Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Удорожание коммодитиз. Стоит ли вкладываться в металлы? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Удорожание коммодитиз. Стоит ли вкладываться в металлы?

21 мая 2024 ИХ "Финам" Аседова Наталия
Стоимость меди подскочила до рекордных уровней, превысив отметку в $11 000 за тонну, золото обновило исторический максимум, резкий рост продемонстрировали и цены на никель, а серебро впервые с 2013 года преодолело отметку в $30 за тройскую унцию. При этом аналитики Goldman Sachs полагают, что в текущем году будет наблюдаться дальнейший рост цен на коммодитиз ввиду прогнозируемого снижения ключевых ставок центральными банками США и Европы, что будет поддерживать промышленный и потребительский спрос. Так, по оценкам экспертов, цены на сырьевые товары могут подрасти на 15% в 2024 году, а причинами тому станут снижение стоимости заимствований, восстановление объемов производства, а также сохранение геополитических рисков.

Стоит ли инвестировать в металлы? Что способствует росту цен в последние дни? Как долго будет продолжаться ралли? Как инвесторам заработать на вложениях в сырьевые товары? В этих и других вопросах Finam.ru разбирался вместе с экспертами.

Бегство от рисков и не только
Стоимость золота сегодня, 20 мая, установила очередной рекорд, достигая в ходе сессии отметки в $2454,2 за тройскую унцию. Как пишет Bloomberg, росту стоимости металла способствовал оптимистичный настрой по поводу смягчения монетарной политики ФРС в текущем году. Кроме того, инвесторы сосредоточились на защитных активах после появившихся сообщений о гибели президента Ирана Ибрахима Раиси при крушении вертолета, что привело к росту геополитических рисков на Ближнем Востоке.

Серебро также пользуется высоким спросом - впервые с 2013 года цены превысили отметку в $30 за унцию. В минувшую пятницу цены на серебро приблизились к 11-летним максимумам на фоне общего «бычьего» настроя на рынках физических металлов, пишет агентство Bloomberg. Кроме того, в отличие от золота, серебро также считается промышленным металлом, поскольку активно используется в производстве различных устройств. Примечательно, что с начала года стоимость серебра уже выросла на 28%, сделав его одним из самых результативных металлов года.

Цены на никель сегодня также демонстрируют резкий скачок ввиду беспорядков в Новой Каледонии, где находятся одни из крупнейших месторождений этого металла. Протесты начались из-за законопроекта, который расширяет избирательные права французов на островах, что вызвало беспокойство среди коренного населения. Позднее протесты переросли в беспорядки, в результате которых появились жертвы и раненые. Как следствие, стоимость фьючерсов на никель на Лондонской бирже металлов подрастала сегодня почти на 7%, достигая отметки в $21 560 за тонну. При этом в пятницу МЭА опубликовало доклад, в котором прогнозирует высокий спрос на никель и другие минералы, необходимые для перехода на более чистую энергию.

Мощное многомесячное ралли продолжилось в меди. В ходе сегодняшних торгов стоимость этого металла достигала рекордного уровня в $11 000 в ожидании расширения дефицита предложения. Как заявляет Bloomberg, снижение поставок руды и слухи о сокращении производства подстегнули глобальный спрос. Дополнительного импульса ценам на медь придали меры поддержки сектора недвижимости, объявленные в Китае.

Президент инвестиционной платформы «ИнвойсКафе» Геннадий Фофанов также выделил целый ряд причин, которые способствовали удорожанию таких традиционных инструментов инвестирования, как медь, золото и никель. По его словам, свое влияние оказывает и происходящее в китайской экономике, являющейся на текущий момент одним из ключевых ориентиров в части рынка сбыта данных сырьевых инструментов. «Например, сейчас меры поддержки сектора недвижимости в КНР превосходят прогнозы аналитиков, что подогрело цены на медь, на это повлиял и рост объемов промышленного производства в Поднебесной по итогам апреля. Также можно добавить, что ЦБ США и ЕС, вероятнее всего, нацелены на понижение действующих процентных ставок, что поддержит промышленный и потребительский спрос и благоприятно скажется на поддержке данных инструментов. В целом золото, медь и никель - это инструменты, с помощью которых сырьевые трейдеры решают определенный пул своих задач, поэтому не исключу, что тут может присутствовать и спекулятивный элемент воздействия с целью получить бОльшую выгоду от сделок на фоне того как биржевые котировки на традиционные сырьевые ресурсы бьют рекорды», - подчеркнул эксперт.

Надолго ли рост?
Как пишет Bloomberg, некоторые события 2024 года придали смелости «быкам», инвестирующим в медь и привлекли волну спекулятивных денег. Между тем ограниченные поставки медной руды вызвали разговоры о сокращении производства металлургическими заводами, и инвесторы делают ставку на то, что рост использования в быстрорастущих секторах, включая электромобили, возобновляемые источники энергии и искусственный интеллект, компенсирует отставание от традиционных секторов, таких как строительство. При этом ветеран рынка сырьевых товаров Джефф Карри на прошлой неделе заявил, что медь стала лучшей долгосрочной сделкой, которую он когда-либо видел.

В то же время многие участники торгов на физическом рынке предупреждают, что цены на медь опережают реальные темпы роста. Спрос остается относительно невысоким, особенно в Китае, крупнейшем покупателе меди, где уровень запасов остается высоким. По данным Bloomberg, в свою очередь, быстрый рост цен на медь привел к появлению значительных объемов «бычьих» опционов, и эта тенденция может подлить масла в ралли, поскольку дилеры, продавшие контракты, будут пытаться покрыть свои риски покупкой фьючерсов.

Что касается никеля, то многие трейдеры сходятся во мнении относительно того, что рынок этого металла сильно перенасыщен, что говорит о том, что нынешнее ралли долго не продлится. По словам Дэна Смита, аналитика брокерской компании Amalgamated Metal Trading, слова которого приводит издание Financial Times, спрос на никель сейчас хороший, но предложение еще сильнее.

Более оптимистично настроены инвесторы и аналитики в отношении золота и серебра. Инвестбанкир и профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган подчеркивает, что золото, похоже, способно добраться до более высоких вершин, нежели ожидалось ранее. «Гадать, достигнет ли золото уровня в $2700 или даже $3000 за тройскую унцию - это занятие глупое. Как и предполагать, будет ли в этом году серебро на уровне $35-40. А вот понять для себя, что пока глобальный тренд по драгметаллам идет вверх - необходимо. Ждать ли в ближайшее время коррекции? Этого не может знать никто. Но вообще редко сильный рост обходится без нее», - заметил эксперт.

По словам аналитика General Invest Алана Аманлиева, золото, серебро, медь и многие другие активы товарных рынков с начала 2024 года показывают существенный рост, однако, по его мнению, краткосрочные перспективы данных активов разнятся. «Имеем положительный взгляд на золото и серебро, однако считаем, что цены на медь в моменте могут быть перегреты», - заявил эксперт, отвечая на вопросы Finam.ru. Аманлиев при этом добавил, что на золото и серебро влияют схожие макроэкономические драйверы, с той лишь разницей, что серебро немного более чувствительно к активности глобальной экономики, нежели золото. «Учитывая, что эту самую экономику в последнее время лихорадит, предпочитаем фокусироваться на золоте как на более понятной инвестиции. С начала 2024 года цены на золото уже выросли более чем на 13% и это может быть лишь началом многолетнего восходящего тренда. Способствовать дальнейшему росту цен на золото могут мировая геополитическая неопределенность, риски стагфляции в США, а также растущий американский госдолг», - полагает эксперт.

Перспективы для инвесторов
Движение цен на промышленные и драгметаллы хорошо укладывается в модель 50-летнего (Кондратьевского) экономического цикла – 70-е годы также сопровождались геополитической нестабильностью и ростом цен на фоне замедления развития мировой экономики. Об этом заявляет Дмитрий Александров, руководитель Управления аналитических исследований АО «ИВА Партнерс». Кроме того, по словам эксперта, на фоне мощных стимулов со стороны центробанков и правительств, крупные фонды, в том числе государственные, рассматривают сырье и металлы в том числе как хороший способ сбережения активов в «реальных ценностях». Санкционные ограничения дополнительно подстегивают спрос. Отвечая на вопрос, стоит ли покупать металлы сейчас, Дмитрий Александров заметил, что если их в портфелях нет вообще, а сами инвестиции рассматривать не как спекуляции, а как долгосрочное сбережение части капитала, то можно было бы назвать это разумной диверсификацией и по текущим ценам.

В то же время Алан Аманлиев заявляет, что c 2022 года геополитика стала намного более значимым драйвером спроса на золото: так по данным World Gold Council спрос от мировых Центробанков начиная с 2022 года практически удвоился и превышает 1 000 тонн в год. Главными покупателями становятся ЦБ развивающихся стран, особенно Ирана, Индии и Китая. Высоким остается и спрос на слитки и монеты от других покупателей, а премия на золото на Шанхайской бирже к американским площадкам сейчас достигает $34 за унцию, в то время как за предшествующие 2022 году 10 лет медианная премия составляла лишь $4. «Несмотря на аппетит к физическому золоту и локальным инструментам, важно отметить, что крупные биржевые фонды начиная с 2020-ого года испытывают преимущественно оттоки: так в 2023 году такие фонды «похудели» на 244 тонны. Считаем, что инвесторы вновь могут заинтересоваться такими фондами», - полагает эксперт. При этом он выделил ряд причин. Во-первых, это риски стагфляции. Действительно, инфляционные ожидания в США, вновь показывают рост и вернулись к отметкам середины 2023 года (согласно индексам US Breakeven rate 5 и 10 лет), при этом есть существенная вероятность, что ставку в этом году американский регулятор начнет снижать. О вероятности смягчения монетарной политики в США говорят недавние слабые макроэкономические данные: ВВП США в 1кв.24 замедлился до 1,6%, а за апрель американская экономика создала всего 175 тыс. рабочих мест, это один из худших результатов за прошедшие три года. В конечном итоге растущие инфляционные ожидания в сочетании с падающими ставками могут привести и к падению реальных доходностей: исторически это снижает привлекательность облигаций, но увеличивает сравнительную привлекательность золота. Во-вторых, это растущий госдолг США. С 2020 года он вырос приблизительно на 50% при этом становится все более очевидным что ни демократы, ни республиканцы, политики бюджетной экономии придерживаться не планируют. «На данном фоне казначейские облигации США хоть и остаются главным т.н. «безрисковым» активом на планете, но могут постепенно утрачивать свою привлекательность, открывая дорогу для низковолатильных альтернатив, одной из которых и является золото», - подчеркнул Аманлиев.

Геннадий Фофанов, тем временем, заявляет, что два предыдущих года были переломными для многих рынков, и сектор коммодитиз получил определенный резонанс как с точки зрения защитных активов, так и с точки зрения повышенного спроса, в том числе и из-за переориентации многих промышленных и логистических цепочек, поэтому в обозримом будущем данные инструменты будут выгодны, а их котировки могут еще в течение года бить новые максимумы. «Вложения в эти инструменты можно и нужно делать, при этом это может быть как долгосрочная, так и краткосрочная перспектива, но важно следить за новостной повесткой, чтобы получить максимальную выгоду от дальнейшей реализации. Наибольший интерес, на наш взгляд, сейчас представляет медь, так как на ее стоимость будет влиять дальнейший тренд среди развитых экономик мира по переходу на зеленую энергетику, также на это может оказать влияние и ослабление курса доллара к валютам во второй половине текущего года ввиду снижения ставки ФРС. Медь в данном случае, будет выглядеть привлекательнее других валют, поскольку торгуется в долларах», - полагает эксперт «ИнвойсКафе».

Алексей Калачев, аналитик ФГ «Финам», при этом отмечает, что рынки сырьевых товаров цикличны, и цены на них подвержены более-менее регулярной смене трендов. «Я полагаю, в текущем цикле роста спекулятивная составляющая остается одной из основных. Не будем сейчас о золоте, о котором уже столько сказано и написано. Золото на бирже - это вообще не столько физический металл, сколько финансовый инструмент, чье поведение зависит и от учетных ставок, и от геополитических рисков, и от активности центробанков, и от технической картины на графике цены, и все эти факторы сработали вместе в последнем цикле роста золота. Посмотрим на промышленные металлы. Технически, после сильного роста в начале 2022 г. и последующей достаточно глубокой коррекции, цены на никель и медь не пошли еще ниже, а держались длительное время в боковом диапазоне. И, раз они не пошли ниже, оставалось дождаться повода, чтобы попытаться пойти вверх. Еще буквально несколько месяцев назад вся деловая пресса была полна информации о профиците на рынках меди и никеля. Дело дошло до того, что появились разговоры о том, что производители на фоне инфляционного роста затрат готовы пойти на сокращение добычи. И эти заявления стали первым сигналом для биржевых игроков, чтобы сыграть на рост. Фундаментально такая игра подкрепляется значением этих металлов для энергоперехода, возобновляемой энергетики, электрификации транспорта, развитии электроники, средств коммуникаций и информационных технологий – то есть всеми актуальными трендами. И теперь в СМИ вернулись разговоры о вероятном дефиците металлов в будущем. Кроме того, Китай, практически оставивший попытки роста на основе строительной индустрии, оказавшейся в кризисе, явно взял курс на доминирование именно в этих актуальных отраслях, выходя в лидеры производства электромобилей и средств хранения электрической энергии. Это тоже веское основание для роста спроса на медь, никель и другие «батарейные» металлы, в то время как рынок стали остается в стагнации. Это хорошее обоснование, но сейчас пока еще вряд ли сильный драйвер. Ну и наконец, фактор событий, стихийных бедствий и социальных катаклизмов. Например, текущий конфликт в Каледонии, поддержавший цены на никель. Такие события всегда привносят остроту в поведение биржевых игроков, но редко остаются долгосрочным фактором», - полагает Калачев.

Суммируя вышесказанное, эксперт «Финама» добавил, что в долгосрочном плане у цен на промышленные металлы есть причины для роста, хотя конкретно с никелем все не так просто. «Учитывая высокие темпы роста добычи никеля в Индонезии, профицит на рынке может продержаться довольно долго. Однако в более краткосрочном плане я бы отметил слишком быстрый рост цен, после которого можно ждать новой коррекции. Я думаю, сейчас делать ставки в покупке коммодитиз уже довольно рискованно. Конечно, рост «зеленой» экономики обеспечит долгосрочный спрос на «батарейные» металлы. Однако ей нужны не просто металлы, а доступные металлы по доступной цене. Слишком быстрый рост цен может просто затормозить динамику спроса, и рынок получит вместо основания для роста причину для новой коррекции», - заключил Калачев.