14 июня 2024 smart-lab.ru Шабалов Юрий
Только Саудовская Аравия закрыла эпопею с нефтедолларами (закончился срок действия пакта с США, согласно которому страна могла продавать нефть исключительно за американскую валюту), как нарисовались российские учёные, рассказывающие о том, как будет выглядеть централизованная валюта для расчётов в рамках БРИКС, и сколько золота за неё придётся отдать. Совпадение?
Кучно пошло: саудиты в июне получили возможность продавать нефть не только за доллары — истёк срок подписанного полвека назад нефтедолларового пакта Саудовской Аравии с США. Вкратце: летом 1974г. США уговорили саудитов торговать нефтью только за доллары. Решение не продлевать соглашение позволит стране торговать своими товарами в нескольких валютах, включая юани, евро и даже рубли. Нет, от баксов саудиты тоже вряд ли откажутся, но обязательств у страны больше нет.
Звучит это ошеломительно громко, мы же все уже привыкли к термину нефтедоллар, даже не задумываясь, насколько длинная история за ним скрывается. Но по факту ни для кого новость не стала сюрпризом. В январе 2023 года министр финансов Саудовской Аравии Мохаммед Аль-Джадаан выступил на Всемирном экономическом форуме в Давосе с заявлением, что страна впервые открыта для торговли валютами помимо доллара США. Вот тогда это была сенсация. Демонстративно рвать пакт на камеру арабы не стали, просто дождались, пока полвека истекут.
И сразу появились подробности о разрабатываемой специально для БРИКС отдельной денежки. Международный научно-исследовательский институт проблем управления (МНИИПУ, или IRIAS) готовит децентрализованную экосистему «Юнит» с собственной расчетно-платежной единицей UNT, которая позволит решить проблему трансграничных платежей в условиях санкций. Так вот незаметно у.е. начинает выдавливать унт. Смех на счёт дедолларизации становится всё натужнее...
Но вернёмся к нашему юниту. Проект поддерживает руководство Нового банка развития (международная финансовая организация, созданная странами – членами БРИКС) и Делового совета БРИКС. На разработку проекта уже потрачено 35млн руб. и потребуется еще 950млн руб. инвестиций на развитие IТ и создание организационно-правовой структуры. Дорого, вздыхают пожухшие как осенние листья либералы, столько бабушек можно было бы накормить. Однако ситуация нынче складывается такая, что торговать за фантики — себе дороже.
Руководитель проекта Алексей Субботин рассказал «Ведомостям», что «Юнит» представляет собой фрактально организованные узлы, объединенные блокчейн-платформой. Согласно разрабатываемому сейчас кодексу экосистемы, каждый авторизованный узел может эмитировать расчетно-платежные единицы UNT. Они предназначены для использования в качестве расчетной единицы при подготовке и проведении сделок (например, при согласовании цены товара) и при ведении учета того, кто, кому, сколько должен. Также в зависимости от позиции регуляторов они могут использоваться как платежные единицы. Шта? Понятия не имеем. Что-то на айтишном.
Главное, что привязана новая денежка не к бумажке, которую одна из стран может печатать в неограниченных количествах, а потому в состоянии блокировать процесс купли-продажи, объясняя палки в колёса купеческой повозке выдуманными буквально на ходу ограничениями. Сегодня это использование рабского труда при производстве электроавтомобилей, а завтра причиной может стать отсутствие трансгендера афроамериканского происхождения в руководстве компаний. Юнит на этих заморочках основываться не будет. В его фундаментал ляжет золото, одну единицу приравняют к грамму золота, где 0,4 г сам драгметалл, а остальное – пополам в двух любых валютах стран БРИКС. Исходя из стоимости золота, можно посчитать, сколько надо внести рублей и юаней, чтобы в состав 1 UNT вошел эквивалент 0,6 г золота.
В чём-то оплата юнитами схожа с биткоинами, но создатели подчеркивают, что это не не криптовалюта, ведь её ценность привязана к куда более материальному активу, чем время работы видеокарты где-нибудь в горах, где за электричество много платить не приходится.
Как это всё работает в теории, создатель новой денежки рассказывает сам: пользователь приобретает UNT на одной из цифровых площадок, а затем платит ими за товары или услуги. Контрагент, получив UNT, выставляет их на свободные торги, где их приобретет кто-то другой для своих целей. Стоимость UNT на цифровых площадках определяется спросом и предложением, но при этом всем будет известна и понятна его внутренняя ценность: все будут видеть, сколько UNT эмитировано, сколько золота и каких валют находится в корзине – на основе этих данных легко посчитать стоимость 1 UNT в золотом эквиваленте. Если в свободной продаже не будет хватать UNT или их стоимость на рынке будет превышать разумную, то у пользователя есть возможность эмитировать UNT в одном из узлов экосистемы, что обеспечит приток ликвидности.
Вот и ответ на вопрос, отчего центробанки разных стран проявляют такую активность к закупке золота. По данным Всемирного совета по золоту, за прошлый год высокий спрос на драгметалл со стороны регуляторов привел к росту его стоимости на 10%, а в январе регуляторы разных стран увеличили суммарный объем закупок более чем в два раза по сравнению с декабрем.
Получится ли у Юнита занять своё место на рынке? Число стран, где за его успех будут молиться, пока только растёт.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба