Ценный ресурс: зачем экономике человеческий капитал » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Ценный ресурс: зачем экономике человеческий капитал

13 марта 2024 БКС Экспресс
Любая развитая страна стремится к росту экономики. Для достижения этой цели использует все, что положительно влияет на процесс, в том числе старается увеличивать человеческий капитал. Разберемся, что это такое и как работает.

Еще один ключ к росту экономики

Когда экономика страны растет стабильно, на фондовый рынок поступает больше инвестиций, создаются новые рабочие места, а доходы населения растут. Иначе говоря, общий уровень благосостояния населения растет, качество жизни улучшается. Это помогает решать комплексные проблемы, вроде социального неравенства и бедности.

Одним из основных факторов подъема экономики служит человеческий капитал.

Чем человеческий капитал отличается от численности населения страны

На первый взгляд может показаться, что человеческий капитал — буквально количество людей, живущих на территории одного государства. Отчасти это и правда так, но речь идет о гражданах, обладающих полезными для работы знаниями, которые сделают ее более плодотворной и, соответственно, помогут экономике.

Когда говорят о человеческом капитале, в первую очередь имеют в виду полученное в школе, вузе и на различных специальных курсах образование. Учитывается и личный опыт — в частности, полученный на рабочем месте.

Люди с высоким уровнем этих знаний и навыков помогают повысить производительность труда. А она, в свою очередь, способствует экономическому росту.

Тем не менее измерить такое влияние человека на экономику затруднительно. Одного только факта получения хорошего образования недостаточно — важно, чтобы оно грамотно использовалось в экономике.

Есть такой индекс

И все же сегодня в мире стараются найти способы расчета показателей человеческого капитала. Всемирный банк в 2018 г. впервые опубликовал одноименный индекс (ИЧК), а затем обновил его в 2020 г.

При оценке человеческого капитала также учитывают уровень здравоохранения и выживаемости в конкретной стране, так как от этого напрямую зависит, сможет ли гражданин применять весь свой потенциал в работе и тем самым помочь экономике.

С помощью ИЧК определяют, какой опыт родившийся сегодня ребенок сможет получить к 18 годам с учетом различных рисков. Например, как сложится картина, если он родился в бедной стране, с низким уровнем здравоохранения и образования. Проще говоря, индекс учитывает базовый потенциал ребенка в будущем, а не текущие возможности взрослых людей.

Как страны взращивают человеческий капитал

Всемирный банк пришел к выводу, что наиболее удачных результатов добились государства, которые применили комплексный подход на пути к эффективным инвестициям в человеческий капитал. Их концепцию назвали целостным правительством. Она включает три этапа работы:

• прикладывать усилия в решении проблем, не отталкиваясь от политических циклов
• координировать действия разных ведомств
• при анализе текущей ситуации и результатов работы опираться только на факты.

Например, Южная Корея известна как достаточно успешная с экономической точки зрения страна. Масштабные демографические и экономические сдвиги стали происходить здесь примерно с 1960-х гг., когда правительство уделило внимание сразу нескольким областям развития. В частности, инвестировало в здравоохранение и образование, а также стремилось ускорить экономический рост.

Государство сконцентрировалось на стратегии, согласно которой образование и профессиональное обучение формировали более высококвалифицированную рабочую силу, а здравоохранение помогало людям оставаться «в строю». Так, граждане приобретали полезные знания и навыки, необходимые для экономического развития, а стране, в свою очередь, удалось удачно использовать «демографические дивиденды».

Еще один пример — Ирландия. Еще в 1970-х гг. страна имела преимущественно аграрную экономику. Но в 1990-х гг. государство изменилось на фоне глобализации и развития технологий. Ему тоже удалось удачно подкрепить инвестиции в развитие человеческого капитала масштабными реформами образования и профессиональной подготовки.

Сначала Ирландия обеспечила всеобщее начальное образование, что позволило увеличить уровень получения среднего до 80% к 1990-х гг. Затем в стране собрали представительную группу экспертов по будущим потребностям в области профессиональных навыков. Их задачей было оценивать успех разных отраслей и секторов промышленности. А в 1999 г. здесь также создали сети профессиональной подготовки, которые финансировало государство.

В результате ВВП Ирландии увеличился с примерно $88 млрд в 1970-х гг. до $529 млрд в 2022 г.

Ситуацию в Сингапуре 1950-х гг. можно было и вовсе назвать патовой. Тогда продолжительность школьного обучения взрослого жителя страны составляла в среднем 2,1 года. Причина — нехватка у людей средств на эти цели.

Правительство страны к 1970-м годам обеспечило всеобщее начальное образование для населения, и уже к 1990 г. 44% людей получили среднее. Правительство создало единую национальную образовательную систему за счет прямого государственного финансирования и масштабных целевых субсидий.

Параллельно здесь развивалась система профессионального обучения, которое помогало удовлетворить потребности рынка. В страну стали поступать все большие объемы иностранных инвестиций, при этом зарубежные предприятия были готовы обучать для приема на работу местных жителей.

Согласно международным оценкам, в 2019 г. Сингапур отличался одними из самых высоких показателей качества обучения в мире. Особенно выходцы из страны преуспевали в естественных науках, чтении и математике.

Что в России

Последняя информация на сайте Всемирного банка о человеческом капитале в России публиковалась в 2020 г. Согласно исследованиям на этот год, ИЧК составлял 68%. Иначе говоря, именно так можно было оценить профессиональную продуктивность ребенка в будущем при наличии высшего образования и хорошего уровня здоровья. На тот период в России из каждой сотни детей до 5 лет доживали 99.

Тогда по ИЧК Россия оказалась на 41-м месте среди 174 государств. По соседству с ней в рейтинге расположились Люксембург, Венгрия, Сербия и Арабские Эмираты. Среднемировой показатель на тот год достиг 56%, индекс для стран с низкими доходами — 37%, а с высокими — 70%.

При этом ребенок, который начинал учиться с четырех лет, к 18 имел образовательный бэкграунд в 13,7 года. А если оценивать количество новой информации, которую он получил, то годы учебы можно оценить в 10,9.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter