16 июля 2024 banki.ru Трегубова Елена
Центробанк России в два раза увеличил перечень признаков мошеннических операций, с ним должны сверяться банки, принимая решение о блокировке перевода. Рассказываем, когда нововведение вступает в силу и что делать, если финансовая организация заблокировала операцию.
Какие переводы имеют признаки мошеннических
С 25 июля банки будут проверять все переводы клиентов на предмет мошенничества. Вот полный перечень признаков подозрительных платежей, которым должны руководствоваться финансовые организации:
В отношении получателя платежа возбуждено уголовное дело. Информацию об этом кредитное учреждение может получить из любого источника, в том числе от правоохранительных органов, а также от клиента или другого заинтересованного лица, предоставившего соответствующий документ.
Информация от сторонних организаций, подтверждающая мошенническую операцию. Это, в частности, данные от мобильного оператора, который зафиксировал нетипичную для абонента активность перед переводом средств: рост количества входящих звонков и СМС-сообщений, в том числе с неизвестных номеров.
Операция осуществлена на счет, который находится в реестре мошенников Центробанка.
Перевод осуществлен на счет, по которому, по данным антифрод-систем банков, ранее совершались мошеннические операции. В этом случае перевод попадет под блокировку, даже если счет получателя не содержится в реестре мошенников Центробанка.
Нетипичный для клиента характер операции. Это может быть сумма перевода, количество платежей, время проведения операции.
Платеж осуществляется с устройства, которое, по данным ЦБ, использовалось мошенниками.
При обнаружении одного и более из этих признаков финансовые организации будут на два дня блокировать переводы. Если клиент перевел деньги добровольно, перевод будет разблокирован.
Какие еще переводы блокируют банки
Финансовая организация может заблокировать не только платеж с признаками мошенничества. В рамках борьбы с обналичиванием и выводом денег из России банки должны отслеживать переводы клиентов. Для выявления сомнительной операции кредитные учреждения ориентируются на следующие признаки:
клиент — физическое лицо осуществляет большое количество переводов — более 30 в день;
переводы осуществляются на большое количество счетов физических лиц: более десяти в день и более 50 в месяц;
зафиксированы операции по зачислению средств между физическими лицами на крупную сумму — от 100 тысяч рублей в сутки и от 1 млн рублей в месяц;
слишком быстрый перевод только что зачисленных на счет средств;
деньги на счету клиента не задерживаются (средний остаток денежных средств в течение недели не превышает 10% от среднедневного объема операций);
клиент не использует карту для операций в пользу юридических лиц, обеспечивающих жизнедеятельность (коммунальные услуги, услуги связи и т. д.);
устройство, с которого осуществляются переводы, используют разные лица для удаленного доступа к банковским услугам.
Обратите внимание: банк может заблокировать не только перевод, имеющий вышеперечисленные признаки, но и карту, с которой осуществляется платеж. А по решению суда будет заблокирован счет.
Что делать, если банк заблокировал перевод
Дальнейшая судьба перевода, который банк счел подозрительным, зависит от того, сомнителен ли он на самом деле, говорит аналитик-эксперт Банки.ру Эряния Бочкина. Банк свяжется с клиентом и попросит подтвердить операцию. «Если после звонка финансовой организации клиенту станет понятно, что он попал под воздействие мошенников, деньги никуда не уйдут. Если клиент осознает сущность и последствия перевода, он будет проведен», — отмечает она.
Если под блокировку попал легальный перевод, чтобы ускорить процесс его разблокировки, клиент может сам связаться с кредитным учреждением.
В случае если блокировка произошла по подозрению в обналичивании средств, потребуются документы, подтверждающие законное происхождение средств. Финансовая организация должна рассмотреть обращение в течение семи рабочих дней. Если же не предоставить доказательства легальности операции, банк может отказать в блокировке и не вернуть деньги.
Как избежать блокировки: рекомендации
Активно пользуйтесь картой, чтобы переводы не были единственной операцией по ней, советует Эряния Бочкина. Оплачивайте картой коммунальные услуги, мобильную связь.
Переводите деньги через Систему быстрых платежей. По словам директора департамента банковского регулирования и аналитики ЦБ Александра Данилова, все платежи и переводы, за исключением СБП, попадают в красную зону.
Если нужно перевести крупную сумму денег, сообщите об этом банку. Будьте готовы предоставить документы, подтверждающие легальное происхождение средств.
Переводите деньги в отделении банка, где сотрудник сможет сразу подтвердить вашу личность и желание провести операцию, рекомендует Бочкина. Обратите внимание: некоторые банки взимают комиссию за такие операции.
Не следует переводить деньги сразу же после того, как они поступили на счет. Также не рекомендуется осуществлять много переводов подряд.
Указывайте назначение перевода.
С осторожностью отправляйте средства малознакомым людям.
http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Какие переводы имеют признаки мошеннических
С 25 июля банки будут проверять все переводы клиентов на предмет мошенничества. Вот полный перечень признаков подозрительных платежей, которым должны руководствоваться финансовые организации:
В отношении получателя платежа возбуждено уголовное дело. Информацию об этом кредитное учреждение может получить из любого источника, в том числе от правоохранительных органов, а также от клиента или другого заинтересованного лица, предоставившего соответствующий документ.
Информация от сторонних организаций, подтверждающая мошенническую операцию. Это, в частности, данные от мобильного оператора, который зафиксировал нетипичную для абонента активность перед переводом средств: рост количества входящих звонков и СМС-сообщений, в том числе с неизвестных номеров.
Операция осуществлена на счет, который находится в реестре мошенников Центробанка.
Перевод осуществлен на счет, по которому, по данным антифрод-систем банков, ранее совершались мошеннические операции. В этом случае перевод попадет под блокировку, даже если счет получателя не содержится в реестре мошенников Центробанка.
Нетипичный для клиента характер операции. Это может быть сумма перевода, количество платежей, время проведения операции.
Платеж осуществляется с устройства, которое, по данным ЦБ, использовалось мошенниками.
При обнаружении одного и более из этих признаков финансовые организации будут на два дня блокировать переводы. Если клиент перевел деньги добровольно, перевод будет разблокирован.
Какие еще переводы блокируют банки
Финансовая организация может заблокировать не только платеж с признаками мошенничества. В рамках борьбы с обналичиванием и выводом денег из России банки должны отслеживать переводы клиентов. Для выявления сомнительной операции кредитные учреждения ориентируются на следующие признаки:
клиент — физическое лицо осуществляет большое количество переводов — более 30 в день;
переводы осуществляются на большое количество счетов физических лиц: более десяти в день и более 50 в месяц;
зафиксированы операции по зачислению средств между физическими лицами на крупную сумму — от 100 тысяч рублей в сутки и от 1 млн рублей в месяц;
слишком быстрый перевод только что зачисленных на счет средств;
деньги на счету клиента не задерживаются (средний остаток денежных средств в течение недели не превышает 10% от среднедневного объема операций);
клиент не использует карту для операций в пользу юридических лиц, обеспечивающих жизнедеятельность (коммунальные услуги, услуги связи и т. д.);
устройство, с которого осуществляются переводы, используют разные лица для удаленного доступа к банковским услугам.
Обратите внимание: банк может заблокировать не только перевод, имеющий вышеперечисленные признаки, но и карту, с которой осуществляется платеж. А по решению суда будет заблокирован счет.
Что делать, если банк заблокировал перевод
Дальнейшая судьба перевода, который банк счел подозрительным, зависит от того, сомнителен ли он на самом деле, говорит аналитик-эксперт Банки.ру Эряния Бочкина. Банк свяжется с клиентом и попросит подтвердить операцию. «Если после звонка финансовой организации клиенту станет понятно, что он попал под воздействие мошенников, деньги никуда не уйдут. Если клиент осознает сущность и последствия перевода, он будет проведен», — отмечает она.
Если под блокировку попал легальный перевод, чтобы ускорить процесс его разблокировки, клиент может сам связаться с кредитным учреждением.
В случае если блокировка произошла по подозрению в обналичивании средств, потребуются документы, подтверждающие законное происхождение средств. Финансовая организация должна рассмотреть обращение в течение семи рабочих дней. Если же не предоставить доказательства легальности операции, банк может отказать в блокировке и не вернуть деньги.
Как избежать блокировки: рекомендации
Активно пользуйтесь картой, чтобы переводы не были единственной операцией по ней, советует Эряния Бочкина. Оплачивайте картой коммунальные услуги, мобильную связь.
Переводите деньги через Систему быстрых платежей. По словам директора департамента банковского регулирования и аналитики ЦБ Александра Данилова, все платежи и переводы, за исключением СБП, попадают в красную зону.
Если нужно перевести крупную сумму денег, сообщите об этом банку. Будьте готовы предоставить документы, подтверждающие легальное происхождение средств.
Переводите деньги в отделении банка, где сотрудник сможет сразу подтвердить вашу личность и желание провести операцию, рекомендует Бочкина. Обратите внимание: некоторые банки взимают комиссию за такие операции.
Не следует переводить деньги сразу же после того, как они поступили на счет. Также не рекомендуется осуществлять много переводов подряд.
Указывайте назначение перевода.
С осторожностью отправляйте средства малознакомым людям.
http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу