Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Универсальный QR — это инфраструктурный стандарт, он не конкурирует с продуктами банков — Набиуллина » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Универсальный QR — это инфраструктурный стандарт, он не конкурирует с продуктами банков — Набиуллина

16 октября 2024 Интерфакс
Универсальный QR-код, разработанный Национальной системой платежных карт (НСПК), представляет собой инфраструктурный стандарт, который не конкурирует с продуктами банков, как подчеркнула глава Центрального банка Эльвира Набиуллина в ходе своего выступления на Финополисе-2024.

В конце июня НСПК объявила о запуске пилота по внедрению универсального QR-кода. В то же время Сбербанк, Альфа-банк и Тинькофф Банк заявили о совместной работе над другим единым платежным QR-кодом, который будет функционировать на базе технологии мульти-QR Сбербанка.

Позднее Набиуллина сообщила, что Центральный банк предложит законодательно закрепить работу только одного универсального QR-кода, разработанного НСПК.

«Для нас, например, универсальный QR-код нельзя представлять как битву регулятора и консорциума банков за контроль над рынком. Мы считаем, что универсальный QR-код — это инфраструктурный стандарт, а не продукт, который конкурирует с рыночными продуктами», — отметила Набиуллина.

«Наша цель — создать равные условия для всех участников рынка, а не подменять конкуренцию и не подменять частных игроков», — добавила она.

На тему конкуренции государства и бизнеса в своём выступлении на Финополисе также высказался глава Сбербанка Герман Греф. По его мнению, такая модель является непродуктивной с точки зрения стимулирования бизнеса к инновациям.

«Мы за универсальный, мы против монопольного», — сказал Греф.

«Когда государство начинает конкурировать с бизнесом, это самый плохой способ сотрудничества. Тут доверия быть не может. И то, что мы сейчас переживаем, я думаю, это процесс взросления нашего государства, это попытка конкурировать с бизнесом. Я думаю, что со временем мы повзрослеем и уйдём от этой модели», — добавил глава крупнейшего российского банка.

Глава ВТБ Андрей Костин прозрачно намекнул на разногласия между банками в вопросе развития платёжной инфраструктуры, упрекнув лидера в попытке воспользоваться рыночной властью для того, чтобы всех «загнать» в свой стандарт.

«Если какой-либо один банк, каким бы большим он ни был, пытается нас, малышей, загнать под свою кровлю и определять стандарты, определять подходы, определять системы, то мы, конечно, на это не согласимся. И, конечно, будем, хоть мы и маленькие, будем сопротивляться, как только мы это можем», — сказал Костин.

По его мнению, сложившаяся ситуация, когда Центральный банк задаёт основные стандарты и администрирует опорную инфраструктуру на принципах равнодоступности и равноудаленности, является оптимальной моделью распределения полномочий. Этот подход, в частности, способствовал созданию Системы передачи финансовых сообщений и Системы быстрых платежей.

«Для нас принципиально важно, что Центральный банк — это не конкурент в нашей деятельности коммерческой, и мы готовы быть на равном удалении и работать с Центральным банком. Не видим никаких для себя наездов на наш бизнес, на нашу роль в бизнесе. И активно поддерживаем сейчас вопрос создания и внедрения универсального QR-кода по стандартам Центрального банка. Думаю, это абсолютно правильный ход в правильном направлении, мы будем всячески ЦБ здесь поддерживать», — сказал Костин.

Банки и финтех
Участники сессии также обсудили растущую роль маркетплейсов и их финтех-продуктов на рынке.

«Что касается финтехов, я двумя руками за то, чтобы финтехи развивались и научили нас своей скоростью, своей инновационностью, придавали нам стимулов для развития», — сказал Греф. При этом он подчеркнул, что не должно быть регуляторного арбитража, приведя пример «Почты России», которая была изначально в неравных конкурентных условиях с маркетплейсами из-за многочисленных социальных обязательств и соперничать с ними не могла.

«Я не вижу никаких проблем с тем, чтобы традиционные игроки могли соревноваться с финтехами. В России, надо сказать, банки не проспали этот момент времени, в отличие от Китая, где банки практически потеряли транзакционный бизнес. Сегодня 60% всех транзакций в Китае совершаются небанковскими игроками», — отметил Греф.

Набиуллина поинтересовалась, выгодно ли это потребителям.

С одной стороны, для потребителя, казалось бы, нет разницы, кто оказывает услуги по транзакциям. Но в целом это хуже, потому что банковская система работает менее эффективно из-за ограничений в использовании скоринговых технологий. У банков меньше данных о платёжной активности клиентов для оценки их кредитоспособности, — пояснил Греф.

Маркетплейсы сейчас пользуются тем, что у них большое количество клиентов, и наращивают свои транзакции внутри. Но я не вижу больших препятствий для классического банкинга, — считает Греф. — Мы должны быть ещё более быстрыми и инновационными, чтобы справиться с конкуренцией, если условия будут честными.

Греф отметил, что Сбер сейчас занимает небольшую долю на рынке маркетплейсов.

На этом рынке мы маленькие, но мы не пытаемся жаловаться на это, — сказал он. — По-честному, надо просто больше работать.

Костин обратил внимание на то, что крупнейшие маркетплейсы до сих пор не начали получать стабильную прибыль.

Все маркетплейсы сделали огромные инвестиции, которые стоят огромных денег по капитализации, но не приносят прибыли, — сказал он.

Однако, по его мнению, интеграция в финтех даёт преимущества бизнес-модели Сбера.

Герман Оскарович правильно сориентировался, он и финтех, и банк, и это, конечно, огромные преимущества, — отметил Костин. — Мы можем предложить весь спектр банковского сервиса, включая платежи, инвестиционные продукты и многое другое. Это большое преимущество. Мы пока не совсем понимаем, что с этим делать, потому что не создаём свой финтех.

Взаимодействие с маркетплейсами ВТБ продолжит развивать, хотя это не так просто, — сказал глава банка.

Мы пытаемся сотрудничать, прежде всего, в части предложения сложных банковских продуктов, выходящих за рамки платежей, чтобы обеспечить деятельность финтеха другими финансовыми инструментами, — пояснил Костин. — Пока мы можем как-то договариваться с ними на этой площадке, но больших соглашений между крупнейшими платформами и банками я пока не вижу. Сколько бы мы ни пытались сотрудничать с разными маркетплейсами, более глобального сотрудничества пока не получается.