисленное поколение на планете. Но, несмотря на это, их финансовые возможности уступают миллениалам, бумерам и иксерам. При этом инвестировать они начинают раньше, чем их отцы, деды и старшие братья, — спасибо современным технологиям и распространению информации.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу