28 октября 2024 Bloomberg
Представители центральных банков европейского региона, теряющие сон из-за ухудшения экономической ситуации в Европе, испытывают еще одно серьезное беспокойство: насколько больше ущерба может нанести Дональд Трамп, если вернется в Белый дом.
Поскольку воспоминания о первом сроке пребывания бывшего президента США на посту еще свежи, политики знают, что его стремление вести новые торговые войны грозит неизбежными серьезными последствиями для европейского региона, позиция которого теперь намного слабее. Инвесторы также осознают опасность, а рыночные стратеги говорят, что победа Трампа может привести к снижению евро до паритета с долларом.
Наиболее ощутимой проблемой является обещание кандидата от Республиканской партии ввести товарные пошлины в размере 60% для Китая и до 20% для всех остальных. Такие меры, если они будут реализованы, вызовут самый большой торговый шок со времен Закона Смута-Хоули, который углубил Великую депрессию 1930-х годов.
Понимая это во внимание, центральные банки региона обеспокоены тем, что победа Трампа на выборах 5 ноября может усложнить задачу по сдерживанию инфляции без обрушения экономики. Об этом пишет Bloomberg, ссылаясь на информацию осведомленных источников.
Даже настроенные оптимистично чиновники могут передумать, поскольку на уходящей неделе оказались в эпицентре бури в Вашингтоне на заседаниях Международного валютного фонда.
Когда на прошлой неделе управляющего Риксбанком Эрика Тедина спросили об его опасениях относительно направления экономической политики США после выборов, он признал наличие опасностей, но предупредил, что пока рано делать какие-либо выводы.
«Такие меры, как значительные торговые барьеры, не идут на пользу экономическому развитию, особенно для такой страны, как Швеция, которая зависит от международной торговли», — сказал он агентству Bloomberg во время брифинга для журналистов. «Это может повлиять на инфляцию и определенно повлиять на рост, поэтому очевидно, что это не та повестка дня, которую мы бы приветствовали».
Ситуация вызывает особую тревогу, поскольку Европа сейчас гораздо слабее, чем была во время прошлого четырехлетнего срока пребывания Трампа на посту президента. Более того, в 2017 году не бушевали конфликты на Украине и на Ближнем Востоке. Еврозона пережила самый сильный годовой рост экономики за десятилетие, а Великобритания — лучший год с 2014 года, до глобального замедления, которое МВФ частично приписал торговой напряженности.
Теперь даже рост в Великобритании, которая опередила своих коллег из G7 в первой половине 2024 года, сильно остывает. Германия, в свою очередь, готовится к падению ВВП второй год подряд, в то время как французские компании и домохозяйства столкнулись с сокращением расходов и повышением налогов на сумму около 60 млрд евро ($65 млрд). Недавние бизнес-опросы были настолько ужасающими, что ЕЦБ решил выдвинуть планы по снижению процентной ставки в этом месяце.
«Даже угроза новых тарифов ударит по нашему деловому климату. Это, вероятно, ослабит инвестиции и, поскольку это публичные темы, задержит восстановление потребления домохозяйств», — полагает Хольгер Шмидинг, главный экономист Berenberg в Лондоне.
Многие аналитики считают, что, несмотря на то, что новая торговая война при Трампе может спровоцировать ценовое давление в США, для еврозоны это представляет больший риск, поскольку нанесет потенциальный удар по экономическому росту.
Экономисты ABN Amro, в частности, заявляют, что универсальный 10%-ный тариф снизит годовой экспорт еврозоны в США в размере 460 млрд евро почти на треть, сократив производство на 1,5 процентных пункта за три года — воздействие, сопоставимое с недавним энергетическим кризисом.
В то же время Тедин из Риксбанка, а также президент Бундесбанка Йоахим Нагель видят и возможные риски инфляции. Признавая угрозу «заметных потерь в росте», Нагель ранее выразил обеспокоенность тем, что укрепление доллара приведет к росту стоимости импортных товаров.
Представители центральных банков европейского региона весь год опасались победы Трампа. Еще в январе президент ЕЦБ Кристина Лагард открыто выражала свое беспокойство, а в июле европейские чиновники пригласили Яна Хациуса, главного экономиста Goldman Sachs Group, чтобы тот представил анализ по изменению тарифов.
На прошлой неделе Лагард подчеркнула, что все эти опасения так никуда и не делись. «Любое ограничение, любая неопределенность, любые препятствия для торговли имеют значение для такой экономики, как европейская», — сказала она журналистам, отвечая на вопрос Bloomberg. Кроме того, она добавила, что любое ужесточение барьеров, тарифов, дополнительные препятствия для возможности торговли с остальным миром, очевидно, являются недостатком.
Выступая во вторник в Вашингтоне, Лагард в очередной раз выступила против стремления Трампа ввести новые тарифы. «Справедливая торговля — это ключевой стимул для роста, занятости, инноваций и производительности», — сказала она Франсин Лаква из Bloomberg TV.
Глава Банка Англии Эндрю Бейли также выразил свою настороженность, отметив, что в результате такие меры, очевидно, вызовут заинтересованность и «мы посмотрим, кто победит и какова их политика».
Такая публичная осторожность более типична для центральных банков. Тедин из Риксбанка, в свою очередь, отмечает, что после разговоров с различными аналитиками он пришел к выводу, что необходимо быть очень осторожным, поскольку то, что Трамп говорит сейчас, может стать реальной его политикой.
Тем не менее, он предполагает, что угрозы Трампа могут оказаться пустыми, однако и победа Камалы Харрис вовсе не будет означать благоприятную торговую обстановку. Харрис и ее команда в частном порядке ясно дали понять, что намерены продолжать политику Джо Байдена, который сохранил пошлины на китайские товары на миллиарды долларов и даже увеличил их в начале этого года, сообщило агентство Bloomberg на прошлой неделе.
В условиях неопределенности важно выбрать верную стратегию для
Кроме того, существует неопределенность относительно возможных ответов Европейского союза: несмотря на то, что у Европейской комиссии теперь есть план ответных мер на потенциальные пошлины Трампа, решение о введении пошлин на электромобили китайского производства было, к примеру, отклонено Германией и четырьмя другими странами, в то время как 12 государств-членов воздержались.
«Расхождения во взглядах большой четверки на тарифы могут стать дополнительным элементом неопределенности, который задержит путь к потенциальному росту», — сказала Аннализа Пьяцца, управляющая портфелем с фиксированным доходом в MFS Investments Management.
Политический фон, по крайней мере, такой же плохой, как и в 2017 году, что еще больше отвлекает. Тогда Франция, Германия и Нидерланды столкнулись со спорными выборами, регион переживал потрясение после голосования Великобритании по Brexit, а Италия стабилизировалась после правительственного кризиса.
На этот раз Францией правит шаткий альянс меньшинства, а раздробленной и крайне непопулярной коалиции Германии приходится «хромать» к выборам в следующем году.
Более того, по сравнению с 2017 годом расходы Европы в таких областях, как оборона, заметно выросли, в то время как у крупных стран, таких как Великобритания и Франция, гораздо больше долгов после пандемии и энергетического кризиса. Они плохо подготовлены к предоставлению фискальной помощи в случае шока.
Это еще одно беспокойство для политиков. В отличие от прошлого раза, более высокие ставки дают им некоторую поддержку в попытке поддержания роста экономики, но это не слишком утешает.
ЕЦБ «должен отреагировать на последствия импортных пошлин США, как только их влияние станет заметно в европейских данных», - заявляет Томаш Виеладек, экономист T. Rowe Price, который ранее был официальным лицом Банка Англии. По его словам, при таком сценарии снижение ставки на 50 базисных пунктов может легко произойти на заседании в декабре или январе.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу