Российские ритейлеры. Кому высокая инфляция пошла на пользу? » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Российские ритейлеры. Кому высокая инфляция пошла на пользу?

4 июня 2024 ИХ "Финам" Никитин Дмитрий
Потребительский сектор с прошлого года быстро растет, и до недавнего времени показывал сильную динамику и на фондовом рынке. Индекс потребсектора MOEXCN на пиках в начале мая прибавлял порядка 20% к уровням начала 2024 года, затем обвалился вместе со всем рынком, но все же остается в плюсе примерно на 9%, в то время как индекс МосБиржи растерял почти весь рост. Особенно сильно упали в последние дни акции «Магнита» на фоне рекомендации советом директоров меньших, чем ожидалось, дивидендов за прошлый год – сейчас бумаги примерно на 5% ниже уровня начала года. Тем не менее, некоторые эксперты считают возможным их восстановление. Какие компании выигрывают на фоне по-прежнему высокой инфляции в России, стоит ли покупать акции «потребов» на просадке? Finam.ruсобрал мнения аналитиков.

Макроэкономическая ситуация
Как отмечают аналитики «Финама», потребительский сектор в России еще с прошлого года остается одним из самых быстрорастущих, уступая только обрабатывающей промышленности. Оборот розничной торговли в марте повысился на 11,1% в годовом выражении, результат оказался значительно лучше прогнозов рынка. В первом квартале оборот розницы увеличился на 10,5% в годовом выражении.

Увеличение потребления происходит на фоне повышения доходов населения и ускорения инфляции, добавляют эксперты. По оценке Росстата, реальные располагаемые доходы населения в первом квартале увеличились на 5,8% в годовом выражении. Положительная динамика доходов была вызвана увеличением реальных зарплат, которые, согласно Росстату, в феврале выросли на 10,8% к уровню годичной давности. Помимо растущей розницы, о высоких потребительских настроениях свидетельствует находящийся вблизи исторических максимумов индекс потребительских настроений, измеряемый «инФОМ».

«Судя по динамике макроданных, охлаждение экономики не наблюдается и в ближайшее время не ожидается. Потребительская активность будет расти вместе с инфляцией на фоне усиливающегося кадрового голода, сопровождающегося повышением реальных зарплат и уверенности населения в будущих трудовых доходах. Такие макроэкономические тенденции могут привести к дальнейшему ужесточению ДКП ЦБ. Ожидается, что уже на заседании 7 июня ЦБ будет обсуждать повышение ставки. Однако меры по охлаждению экономики, принятые регулятором ранее, значительного негативного эффекта на потребительский рынок не оказали», - делают вывод аналитики «Финама».

Результаты опросов свидетельствуют об увеличении склонности россиян к тратам. Так, исследование SuperJob показало, что распределение сторонников разных финансовых стратегий за год серьезно изменилось: количество сторонников идеи «больше тратить» максимально (21%), а у идеи «больше экономить», соответственно, — приверженцев стало меньше (39%). Другое исследование этого же сервиса показалось, что в топ-5 дорогих покупок россиян за год находятся электронные устройства (19%), бытовая техника, путевки и лекарства (по 16%), одежда и товары для дома (по 14%). Причем у мужчин на первом месте гаджеты и девайсы (20%), а у женщин первую строку поделили траты на путешествия и на оплату лечения (по 21%).

Тенденции и факторы, влияющие на рынок
Аналитик «Велес Капитала» Артем Михайлин в комментарии для Finam.ru отметил, что в целом позитивно оценивает перспективы крупнейших ритейлеров. «Рынок розничной торговли в России продолжает расти, а также на нем продолжается процесс постепенной консолидации. Это создает благоприятный фон для расширения эффективных крупных компаний. Розничная торговля продуктами питания традиционно считается защитным сектором, и компании этой сферы способны нейтрализовать действие инфляции. Крупнейшие ритейлеры хорошо умеют работать с ценами и как правило переносят инфляцию на полку», - подчеркнул эксперт.

Начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ» Олег Абелев подчеркнул, что основные тренды сектора – это развитие цифровизации, электронного способа продажи, рост продаж товаров через маркетплейсы. Сегодня даже автомобиль можно купить на маркетплейсе. «В продовольственном сегменте выиграют компании, которые предлагают более широкий выбор товаров с точки зрения универсальности. В таких мультиформатных магазинах потребителю предлагаются пищевые продукты, товары для дома, инструменты, цветы и т.д. Мультиформатность – основной тренд развития ритейлеров», - добавил Абелев.

По его словам, на сектор влияют омниканальность, средний чек, сопоставимые продажи, средний доход, который компания получает за несколько лет. «Идет активное развитие дискаунтеров. Практически все федеральные сети развивают этот формат. С учетом роста инфляционных ожиданий, среднего чека, актуальность дискаунтеров будет расти», - полагает эксперт.

По мнению Геннадия Фофанова, президента инвестиционной платформы «ИнвойсКафе», сегмент российского продуктового ритейла может быть интересен инвесторам с позиции того, что рынок продолжает активно развиваться. Сегмент подстраивается под новые реалии и сокращает площадь физических продаж, частично уходя в онлайн, что позволяет находить новые точки роста. «На фоне появления новых тенденций в отрасли, например, сегмент готовой еды и доставки на дом, а также на фоне инфляционных процессов и естественного роста спроса на продукцию, сейчас наиболее выигрывают крупные игроки», - считает он.

Аналитики «Финама» в своей стратегии также обращают внимание на фактор редомициляции, отмечая, что потребительский сектор — сектор с наибольшим количеством эмитентов с иностранной регистрацией. X5, Ozon, Fix Price и «Русагро» зарегистрированы за рубежом в недружественных юрисдикциях, что затрудняет корпоративное управление, а главное — не позволяет выплачивать дивиденды. Все эти компании в настоящее время находятся на том или ином этапе переезда.

«Меньше всего редомициляция волнует акционеров Ozon, так как компания не платит дивиденды и не планирует начинать. При этом другие эмитенты стремятся распределять прибыль акционерам. Процесс переезда X5 был начат в принудительном формате через механизм ЭЗО, и ожидается, что редомициляция компании может завершиться осенью этого года и тогда же возобновятся торги акциями ритейлера. «Русагро» еще в конце 2023 года подала заявление кипрскому регулятору, однако до сих пор не получила ответа. В свою очередь, Fix Price планирует завершить переезд в Казахстан к концу 2024 года. После переезда ритейлеры могут вернуться к дивидендным выплатам, что вместе с уходом инфраструктурных рисков может стать значимым драйвером роста их котировок», - полагают эксперты «Финама».

X5 vs«Магнит»
В стратегии аналитиков «Финама» также отмечается, что основной интерес инвесторов сосредоточен в бумагах Ozon, X5 и «Магнита». Котировки Ozon до последней волны падения рынка росли на фоне кратного увеличения оборота собственного маркетплейса и сильных результатов рекламного сегмента и финтех-направления.

«X5 и «Магнит» традиционно соревнуются за звание лучшего инвестиционного кейса на рынке оффлайн-ритейла. X5 показывает более быстрые темпы роста выручки, LFL-продаж, более высокую рентабельность чистой прибыли. При этом «Магнит», в отличие от X5, начал выплачивать дивиденды. В 2024 году ритейлер осуществил выплаты за 2022 год с доходностью 5,6%. Сейчас торги X5 временно приостановлены, рейтинг акций и целевая цена находятся на пересмотре, но в целом у нас позитивное видение по компании. Акции «Магнита» в настоящее время находятся на пересмотре рейтинга, однако значительно апсайда в бумагах после их сильного роста мы не видим. Что касается Ozon, мы считаем, что расписки компании переоценены рынком, наша целевая цена — 3894 руб.», - подчеркивается в стратегии, которая вышла в конце мая.

Аналитик «Финама» Игнат Иванов, отвечая сегодня на вопрос о том, не поменялся ли взгляд на компании сектора в связи с последней волной падения рынка, подчеркнул: «Взгляд на сектор остается прежним, однако перспективы «Магнита» стали более туманными. Просадка «Магнита» на фоне дивидендных выплат была связана не с ухудшением финансового состояния ритейлера, а с необоснованно высокими рыночными ожиданиями. Рынок прогнозировал выплаты более 900 руб. на акцию, наши оценки были значительно более сдержанными – 490 руб.».

Российские ритейлеры. Кому высокая инфляция пошла на пользу?


По словам Иванова, после разочаровавших рынок дивидендов ключевой вопрос в инвестиционном кейсе «Магнита» – это судьба казначейского пакета его акций. Менеджмент не сообщал о том, что планирует делать с 30,2 млн собственных акций. «Поэтому в настоящее время покупка акций «Магнита» – это довольно рисковая идея, которая может успешно реализоваться в случае погашения казначейского пакета или в случае выплаты значительно более солидных дивидендов за 2024 год», - считает эксперт.

По его мнению, с точки зрения скорости и эффективности развития ритейла X5 перспективнее «Магнита». Инвестиционный кейс X5 после редомициляции также выглядит интереснее. «Однако переезд еще не завершен, торги расписками X5 приостановлены и возобновятся только в сентябре-октябре этого года. К тому же в цену расписок X5 тоже заложены будущие дивиденды, которые в силу отсутствия выплат с 2021 года и сложности в их прогнозировании могут оказаться ниже ожиданий рынка. Это также приведет к распродаже бумаг», - предупредил Иванов.

По мнению Артема Михайлина, с точки зрения фундаментального анализа сейчас интереснее выглядит X5. Группа демонстрирует более высокие показатели роста и постепенно увеличивает отрыв от своего ближайшего конкурента. Также X5 опережает «Магнит» по ряду направлений, в том числе развитию сети дискаунтеров. После возобновления торгов X5 потенциально смогут возобновить выплаты дивидендов. «Магнит» в целом имеет неплохие перспективы и также является одним из лидеров рынка, но компании требуется дополнительное время на подстройку бизнеса для улучшения роста. Сейчас бизнес «Магнита» продолжает работать с хорошей рентабельностью и высокими денежными потоками, что позволяет выплачивать достойные дивиденды, считает Михайлин.

Олег Абелев сообщил, что по бумагам «Магнита» у него нейтральные оценки. «Не вижу пока больших драйверов для их роста. Бумаги Х5 видятся более перспективными, чем «Магнита». Компания недавно запустила дискаунтер, есть мультиформатность, которая позволяет сделать каждому потребителю свое индивидуальное предложение», - оценил Абелев.

По мнению Геннадия Фофанова, Х5 и «Магнит» «должны находиться в поле зрения инвестора в плюс-минус равных пропорциях». Эти компании имеют превалирующие позиции на рынке и у них есть значительный потенциал для дальнейшего роста инвестиционной привлекательности.

«В пользу этих компаний можно добавить, что их целевая аудитория – это массовый потребитель, ориентированный на экономию и поиск качественных товаров, что в сложившихся экономических условиях является определенной формулой успеха. Напомню, что на текущий момент X5 демонстрирует уверенный рост выручки и прибыли, активно развивает онлайн-направление что считается хорошим ориентиром к покупке бумаг. По «Магниту» можно добавить, что после коррекции он стал довольно недооцененным, но его акции могут восстановиться при возврате к более высоким дивидендам в будущем, и бумага, на наш взгляд по-прежнему интересна», - добавил Фофанов. В целом, по его словам, российский ритейл остается привлекательным сектором, но при выборе конкретных бумаг следует тщательно изучать фундаментальные показатели компаний и новости отрасли.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter