Вчера, 13:11 giovanni1313
Некоторое время назад, обсуждая тему ИИ-сгенерированного слопа в социальных сетях, я сделал предположение, что слоп может кардинально изменить принцип работы платформ.
Раньше платформам нужна была армия «контент-криэйторов» — людей, наполнявших соцсети интересным содержимым. Которых приходилось поддерживать деньгами, выплачивая им долю от рекламных доходов. Генеративный ИИ позволяет убрать эту «прослойку»: платформа автоматизирует создание контента, берет организацию процесса на себя и улучшает прибыльность своего рекламного бизнеса.
Но где я — и где акулы бизнеса из «Меты»! Для акул эта динамика была очевидной уже довольно давно. Правда, уже тогда перед акулами стояли гораздо более серьезные проблемы, нежели необходимость делиться с «криэйторами».
Дело в том, что «Фэйсбук» и «Инстаграм» потихонечку умирают как соцсети. Люди всё меньше и меньше выкладывают туда свои фоточки и истории. А даже если и выкладывают — то алгоритмы не очень активно показывают их в ленте. В погоне за краткосрочной вовлеченностью алгоритмы ставят туда «разжигающий», политически или эмоционально заряженный контент, либо глянцево-бездушный материал от профессиональных криэйторов. В итоге типичная лента пользователя превратилась в поток кликбейта, ширпотреба и, разумеется, вездесущей рекламы.
Это далеко не тот рецепт, который в своё время привлек на платформы сотни миллионов пользователей. Краткосрочно такой набор действительно может быть более увлекательным. Но рано или поздно, люди, пришедшие на платформу для общения с близкими, теряют желание открывать приложение.
С этими нехорошими тенденциями надо было что-то делать. Но что? Вернуться к истокам, к показу контента только от твоих друзей? Нет, это невозможно. Этот поезд уже ушел. Интернет стал другим. Усталость от ширпотреб-контента не означает, что пользователи с энтузиазмом вернутся к старой модели. Несмотря на теплоту и ламповость, «Фэйсбук» 15-летней давности был чересчур унылым.
И тут в светлые головы менеджмента «Меты» приходит гениальная идея. Вместо регресса в прошлое — подрывные инновации! Ведь у нас типа идет ИИ-революция. Консалтеры обещают от внедрения генеративного ИИ триллионы долларов. А что, если мы создадим ИИ-аккаунты, которые будут постить теплый и ламповый, типа «семейный» контент? Только не унылый, как 99% контента такого рода, а поглянцевее, покреативнее, с изюминкой. А чтобы ИИ-персонажи казались более родными, мы добавим возможность с ними початиться. Ну, естественно, они там в процессе позитивных вещей наговорят, подбодрят, всякое такое. Людям это нравится. Глядишь, и отношение к платформе изменится в лучшую сторону.
Правда, инновация выглядела чересчур радикальной. Публика довольно прохладно относилась к идее использования ИИ в соцсетях. Такие аккаунты презрительно именовались «ботами». Вдобавок СМИ подливали масла в огонь, стращая кампаниями иностранного влияния, которые эти боты с ИИ способны проводить. Конечно, сторонники новой идеи упирали на то, что «вы не понимаете, это другое!». И это действительно было другое — и по целям, и по средствам. Даже ИИ-происхождение контента никто не собирался скрывать. Но риск непонимания всё равно оставался высоким.
Поэтому инициативу поначалу решили запустить в тестовом режиме. Без лишней помпы. И с очень ограниченным продвижением ИИ-аккаунтов. Виртуальные персонажи появились на платформе не позднее января 2024 г.
Целый год эти виртуальные персонажи постили фоточки о своей виртуальной жизни, оставаясь практически незамеченными широкой публикой. Пока один из топов «Меты», отвечавший за это направление, Коннор Хэйз, не почувствовал головокружение от своих успехов. И начал расписывать изданию «Файнэншл Таймс», как компания готовится к полноценному внедрению ИИ-аккаунтов в ближайшие два года.
Надо сказать, что к этому моменту публика уже была неплохо знакома с возможностями генеративного ИИ. Вплоть до того, что слово «слоп» чуть не стало неологизмом года по версии Oxford. Да и за пределами слопа тема ИИ стала гораздо более поляризованной — в публичную повестку попали политические и геополитические аспекты ИИ, ассоциации с миллиардерами-техбро, претензии художников и авторов за нарушение копирайта, и многое другое.
Поэтому обещания Коннора Хэйза вызвали тонны, ТОННЫ ненависти среди неравнодушной общественности. Общественности показалось, что менеджмент хочет окончательно убить «Фэйсбук», залив его до самых краёв искусственным слопом. Хотя на самом деле идея была скорее обратная — добавить платформе толику человеческой теплоты. А еще общественности показалось, что менеджмент готов пойти на все, чтобы выжать дополнительный доллар прибыли — и вот тут общественности совсем не показалось.
Как бы там ни было, неравнодушные люди начали искать ИИ-аккаунты на платформах уже сейчас, не дожидаясь заявленных Хэйзом двух лет. И таки нашли тестовых персонажей, запущенных год назад. После чего начали над ними издеваться в комментах, обвиняя в фейковости и кринжовости.
Тролли, самые настоящие тролли! А ведь бедный ИИ наверняка даже не мог пожаловаться на такое безобразное поведение людей — потому что вряд ли кто-то из разработчиков предусмотрел этот сценарий. Хуже того, история с найденными ИИ-аккаунтами быстро набирала виральность.
Поэтому менеджменту пришлось действовать решительно. Есть ИИ-аккаунт — есть проблема. Нет ИИ-аккаунта — нет проблемы. Несколько кликов мышки — и все экспериментальные аккаунты были удалены. Торжествуйте, тролли! Вышло по вашему. ИИ-контента в cоцсетях стало немножко меньше.
Что же до итогов эксперимента… С одной стороны, если менеджменту до сих пор было неясно отношение публики к этой инициативе — то сейчас всё более чем очевидно.
А вот с другой стороны… Менеджмент по-прежнему готов пойти на все, чтобы выжать дополнительный доллар прибыли. А платформы по-прежнему теряют лояльность пользователей. И я не представляю, какое другое решение, помимо генеративного ИИ, способно справиться с двумя этими вызовами.
Так что идея сама по себе правильная. Это мнение у публики неправильное. Ничего, со временем это лечится. С публикой нужно работать. На публику нужно влиять. Да и самый естественный путь — все равно нормализация технологии в общественном мнении. Избавление от обидных ярлыков и предвзятости.
Ну и идею тоже параллельно можно доработать напильником. Добавить тесноты связи. Пускай это будет только твой, личный ИИ-персонаж. А то и ИИ-компаньон, с претензией на романтические отношения. Никакого публичного доступа к его аккаунту — чтобы тролли не добрались. Ведь никакой общественной ценности такой формат не создаёт.
За два годика, пожалуй, управиться можно. Так что сроки, озвученные Коннором Хэйзом, остаются в силе. И раз уж мы вспомнили про этого талантливого управленца, мораль истории такова: меньше болтай языком и больше делай. И не иди на поводу у троллей.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба