14 декабря 2009 slon.ru
Из 17 «первоочередных» законопроектов насчет «мирового финансового центра» пока ни один не стал законом
Когда Москва станет мировым финансовым центром? В ноябре 2008 года президент Дмитрий Медведев в своем послании назвал шесть задач международной политики России. «На чём, считаю, надо сосредоточиться в практической деятельности?» – задался вопросом президент и перечислил несколько пунктов. В том числе пункт пятый:
«Пятое. Уже до конца текущего года надо принять пакет законов, формирующих основу для создания в России одного из ведущих мировых финансовых центров. И такой центр должен служить ядром самостоятельной и конкурентоспособной российской финансовой системы».
Правительство и парламент, конечно, не смогли за два месяца, остававшихся до конца 2008 года, написать и одобрить аж целый пакет законов, превращающих Россию в мировой финансовый центр. Но слова Медведева даром не пропали. Правительство успело утвердить «Стратегию развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года». Она была принята 29 декабря 2008 года.
На сайте Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), которая де-факто взяла на себя роль организатора российского финансового чуда, появился красивый раздел «Россия 2020: мировой финансовый центр».
В этом разделе пока немного материалов. Собственно, текст прошлогодней стратегии и небольшая подборка новостей.
Что же было сделано за год для превращения России в пресловутый центр? Прямо скажем, практически ничего.
К стратегии, которую чиновники могут неспешно реализовывать до 2020 года, прилагался «План первоочередных мероприятий по реализации стратегии». Все мероприятия, перечисленные в плане, должны были быть проведены в 2009 году. Мероприятия эти достаточно однотипны: чиновникам предстояло написать 17 проектов законов о финансовых рынках и внести их в Думу. То есть принять тот самый пакет законов, о котором говорил Медведев. Для каждого законопроекта был установлен срок внесения в правительство и срок внесения в Думу.
Проверить выполнение этих сроков не так-то просто. В Думе действует «Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности», качество которой можно сколько угодно ругать, но которая, тем не менее, позволяет в свободном доступе увидеть все внесённые законопроекты, все отзывы профильных комитетов, правительства, администрации президента, проследить этапы обсуждения. Работа Думы над законопроектами в этом смысле вполне прозрачна.
А вот как развивается законотворчество в правительстве, совершенно неизвестно. На сайте правительства нельзя найти систематизированную информацию о том, написан ли вообще какой-то ожидаемый закон, внесен ли он уже в правительство, почитать отзывы профильных министерств на законопроекты.
Еще будучи президентом, Владимир Путин заявил как-то, что хочет заставить правительство работать «как часы». «Нужно настойчиво добиваться того, чтобы все заявленные нами программы, особенно в социальной сфере, функционировали как часы, причем, как часы хорошие», – говорил он в августе 2007 года. Став председателем правительства, Путин не сумел приблизить чиновников к этому идеалу. Без прозрачной системы контроля над бюрократами часы дают сбой.
Можно, конечно, услышать возражение, что, мол, не надо-де лезть на бюрократическую кухню. Достаточно того, что законы обсуждаются в Думе. Но это ведь не какие-то там постановления, распоряжения, приказы. Это законы, о дурном качестве которых уже столько говорилось. Это законы, которые часто принимаются в спешке и которые часто после спешного одобрения приходится тут же исправлять. Что плохого в привлечении на самых начальных стадиях к обсуждению этих законов гражданского общества, людей, для которых эти законы, собственно, и пишутся? Но у чиновников, например, у председателя ФСФР Владимира Миловидова иное мнение. «Далеко не все детали надо выносить на публику», – говорил он о законопроектной деятельности ФСФР в ноябре.
Вся эта таинственность не способствует скорости. Из 17 «первоочередных» законопроектов мирового финансового центра пока (а сейчас уже середина декабря 2009 года) ни один не стал законом. Только три внесены в Думу, из них лишь два прошли первое чтение. Проверить, сорваны ли сроки внесения законопроектов в правительство с помощью открытых источников нельзя, а вот сроки внесения в Думу можно – по 9 законопроектам они сорваны. По шести «дедлайн» еще не наступил, но стремительно приближается.
Год близится к концу, поэтому, по-хорошему, правительство должно собраться на новое заседание, чтобы обсудить ход выполнения поручения Медведева и принять новый «План первоочередных мероприятий». Видимо, в этом документе придется просто повторить все невыполненные пункты плана нынешнего года. ФСФР такой документ был бы на руку: в нем можно было бы установить новые сроки и избежать нагоняя за сбой в часах.
Впрочем, в послании этого года Медведев про мировой финансовый центр уже не вспоминал. Его новая идея звучит так: «Надо завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений. Речь идёт о создании современного технологического центра, если хотите, по примеру Силиконовой долины и других подобных зарубежных центров». Так что ФСФР может расслабиться. План первоочередных мероприятий теперь предстоит писать министерству образования и науки. А мировой финансовый центр может и подождать. Когда еще этот 2020 год наступит.
Выполнение
«Плана первоочередных мероприятий по реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года»
Олег Черницкий
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
«Пятое. Уже до конца текущего года надо принять пакет законов, формирующих основу для создания в России одного из ведущих мировых финансовых центров. И такой центр должен служить ядром самостоятельной и конкурентоспособной российской финансовой системы».
Правительство и парламент, конечно, не смогли за два месяца, остававшихся до конца 2008 года, написать и одобрить аж целый пакет законов, превращающих Россию в мировой финансовый центр. Но слова Медведева даром не пропали. Правительство успело утвердить «Стратегию развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года». Она была принята 29 декабря 2008 года.
На сайте Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), которая де-факто взяла на себя роль организатора российского финансового чуда, появился красивый раздел «Россия 2020: мировой финансовый центр».
В этом разделе пока немного материалов. Собственно, текст прошлогодней стратегии и небольшая подборка новостей.
Что же было сделано за год для превращения России в пресловутый центр? Прямо скажем, практически ничего.
К стратегии, которую чиновники могут неспешно реализовывать до 2020 года, прилагался «План первоочередных мероприятий по реализации стратегии». Все мероприятия, перечисленные в плане, должны были быть проведены в 2009 году. Мероприятия эти достаточно однотипны: чиновникам предстояло написать 17 проектов законов о финансовых рынках и внести их в Думу. То есть принять тот самый пакет законов, о котором говорил Медведев. Для каждого законопроекта был установлен срок внесения в правительство и срок внесения в Думу.
Проверить выполнение этих сроков не так-то просто. В Думе действует «Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности», качество которой можно сколько угодно ругать, но которая, тем не менее, позволяет в свободном доступе увидеть все внесённые законопроекты, все отзывы профильных комитетов, правительства, администрации президента, проследить этапы обсуждения. Работа Думы над законопроектами в этом смысле вполне прозрачна.
А вот как развивается законотворчество в правительстве, совершенно неизвестно. На сайте правительства нельзя найти систематизированную информацию о том, написан ли вообще какой-то ожидаемый закон, внесен ли он уже в правительство, почитать отзывы профильных министерств на законопроекты.
Еще будучи президентом, Владимир Путин заявил как-то, что хочет заставить правительство работать «как часы». «Нужно настойчиво добиваться того, чтобы все заявленные нами программы, особенно в социальной сфере, функционировали как часы, причем, как часы хорошие», – говорил он в августе 2007 года. Став председателем правительства, Путин не сумел приблизить чиновников к этому идеалу. Без прозрачной системы контроля над бюрократами часы дают сбой.
Можно, конечно, услышать возражение, что, мол, не надо-де лезть на бюрократическую кухню. Достаточно того, что законы обсуждаются в Думе. Но это ведь не какие-то там постановления, распоряжения, приказы. Это законы, о дурном качестве которых уже столько говорилось. Это законы, которые часто принимаются в спешке и которые часто после спешного одобрения приходится тут же исправлять. Что плохого в привлечении на самых начальных стадиях к обсуждению этих законов гражданского общества, людей, для которых эти законы, собственно, и пишутся? Но у чиновников, например, у председателя ФСФР Владимира Миловидова иное мнение. «Далеко не все детали надо выносить на публику», – говорил он о законопроектной деятельности ФСФР в ноябре.
Вся эта таинственность не способствует скорости. Из 17 «первоочередных» законопроектов мирового финансового центра пока (а сейчас уже середина декабря 2009 года) ни один не стал законом. Только три внесены в Думу, из них лишь два прошли первое чтение. Проверить, сорваны ли сроки внесения законопроектов в правительство с помощью открытых источников нельзя, а вот сроки внесения в Думу можно – по 9 законопроектам они сорваны. По шести «дедлайн» еще не наступил, но стремительно приближается.
Год близится к концу, поэтому, по-хорошему, правительство должно собраться на новое заседание, чтобы обсудить ход выполнения поручения Медведева и принять новый «План первоочередных мероприятий». Видимо, в этом документе придется просто повторить все невыполненные пункты плана нынешнего года. ФСФР такой документ был бы на руку: в нем можно было бы установить новые сроки и избежать нагоняя за сбой в часах.
Впрочем, в послании этого года Медведев про мировой финансовый центр уже не вспоминал. Его новая идея звучит так: «Надо завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений. Речь идёт о создании современного технологического центра, если хотите, по примеру Силиконовой долины и других подобных зарубежных центров». Так что ФСФР может расслабиться. План первоочередных мероприятий теперь предстоит писать министерству образования и науки. А мировой финансовый центр может и подождать. Когда еще этот 2020 год наступит.
Выполнение
«Плана первоочередных мероприятий по реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года»
1. Внесение изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования деятельности инвестиционных консультантов, а также предоставления услуг неквалифицированным инвесторам) |
Срок внесения в Госдуму: сентябрь 2009 года Внесен в Госдуму: нет Опоздание: более двух месяцев Проект закона опубликован 30 ноября 2009 года на сайте ФСФР для предварительного обсуждения с участниками рынка |
2. Внесение изменений в Федеральный закон «О рекламе» и другие законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизма регулирования рекламы финансовых услуг) |
Срок внесения в Госдуму: октябрь 2009 года Внесен в Госдуму: нет Опоздание: более месяца |
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части введения механизма ликвидационного неттинга) |
Срок внесения в Госдуму: май 2009 года Внесен в Госдуму: 13 апреля 2009 года Опоздание: нет Рассмотрение в Думе: принят в первом чтении 9 июня 2009 года |
4. Внесение изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (в части порядка квалификации имущественных прав в качестве производных финансовых инструментов и возможности учета прав на такие инструменты по правилам, предусмотренным для учета и перехода прав на ценные бумаги ) |
Срок внесения в Госдуму: декабрь 2009 года Внесен в Госдуму: нет Опоздание: нет |
5. Внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения использования механизмов срочного рынка при ценообразовании на товары, энергоносители и сырье) |
Срок внесения в Госдуму: январь 2010 года Внесен в Госдуму: нет Опоздание: нет |
6. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования секьюритизации финансовых активов) |
Срок внесения в Госдуму: июнь 2009 года Внесен в Госдуму: 1 июня 2009 год Опоздание: нет Рассмотрение в Думе: принят в первом чтении 21 октября 2009 года |
7. Внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части инфраструктурных облигаций) |
Срок внесения в Госдуму: сентябрь 2009 года Внесен в Госдуму: нет Опоздание: более двух месяцев Проект закона «Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций» опубликован 17 сентября 2009 года на сайте ФСФР для предварительного обсуждения с участниками рынка. |
8. Закон «О клиринге и клиринговой деятельности» |
Срок внесения в Госдуму: июнь 2009 года Внесен в Госдуму: 25 ноября 2009 года Опоздание: более четырех месяцев Рассмотрение в Думе: подготовка к первому чтению |
9. Внесение изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части унификации требований к раскрытию информации о реальных собственниках (конечных бенефициарах) участников финансового рынка и определения единого федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг) |
Срок внесения в Госдуму: ноябрь 2009 года Внесен в Госдуму: нет Опоздание: менее месяца |
10. О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации в части упрощения процедуры эмиссии ценных бумаг эмитентов, ценные бумаги которых включены в котировальные списки фондовых бирж, изменения процедуры эмиссии акций при изменении их номинальной стоимости или изменения объема удостоверяемых ими прав, уточнения требований к раскрытию информации в проспекте ценных бумаг, установления требования об одинаковой номинальной стоимости акций всех категорий (типов), совершенствования правового регулирования процедуры эмиссии ценных бумаг при реорганизации юридических лиц |
Срок внесения в Госдуму: сентябрь 2009 года Внесен в Госдуму: нет Опоздание: более двух месяцев Проект закона опубликован ноября 2009 года на сайте ФСФР для предварительного обсуждения с участниками рынка |
11. Внесение изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (в части упрощения процедуры эмиссии ценных бумаг для квалифицированных инвесторов) |
Срок внесения в Госдуму: февраль 2010 года Внесен в Госдуму: нет Опоздание: нет |
12. Внесение изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (в части совершенствования требований, связанных с раскрытием информации о лицах, являющихся реальными собственниками (конечными бенефициарами) российских акционерных обществ) |
Срок внесения в Госдуму: август 2009 года Внесен в Госдуму: нет Опоздание: более трех месяцев |
13. Внесение изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (в части особенностей раскрытия информации по ценным бумагам, обеспеченным залогом имущественных прав (требований) |
Срок внесения в Госдуму: январь 2010 года Внесен в Госдуму: нет Опоздание: нет |
14. О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (в части создания условий для избрания независимых директоров) |
Срок внесения в Госдуму: июль 2009 года Внесен в Госдуму: нет Опоздание: более четырех месяцев Проект закона опубликован 10 июня 2009 года на сайте ФСФР для предварительного обсуждения с участниками рынка. |
15. Внесение изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (в части совершенствования правового регулирования приобретения крупных пакетов акций открытых акционерных обществ) |
Срок внесения в Госдуму: сентябрь 2009 года Внесен в Госдуму: нет Опоздание: более двух месяцев |
16. Внесение изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления федеральному органу исполнительной власти в сфере финансовых рынков доступа к информации по специальным банковским счетам, открываемым профессиональными участниками рынка ценных бумаг и управляющими компаниями) |
Срок внесения в Госдуму: февраль 2010 года Внесен в Госдуму: нет Опоздание: нет |
17. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части снижения штрафов в случаях, когда участником финансового рынка самостоятельно выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в его сфере деятельности и о них этим участником уведомлен федеральный орган исполнительной власти в сфере финансовых рынков, а также добровольно представлена информация о принятых мерах по устранению нарушения) |
Срок внесения в Госдуму: март 2010 года Внесен в Госдуму: нет Опоздание: нет Проект закона опубликован 29 сентября 2009 года на сайте ФСФР для предварительного обсуждения с участниками рынка. |
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу