22 августа 2024 Thomson Reuters | Нефть
Пришло ли время спросить, достиг ли импорт сырой нефти в Китай своего исторического пика?
Крупнейший в мире импортер нефти в прошлом году добился рекордных объемов поставок, однако вряд ли этот результат удастся повторить в 2024 году, учитывая снижение объемов импорта за первые семь месяцев.
Однако на рынке пока что сложился консенсус, что слабость в 2024 году носит временный характер, и импорт сырой нефти в Китай возобновит тенденцию к росту, как только вторая по величине экономика мира восстановит темпы роста.
Но что, если произойдут структурные изменения в спросе на нефть в Китае, которые могут изменить траекторию потребления топлива в будущем?
Смена парадигмы?
Импорт нефти в Китай рос 19 лет подряд с 2001 года, когда он составлял всего 1,2 миллиона баррелей в сутки (б/с), по 2020 год, когда он достиг 10,85 миллиона баррелей в сутки, что является вторым по величине показателем за всю историю наблюдений.
Хотя затем объемы снижались в течение двух лет, в основном из-за жестких антиковидных мер в Китае, импорт сырой нефти достиг исторического максимума в 11,29 млн баррелей в сутки в 2023 году.
Однако за первые семь месяцев 2024 года объемы упали до 10,90 млн баррелей в сутки (б/с), что примерно на 320 тыс. б/с ниже уровня аналогичного периода прошлого года.
Вероятно, эта слабость отчасти обусловлена рядом структурных изменений, изменивших динамику потребления топлива в Китае.
Эти факторы и некоторые другие набирающие силу структурные изменения могут сдержать рост импорта сырой нефти в Китай как в этом году, так и в последующие годы.
Ключевой драйвер
Возможно, самым важным фактором, который может повлиять на импорт сырой нефти в 2024 году и в последующие годы, станет переход Китая на так называемые новые энергетические транспортные средства (NEV), к которым относятся полностью электрические автомобили, грузовики и гибриды.
По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, в июле продажи легковых автомобилей NEV впервые превысили продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
Продажи легковых NEV в. июле составили 853 тыс. единиц, что составляет 53,5% от общего объема продаж всех автомобилей *1,595 млн).
Китай также призывает потребителей переходить со старых, менее эффективных автомобилей на NEV или более эффективные автомобили с ДВС. В этом месяце Пекин объявил о расширенной программе обмена, которая будет предлагать выплаты в размере 20 000 юаней (2805 долларов США) любому, кто сдаст старый автомобиль и заменит его на NEV.
Эта субсидия направлена на то, чтобы убрать с дорог больше автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями и заменить их в основном электромобилями, крупнейшим в мире производителем которых является Китай.
Сжиженный газ побеждает дизель
Спрос на дизельное топливо в Китае также снижается. Управление энергетической информации США сообщило, что в июне он упал на 11% по сравнению с тем же месяцем 2023 года до 3,9 млн баррелей в сутки.
Это обусловлено двумя факторами: замедлением темпов строительства и переходом грузовиков на газ.
Хотя вполне возможно, что строительство и экономическая активность Китая в целом восстановятся в ближайшие месяцы, также вероятно, что тенденция к использованию СПГ в грузовиках усилится.
По данным отчета консалтинговой компании Wood Mackenzie, в прошлом году 8% спроса на дизельное топливо для автомобильного транспорта, или около 220 тыс. баррелей в сутки, было вытеснено СПГ.
Переход на грузовики, работающие на СПГ, ускорился из-за снижения цен на СПГ в то время, когда цены на дизельное топливо оставались относительно высокими из-за высоких цен на нефть, чему способствовало сокращение добычи основными экспортерами в группе ОПЕК+.
Ограничивающие факторы
В ближайшие годы Китай может также отказаться от закупок сырой нефти для стратегических запасов, учитывая мнение рынка о том, что страна достигла желаемой цели по этим запасам или близка к ней.
Китай также строит меньше новых нефтеперерабатывающих заводов в соответствии с планом Пекина по ограничению мощностей на уровне 20 миллионов баррелей в сутки по сравнению с существующими мощностями около 18,5 миллиона баррелей в сутки.
Нефтеперерабатывающие заводы уже испытывают трудности с эффективным использованием своих мощностей: в июле было переработано всего 13,91 млн баррелей в сутки, что является самым низким показателем с октября 2022 года.
За первые семь месяцев года нефтеперерабатывающие заводы переработали 14,37 млн баррелей в сутки, что на 1,2% меньше, чем за аналогичный период 2023 года.
Еще одним фактором, который может ограничить будущий импорт, является внутренняя добыча нефти в Китае, если стране удастся сохранить или увеличить эту деятельность.
Внутреннее производство нефти выросло на 2,1% за период с января по июль до 4,28 млн баррелей в сутки. Хотя это и скромный прирост, он показывает, что часть импорта вытесняется.
Следует также отметить, что Пекин, скорее всего, очень заинтересован в сокращении импорта сырой нефти, отчасти для того, чтобы сократить расходы на импорт, но также и для того, чтобы уменьшить зависимость от импортного топлива, которое исторически подвергалось резким колебаниям цен и несло риск сбоев в поставках по геополитическим, не зависящим от КНР причинам.
Китай предпочел бы быстрее перейти на использование электроэнергии в своей транспортной системе, даже если большая часть этой энергии будет вырабатываться из более загрязняющего окружающую среду угля.
Обратная сторона медали
Очевидно, что существует ряд факторов, которые могут ограничить необходимость увеличения импорта сырой нефти, но есть ли какие-либо факторы, указывающие на рост спроса на нефть?
Наиболее существенным является потенциал значительного ускорения экономического роста Китая, что, соответственно, приведет к увеличению спроса на дизельное топливо для транспорта, производства и строительства.
Нефтеперерабатывающие заводы Китая также могли бы получить более высокие квоты на экспорт нефтепродуктов и увеличить импорт сырой нефти для увеличения производства топлива.
Но, что важно, тенденции, которые могли бы потенциально увеличить импорт сырой нефти, в значительной степени спекулятивны. Факторы, ограничивающие потребность в дополнительном импорте сырой нефти, уже существуют и, вероятно, будут усиливаться.
http://ru.reuters.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Крупнейший в мире импортер нефти в прошлом году добился рекордных объемов поставок, однако вряд ли этот результат удастся повторить в 2024 году, учитывая снижение объемов импорта за первые семь месяцев.
Однако на рынке пока что сложился консенсус, что слабость в 2024 году носит временный характер, и импорт сырой нефти в Китай возобновит тенденцию к росту, как только вторая по величине экономика мира восстановит темпы роста.
Но что, если произойдут структурные изменения в спросе на нефть в Китае, которые могут изменить траекторию потребления топлива в будущем?
Смена парадигмы?
Импорт нефти в Китай рос 19 лет подряд с 2001 года, когда он составлял всего 1,2 миллиона баррелей в сутки (б/с), по 2020 год, когда он достиг 10,85 миллиона баррелей в сутки, что является вторым по величине показателем за всю историю наблюдений.
Хотя затем объемы снижались в течение двух лет, в основном из-за жестких антиковидных мер в Китае, импорт сырой нефти достиг исторического максимума в 11,29 млн баррелей в сутки в 2023 году.
Однако за первые семь месяцев 2024 года объемы упали до 10,90 млн баррелей в сутки (б/с), что примерно на 320 тыс. б/с ниже уровня аналогичного периода прошлого года.
Вероятно, эта слабость отчасти обусловлена рядом структурных изменений, изменивших динамику потребления топлива в Китае.
Эти факторы и некоторые другие набирающие силу структурные изменения могут сдержать рост импорта сырой нефти в Китай как в этом году, так и в последующие годы.
Ключевой драйвер
Возможно, самым важным фактором, который может повлиять на импорт сырой нефти в 2024 году и в последующие годы, станет переход Китая на так называемые новые энергетические транспортные средства (NEV), к которым относятся полностью электрические автомобили, грузовики и гибриды.
По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, в июле продажи легковых автомобилей NEV впервые превысили продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
Продажи легковых NEV в. июле составили 853 тыс. единиц, что составляет 53,5% от общего объема продаж всех автомобилей *1,595 млн).
Китай также призывает потребителей переходить со старых, менее эффективных автомобилей на NEV или более эффективные автомобили с ДВС. В этом месяце Пекин объявил о расширенной программе обмена, которая будет предлагать выплаты в размере 20 000 юаней (2805 долларов США) любому, кто сдаст старый автомобиль и заменит его на NEV.
Эта субсидия направлена на то, чтобы убрать с дорог больше автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями и заменить их в основном электромобилями, крупнейшим в мире производителем которых является Китай.
Сжиженный газ побеждает дизель
Спрос на дизельное топливо в Китае также снижается. Управление энергетической информации США сообщило, что в июне он упал на 11% по сравнению с тем же месяцем 2023 года до 3,9 млн баррелей в сутки.
Это обусловлено двумя факторами: замедлением темпов строительства и переходом грузовиков на газ.
Хотя вполне возможно, что строительство и экономическая активность Китая в целом восстановятся в ближайшие месяцы, также вероятно, что тенденция к использованию СПГ в грузовиках усилится.
По данным отчета консалтинговой компании Wood Mackenzie, в прошлом году 8% спроса на дизельное топливо для автомобильного транспорта, или около 220 тыс. баррелей в сутки, было вытеснено СПГ.
Переход на грузовики, работающие на СПГ, ускорился из-за снижения цен на СПГ в то время, когда цены на дизельное топливо оставались относительно высокими из-за высоких цен на нефть, чему способствовало сокращение добычи основными экспортерами в группе ОПЕК+.
Ограничивающие факторы
В ближайшие годы Китай может также отказаться от закупок сырой нефти для стратегических запасов, учитывая мнение рынка о том, что страна достигла желаемой цели по этим запасам или близка к ней.
Китай также строит меньше новых нефтеперерабатывающих заводов в соответствии с планом Пекина по ограничению мощностей на уровне 20 миллионов баррелей в сутки по сравнению с существующими мощностями около 18,5 миллиона баррелей в сутки.
Нефтеперерабатывающие заводы уже испытывают трудности с эффективным использованием своих мощностей: в июле было переработано всего 13,91 млн баррелей в сутки, что является самым низким показателем с октября 2022 года.
За первые семь месяцев года нефтеперерабатывающие заводы переработали 14,37 млн баррелей в сутки, что на 1,2% меньше, чем за аналогичный период 2023 года.
Еще одним фактором, который может ограничить будущий импорт, является внутренняя добыча нефти в Китае, если стране удастся сохранить или увеличить эту деятельность.
Внутреннее производство нефти выросло на 2,1% за период с января по июль до 4,28 млн баррелей в сутки. Хотя это и скромный прирост, он показывает, что часть импорта вытесняется.
Следует также отметить, что Пекин, скорее всего, очень заинтересован в сокращении импорта сырой нефти, отчасти для того, чтобы сократить расходы на импорт, но также и для того, чтобы уменьшить зависимость от импортного топлива, которое исторически подвергалось резким колебаниям цен и несло риск сбоев в поставках по геополитическим, не зависящим от КНР причинам.
Китай предпочел бы быстрее перейти на использование электроэнергии в своей транспортной системе, даже если большая часть этой энергии будет вырабатываться из более загрязняющего окружающую среду угля.
Обратная сторона медали
Очевидно, что существует ряд факторов, которые могут ограничить необходимость увеличения импорта сырой нефти, но есть ли какие-либо факторы, указывающие на рост спроса на нефть?
Наиболее существенным является потенциал значительного ускорения экономического роста Китая, что, соответственно, приведет к увеличению спроса на дизельное топливо для транспорта, производства и строительства.
Нефтеперерабатывающие заводы Китая также могли бы получить более высокие квоты на экспорт нефтепродуктов и увеличить импорт сырой нефти для увеличения производства топлива.
Но, что важно, тенденции, которые могли бы потенциально увеличить импорт сырой нефти, в значительной степени спекулятивны. Факторы, ограничивающие потребность в дополнительном импорте сырой нефти, уже существуют и, вероятно, будут усиливаться.
http://ru.reuters.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу