25 января 2010 slon.ru
Для греческого правительства европейский «кнут» будет на пользу: прикрываясь им, можно пытаться провести непопулярные реформы
Программа «стабильности и роста», представленная греческим министерством финансов Европейской комиссии, не смогла убедить рынки капитала в способности правительства обеспечить преодоление бюджетного кризиса в стране. Доходность государственных облигаций продолжила стремительный рост и достигла максимальных уровней.
Сейчас доходность греческих облигаций практически в четыре раза превышает доходность немецких госбумаг. Все это усиливает риски того, что Греция попадет в опасную спираль поочередного роста стоимости заимствования и процентных платежей. Власти оказались неспособны предложить долгосрочное решение бюджетных проблем, покинуть зону евро, как оказалось, тоже невозможно. Поэтому ЕС, по всей видимости, придется спасать «наиболее слабого», хотя это никому не нравится. Сценарий дефолта, который сейчас активно муссируется на финансовых рыках, все же маловероятен.
Динамика доходности 5-летних государственных облигаций
Греции и Германии
26.01.2009 – 21.01.2010
%
ИСТОЧНИК: ЕВРОСТАТ
Последние месяцы Греция постоянно находится на самом острие новостных сводок деловых СМИ после того, как в октябре 2009 года сменилось правительство и к власти пришла партия левого толка – «Всегреческое социалистическое единство» (ПАСОК). Неожиданным образом выяснилось, что дефицит государственного бюджета составит 12,7% ВВП, а не 6,7%, которые обещало предыдущее правоцентристское правительство. А еще в апреле вообще ожидался дефицит всего 3,7% ВВП. Подобные вольности шокировали рынки, доходность государственных бумаг начала быстро расти, равно как и стоимость страховки от дефолта (CDS). Однако это стало только началом. Дров в разгорающееся пламя добавил специальный доклад Европейской Комиссии, посвященный качеству бюджетной статистики и выявивший значительные «институциональные слабости» в процессе сбора, обработки и публикации статистической информации. Премьер-министр Георгиос Папандреу признался в том, что всеобщее распространение коррупции является основной причиной экономических проблем страны и заморозил заработные платы в государственном секторе. Однако это мало на что повлияло, последовали снижения кредитных рейтингов и дальнейший рост доходностей. 14 января была представлена та самая «Программа стабильности и роста», которая обещает снижение дефицита с 12,7% ВВП в 2009 г. до 8,7% в 2010 г. и снижение ниже, до 3%, к 2012 г.
Правительство обещает сократить количество государственных служащих на 10% и сократить их заработную плату. Однако реакция на план стала показательной: с момента публикации плана стоимость контрактов CDS на суверенный долг Греции выросла практически на 100 базисных пунктов. Инвесторов смущает неясные перспективы того, что будет происходить за пределами 2010 года (в плане об этом говорится достаточно обтекаемо), а также судьба пенсионной реформы. Очевидно, что государство в текущем состоянии не способно выполнить взятые на себя пенсионные обязательства.
Размер государственного долга стран ЕС в III кв. 2009 г.
% ВВП
ИСТОЧНИК: ЕВРОСТАТ
Рынки уже начали «обыгрывать» сценарий дефолта, что привело к росту доходностей и дефолтных страховок. Это вполне может стать «пророчеством в себе»: чем больше рынки будут верить в вероятность дефолта, тем больше будет расти стоимость заимствования и тем быстрее будет возрастать вероятность дефолта и т.д. При низком доверии к греческим властям эта спираль может раскрутиться достаточно быстро. Однако суверенный дефолт Греции все же маловероятен, в том числе и потому, что проблема приобрела настолько сильный резонанс. Гораздо более вероятно «спасение» Греции европейскими структурами.
Во-первых, в масштабах ЕС Греция – это лишь 2% ВВП, а потенциальные последствия суверенного дефолта носят для рынка суверенного долга непредсказуемый характер, который точно повлияет на судьбу других «аусайдеров» – Ирландии, Италии, Испании, прибалтийских стран. В этом году Греции необходимо разместить 55 млрд евро долга, чтобы рефинансировать погашающиеся долги и профинансировать дефицит. Это достаточно большая величина, но и другим странам придется размещаться на еще более значительные суммы, а греческий дефолт «поднимет все лодки», то есть стоимость размещения. Это также скажется на планах вступления в еврозону новых стран, в первую очередь, прибалтийских.
Во-вторых, большая часть (по оценкам ЕЦБ, около 75%) суверенного долга контролируется иностранцами. Банки, в первую очередь европейские, стали контролируют порядка половины госдолга. По данным Банка международных расчетов, крупнейшими вложениями в Грецию характеризуются банки Франции, Германии и Швейцарии, а в целом греческие активы европейских банков превышают 220 млрд евро. Это создает прямую заинтересованность Комиссии в достаточно «миролюбивом» урегулировании. Выход Греции из еврозоны, видимо, невозможен юридически, но и практически лишь увеличит стоимость обслуживания номинированного в евро долга, так как собственная валюта сразу же обвалится относительно евро. По этим причинам ЕС (возможно, в кооперации с международными организациями) будет вынужден предоставить заем, обусловленный жесткими обязательствами по наведению порядка в бюджетной сфере. Для греческого правительства европейский «кнут» также окажется на пользу: прикрываясь им, можно будет пытаться провести непопулярные реформы
Марсель Салихов
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Программа «стабильности и роста», представленная греческим министерством финансов Европейской комиссии, не смогла убедить рынки капитала в способности правительства обеспечить преодоление бюджетного кризиса в стране. Доходность государственных облигаций продолжила стремительный рост и достигла максимальных уровней.
Сейчас доходность греческих облигаций практически в четыре раза превышает доходность немецких госбумаг. Все это усиливает риски того, что Греция попадет в опасную спираль поочередного роста стоимости заимствования и процентных платежей. Власти оказались неспособны предложить долгосрочное решение бюджетных проблем, покинуть зону евро, как оказалось, тоже невозможно. Поэтому ЕС, по всей видимости, придется спасать «наиболее слабого», хотя это никому не нравится. Сценарий дефолта, который сейчас активно муссируется на финансовых рыках, все же маловероятен.
Динамика доходности 5-летних государственных облигаций
Греции и Германии
26.01.2009 – 21.01.2010
%
ИСТОЧНИК: ЕВРОСТАТ
Последние месяцы Греция постоянно находится на самом острие новостных сводок деловых СМИ после того, как в октябре 2009 года сменилось правительство и к власти пришла партия левого толка – «Всегреческое социалистическое единство» (ПАСОК). Неожиданным образом выяснилось, что дефицит государственного бюджета составит 12,7% ВВП, а не 6,7%, которые обещало предыдущее правоцентристское правительство. А еще в апреле вообще ожидался дефицит всего 3,7% ВВП. Подобные вольности шокировали рынки, доходность государственных бумаг начала быстро расти, равно как и стоимость страховки от дефолта (CDS). Однако это стало только началом. Дров в разгорающееся пламя добавил специальный доклад Европейской Комиссии, посвященный качеству бюджетной статистики и выявивший значительные «институциональные слабости» в процессе сбора, обработки и публикации статистической информации. Премьер-министр Георгиос Папандреу признался в том, что всеобщее распространение коррупции является основной причиной экономических проблем страны и заморозил заработные платы в государственном секторе. Однако это мало на что повлияло, последовали снижения кредитных рейтингов и дальнейший рост доходностей. 14 января была представлена та самая «Программа стабильности и роста», которая обещает снижение дефицита с 12,7% ВВП в 2009 г. до 8,7% в 2010 г. и снижение ниже, до 3%, к 2012 г.
Правительство обещает сократить количество государственных служащих на 10% и сократить их заработную плату. Однако реакция на план стала показательной: с момента публикации плана стоимость контрактов CDS на суверенный долг Греции выросла практически на 100 базисных пунктов. Инвесторов смущает неясные перспективы того, что будет происходить за пределами 2010 года (в плане об этом говорится достаточно обтекаемо), а также судьба пенсионной реформы. Очевидно, что государство в текущем состоянии не способно выполнить взятые на себя пенсионные обязательства.
Размер государственного долга стран ЕС в III кв. 2009 г.
% ВВП
ИСТОЧНИК: ЕВРОСТАТ
Рынки уже начали «обыгрывать» сценарий дефолта, что привело к росту доходностей и дефолтных страховок. Это вполне может стать «пророчеством в себе»: чем больше рынки будут верить в вероятность дефолта, тем больше будет расти стоимость заимствования и тем быстрее будет возрастать вероятность дефолта и т.д. При низком доверии к греческим властям эта спираль может раскрутиться достаточно быстро. Однако суверенный дефолт Греции все же маловероятен, в том числе и потому, что проблема приобрела настолько сильный резонанс. Гораздо более вероятно «спасение» Греции европейскими структурами.
Во-первых, в масштабах ЕС Греция – это лишь 2% ВВП, а потенциальные последствия суверенного дефолта носят для рынка суверенного долга непредсказуемый характер, который точно повлияет на судьбу других «аусайдеров» – Ирландии, Италии, Испании, прибалтийских стран. В этом году Греции необходимо разместить 55 млрд евро долга, чтобы рефинансировать погашающиеся долги и профинансировать дефицит. Это достаточно большая величина, но и другим странам придется размещаться на еще более значительные суммы, а греческий дефолт «поднимет все лодки», то есть стоимость размещения. Это также скажется на планах вступления в еврозону новых стран, в первую очередь, прибалтийских.
Во-вторых, большая часть (по оценкам ЕЦБ, около 75%) суверенного долга контролируется иностранцами. Банки, в первую очередь европейские, стали контролируют порядка половины госдолга. По данным Банка международных расчетов, крупнейшими вложениями в Грецию характеризуются банки Франции, Германии и Швейцарии, а в целом греческие активы европейских банков превышают 220 млрд евро. Это создает прямую заинтересованность Комиссии в достаточно «миролюбивом» урегулировании. Выход Греции из еврозоны, видимо, невозможен юридически, но и практически лишь увеличит стоимость обслуживания номинированного в евро долга, так как собственная валюта сразу же обвалится относительно евро. По этим причинам ЕС (возможно, в кооперации с международными организациями) будет вынужден предоставить заем, обусловленный жесткими обязательствами по наведению порядка в бюджетной сфере. Для греческого правительства европейский «кнут» также окажется на пользу: прикрываясь им, можно будет пытаться провести непопулярные реформы
Марсель Салихов
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу