24 декабря 2009 slon.ru
Прежняя вольготная жизнь госкорпораций подходит к концу
Желание Алексея Кудрина ограничить заимствования государственных корпораций вполне обосновано. Государственные экономические субъекты пользуются на рынке своим статусом, обеспечивая размещение долгов. Однако менеджмент таких компаний отличается весьма низкой эффективностью, а отвечать по долгам, в итоге, приходится самому государству.
Пример «АвтоВАЗа» в российской экономике стал знаковым. Компания набрала значительный объем долгов, но даже в благоприятный 2008 г. не смогла показать хорошие финансовые результаты. В итоге, наступивший кризис поставил отечественного производителя бюджетных автомобилей на грань выживания. После длительных криков о помощи и указаний на социальные последствия, «АвтоВАЗ» добился прихода своего гаранта по долгам. Государство рефинансировало задолженность «АвтоВАЗ» и вложилось в его развитие. Причем суммы на развитие оказались значительно меньше, чем покрытие прежних задолженностей компании.
Если рассмотреть другие государственные компании и корпорации, то можно заметить, что их финансовая дисциплина далека от блестящей. Пользуясь гарантиями государства, менеджмент набирал долги в «тучные» годы, обеспечивая весьма скромные финансовые результаты. В условиях значительных перспектив эта стратегия могла работать достаточно долго. Однако кризис поставил в сложное положение не только бизнес, но и государства, о чем говорят проблемы в Дубаи и Греции. Недавно агентство SNP пересмотрело рейтинг России в благоприятную сторону, но рейтинги имеют свойство меняться. Если государство будет вынуждено нести долговое бремя не только бюджетных расходов, но еще и государственных компаний, то очень скоро можно ожидать обратного хода со стороны рейтинговых агентств. Если же кредитный рейтинг государства будет пересмотрен, то это сделает процесс размещения долговых обязательств менее комфортным и более дорогостоящим, что, как вполне очевидно, вряд ли устраивает финансовые власти страны.
Поэтому, когда свободные средства из стабилизационных «заначек» начали истощаться, стало очевидным, что прежняя вольготная жизнь государственных корпораций подходит к концу. Ранее государственные гарантии раздавались без особой оглядки на качество управления, но за последний год на государство свалилось столько проблем, что где-то там, в глубине государственной души, зашевелился прежний стресс, полученный в 1998 г. Если же старые раны начали болеть, то перемены не заставят себя долго ждать. Сам Алексей Кудрин признался, что в правительстве не ожидали столь сильного спада в экономике страны, который по итогам года может составить 9%. Столь неприятная неожиданность может заставить мобилизоваться кабинет министров: премьер еще помнит сложный 1999 г.
Андрей Кочетков
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Желание Алексея Кудрина ограничить заимствования государственных корпораций вполне обосновано. Государственные экономические субъекты пользуются на рынке своим статусом, обеспечивая размещение долгов. Однако менеджмент таких компаний отличается весьма низкой эффективностью, а отвечать по долгам, в итоге, приходится самому государству.
Пример «АвтоВАЗа» в российской экономике стал знаковым. Компания набрала значительный объем долгов, но даже в благоприятный 2008 г. не смогла показать хорошие финансовые результаты. В итоге, наступивший кризис поставил отечественного производителя бюджетных автомобилей на грань выживания. После длительных криков о помощи и указаний на социальные последствия, «АвтоВАЗ» добился прихода своего гаранта по долгам. Государство рефинансировало задолженность «АвтоВАЗ» и вложилось в его развитие. Причем суммы на развитие оказались значительно меньше, чем покрытие прежних задолженностей компании.
Если рассмотреть другие государственные компании и корпорации, то можно заметить, что их финансовая дисциплина далека от блестящей. Пользуясь гарантиями государства, менеджмент набирал долги в «тучные» годы, обеспечивая весьма скромные финансовые результаты. В условиях значительных перспектив эта стратегия могла работать достаточно долго. Однако кризис поставил в сложное положение не только бизнес, но и государства, о чем говорят проблемы в Дубаи и Греции. Недавно агентство SNP пересмотрело рейтинг России в благоприятную сторону, но рейтинги имеют свойство меняться. Если государство будет вынуждено нести долговое бремя не только бюджетных расходов, но еще и государственных компаний, то очень скоро можно ожидать обратного хода со стороны рейтинговых агентств. Если же кредитный рейтинг государства будет пересмотрен, то это сделает процесс размещения долговых обязательств менее комфортным и более дорогостоящим, что, как вполне очевидно, вряд ли устраивает финансовые власти страны.
Поэтому, когда свободные средства из стабилизационных «заначек» начали истощаться, стало очевидным, что прежняя вольготная жизнь государственных корпораций подходит к концу. Ранее государственные гарантии раздавались без особой оглядки на качество управления, но за последний год на государство свалилось столько проблем, что где-то там, в глубине государственной души, зашевелился прежний стресс, полученный в 1998 г. Если же старые раны начали болеть, то перемены не заставят себя долго ждать. Сам Алексей Кудрин признался, что в правительстве не ожидали столь сильного спада в экономике страны, который по итогам года может составить 9%. Столь неприятная неожиданность может заставить мобилизоваться кабинет министров: премьер еще помнит сложный 1999 г.
Андрей Кочетков
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу