Сегодня, 17:36 БКС Экспресс
При сильном росте цен люди действуют, руководствуясь базовой логикой, которая помогает сэкономить: покупают более дешевые товары, оплачивают более выгодные услуги, ищут скидки и менее популярных изготовителей. Однако при разгоне инфляции такая экономия довольно быстро сводится к нулю. И вот почему.
Рациональный подход — не всегда выход
Во время рекордной за 30 лет инфляции по всему миру среди более 9 тыс. респондентов из 25 стран 96% планировали экономить по привычной схеме — на ежедневных покупках. Это показал опрос PwC в феврале 2023 г. Причем по мере роста цен люди все больше внимания уделяли дискаунтерам вместо привычных супермаркетов.
Как правило, оценивая влияние инфляции на цены, эксперты не учитывают разные категории потребителей. Исследовательская компания CEPR решила принять это в расчет в своем анализе и пришла к выводу, что в период с III квартала 2021 г. по III квартал 2023 г. продукты питания, которые обычно приобретают люди с небольшим заработком, в среднем росли в цене на 34%, тогда как те, что покупают более обеспеченные, — на 18%.
Профессор Гарвардской школы бизнеса Альберто Кавалло и его соавтор Алексей Кривцов, старший научный сотрудник Банка Канады, изучили цены на миллионы продуктов от более чем 90 крупных ритейлеров в 10 странах. Разрыв в ценах между дешевыми и дорогими товарами увеличился сильнее всего, когда инфляция достигла пика. В то же время эта сильная разница сохранялась даже после стабилизации цен, съедая потенциальные сбережения потребителей.
«Цены на более дешевые бренды росли в 1,3–1,9 раза быстрее, чем цены на более дорогие бренды, и только тогда, когда росла инфляция, а не до или после», — пишут исследователи.
Почему так происходит
Во время финансовых кризисов люди стараются тратить деньги на более доступные товары. По мнению Кавалло и Кривцова, это одна их основных причин, повлиявших на возникновение чипфляции. Производители, видя ажиотаж, поднимают цены, чтобы заработать еще больше. Да и в целом изготовители доступных товаров обычно имеют низкую прибыль с каждой проданной единицы, поэтому не обладают высокой прочностью — при росте издержек они вынуждены поднимать ценники. Причем в периоды высокой инфляции магазины стараются сокращать количество акций.
А еще чипфляцию обычно сопровождает явление шринкфляции — люди покупают ту же упаковку необходимого продукта, но внутри нее меньший вес или объем за те же деньги.
В качестве еще одной причины исследователи выделили меры целевого государственного стимулирования, которые увеличили спрос на дешевые товары.
Производство дешевых товаров во многом зависит от цен на сырье, а также глобальных цепочек поставок. При этом в последние годы такие цепочки были нарушены: сначала из-за COVID-19, затем на фоне сложной геополитической обстановки. Когда цены на сырье начинают расти, производители дешевых товаров стараются компенсировать их за счет потребителя, пишут исследователи.
После спада инфляции цены на более доступные вещи длительное время оставались выше, хотя в целом инфляционный разрыв между дешевыми и дорогими товарами снижался. По мнению Кавалло и Кривцова, это может быть ответом на вопрос о том, почему потребители продолжают считать цены высокими не только по сравнению с прошлым, но и с более дорогими товарами.
Как это отражается на потребителях
В периоды разгона инфляции люди приобретают дешевые товары в расчете на экономию, однако она сводится на нет. При этом потребители с низкими доходами ощущают на себе влияние чипфляции сильнее. Это работает так: у людей с высоким или средним достатком есть возможность снизить качественные и, соответственно, ценовые запросы на товары, а обладатели низких доходов просто не могут перейти на что-то еще более дешевое, потому что и так приобретали максимально доступное.
Что можно сделать
• Изучать рынок и предложение. Возможно, в магазине у дома цены выше, чем в том, что находится чуть дальше, а на рынке и вовсе можно найти большие объемы и лучшее качество за те же суммы.
• Следить за ценами, весом и объемом продукта. Возможно, вам попадется выгодное предложение, при котором вес будет больше, а цена той же или незначительно выше.
• Следовать списку необходимых продуктов. Импульсивные покупки вредят вашему карману.
• Старайтесь приобретать только те дорогие товары, которые оправдывают цену качеством. Таким образом, вам может не потребоваться покупать тот же предмет еще долгое время, потому что покупка будет служить дольше.
Чипфляция (прим. ред. — от англ. Cheapflation, то есть «дешевый» плюс «сокращать») — это более быстрый рост цен на более дешевые товары и услуги по сравнению с ценами на более дорогие.
Рациональный подход — не всегда выход
Во время рекордной за 30 лет инфляции по всему миру среди более 9 тыс. респондентов из 25 стран 96% планировали экономить по привычной схеме — на ежедневных покупках. Это показал опрос PwC в феврале 2023 г. Причем по мере роста цен люди все больше внимания уделяли дискаунтерам вместо привычных супермаркетов.
Как правило, оценивая влияние инфляции на цены, эксперты не учитывают разные категории потребителей. Исследовательская компания CEPR решила принять это в расчет в своем анализе и пришла к выводу, что в период с III квартала 2021 г. по III квартал 2023 г. продукты питания, которые обычно приобретают люди с небольшим заработком, в среднем росли в цене на 34%, тогда как те, что покупают более обеспеченные, — на 18%.
Профессор Гарвардской школы бизнеса Альберто Кавалло и его соавтор Алексей Кривцов, старший научный сотрудник Банка Канады, изучили цены на миллионы продуктов от более чем 90 крупных ритейлеров в 10 странах. Разрыв в ценах между дешевыми и дорогими товарами увеличился сильнее всего, когда инфляция достигла пика. В то же время эта сильная разница сохранялась даже после стабилизации цен, съедая потенциальные сбережения потребителей.
«Цены на более дешевые бренды росли в 1,3–1,9 раза быстрее, чем цены на более дорогие бренды, и только тогда, когда росла инфляция, а не до или после», — пишут исследователи.
Почему так происходит
Во время финансовых кризисов люди стараются тратить деньги на более доступные товары. По мнению Кавалло и Кривцова, это одна их основных причин, повлиявших на возникновение чипфляции. Производители, видя ажиотаж, поднимают цены, чтобы заработать еще больше. Да и в целом изготовители доступных товаров обычно имеют низкую прибыль с каждой проданной единицы, поэтому не обладают высокой прочностью — при росте издержек они вынуждены поднимать ценники. Причем в периоды высокой инфляции магазины стараются сокращать количество акций.
А еще чипфляцию обычно сопровождает явление шринкфляции — люди покупают ту же упаковку необходимого продукта, но внутри нее меньший вес или объем за те же деньги.
В качестве еще одной причины исследователи выделили меры целевого государственного стимулирования, которые увеличили спрос на дешевые товары.
Производство дешевых товаров во многом зависит от цен на сырье, а также глобальных цепочек поставок. При этом в последние годы такие цепочки были нарушены: сначала из-за COVID-19, затем на фоне сложной геополитической обстановки. Когда цены на сырье начинают расти, производители дешевых товаров стараются компенсировать их за счет потребителя, пишут исследователи.
После спада инфляции цены на более доступные вещи длительное время оставались выше, хотя в целом инфляционный разрыв между дешевыми и дорогими товарами снижался. По мнению Кавалло и Кривцова, это может быть ответом на вопрос о том, почему потребители продолжают считать цены высокими не только по сравнению с прошлым, но и с более дорогими товарами.
Как это отражается на потребителях
В периоды разгона инфляции люди приобретают дешевые товары в расчете на экономию, однако она сводится на нет. При этом потребители с низкими доходами ощущают на себе влияние чипфляции сильнее. Это работает так: у людей с высоким или средним достатком есть возможность снизить качественные и, соответственно, ценовые запросы на товары, а обладатели низких доходов просто не могут перейти на что-то еще более дешевое, потому что и так приобретали максимально доступное.
Предполагается, что к социально значимым продуктам относят те, которые обязательно должны находиться в рационе каждого человека и, соответственно, быть доступными для покупки. Поэтому государства следят за ценами на эти продукты — чтобы они не достигали непосильных для потребителей уровней.
В 2021 г., по данным Finexpertiza, цены на социально значимые продукты в России почти в три раза обогнали инфляцию, несмотря на попытки властей их сдержать. Так, стоимость 24 соответствующих продуктов в марте выросла в среднем на 15,6% в годовом выражении, то есть в 2,7 раза сильнее инфляции.
В 2021 г., по данным Finexpertiza, цены на социально значимые продукты в России почти в три раза обогнали инфляцию, несмотря на попытки властей их сдержать. Так, стоимость 24 соответствующих продуктов в марте выросла в среднем на 15,6% в годовом выражении, то есть в 2,7 раза сильнее инфляции.
Что можно сделать
• Изучать рынок и предложение. Возможно, в магазине у дома цены выше, чем в том, что находится чуть дальше, а на рынке и вовсе можно найти большие объемы и лучшее качество за те же суммы.
• Следить за ценами, весом и объемом продукта. Возможно, вам попадется выгодное предложение, при котором вес будет больше, а цена той же или незначительно выше.
• Следовать списку необходимых продуктов. Импульсивные покупки вредят вашему карману.
• Старайтесь приобретать только те дорогие товары, которые оправдывают цену качеством. Таким образом, вам может не потребоваться покупать тот же предмет еще долгое время, потому что покупка будет служить дольше.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба