Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Xiaomi 15 лет. Как китайский стартап стал одним из самых популярных брендов техники » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Xiaomi 15 лет. Как китайский стартап стал одним из самых популярных брендов техники

11 апреля 2025 Финам | Xiaomi Поздеева Екатерина
В воскресение, 6 апреля, китайский производитель техники Xiaomi отметил пятнадцатилетие. История бренда из Пекина уникальна. За несколько лет он прошел путь от стартапа, создающего оболочку MIUI для операционной системы Android, до главного конкурента Apple и Samsung на рынке смартфонов.

Однако Xiaomi не остановилась на смартфонах. Компания производит также умные гаджеты и создала собственную экосистему «интернета вещей» AIoT, которой пользуются 700 млн человек из разных стран. В этом году Xiaomi впервые выпустила в продажу электромобиль, который уже хорошо приняли на авторынке.

Finam.ru рассказывает о пути Xiaomi от стартапа до одного из гигантов технологического рынка.

Оболочка MIUI и первые смартфоны
Xiaomi была основана в апреле 2010 года китайским предпринимателем Лэем Цзюнем, выпускником Уханьского университета и бывшим президентом компании-разработчика программного обеспечения Kingsoft, совместно с семью партнерами.

Благодаря тому, что у Цзюня был опыт в создании софта, на первых этапах Xiaomi также стала стартапом, разрабатывающим специальную оболочку для Android-смартфонов под названием MIUI. Она позволяла пользователям гаджетов кастомизировать интерфейс и расширяла их возможности. К 2013 году MIUI пользовались уже 30 млн человек, а к 2024 году их количество превысило 600 млн пользователей.

В 2011 году компания выпустила первый смартфон Mi 1 с продвинутым чипом Snapdragon S3. В то время крупные бренды продавали смартфоны с аналогичными характеристиками вдвое дороже. Бизнес-модель, принесшая успех Xiaomi, заключалась в минимальной наценке на смартфоны. У компании не было розничных магазинов, они продавали гаджеты через интернет по цене близкой к себестоимости производства. Зарабатывала Xiaomi за счет оболочки MIUI, встроенной в смартфоны и рекламы, которая показывалась ее пользователям. Подход компании «самые передовые технологии по низким ценам» быстро себя оправдал.

В 2012-ом вышел смартфон Mi 2, продажи которого за год превысили 10 млн устройств. Следующие версии Mi 3 и Mi 4 также стали популярными на рынке. В 2013 году Xiaomi разделила смартфоны на флагманские из линейки Mi и бюджетные - Redmi, что позволило компании выпускать более дешевые устройства и завоевать бюджетный сегмент рынка смартфонов. К концу 2013 года Xiaomi оценивалась уже в $10 млрд, догнав по стоимости популярного производителя техники Lenovo и вдвое превысив стоимость бренда Blackberry. К 2014 году Xiaomi стала ведущим брендом смартфонов в Китае и пятым в мире.

Умные гаджеты и экосистема «интернета вещей»
Параллельно со смартфонами Xiaomi начала выпускать и другие умные устройства и создавать собственную экосистему продуктов. Так, в сентябре 2013 года Xiaomi выпустила свой первый умный телевизор Mi TV. В 2014-ом вышли первый планшет компании Mi Pad и умный браслет Mi Band.

Постепенно Xiaomi выпустила широкий ассортимент товаров для дома и отдыха: от тонометров и очистителей воздуха до бытовых приборов типа рисоварки и робота-пылесоса. Большинство из этих продуктов были, как правило, созданы стартапами, в которые инвестировала Xiaomi. Так у компании появилось множество суббрендов, производящих различную технику и аксессуары.

Только в январе 2016 года Xiaomi инвестировала в 56 стартапов для создания собственной экосистемы. В дальнейшем это направление бизнеса только разрасталось. Все выпушенные устройства суббрендов также входят в экосистему умного дома Xiaomi, пользователи могут управлять ими со своих смартфонов с помощью приложения Mi Home. Стоит отметить, что не только пользователи смартфонов Xiaomi владеют гаджетами из экосистемы. По последним данным, у 40% пользователей смартфонов Apple есть хотя бы одно устройство из экосистемы Xiaomi. Она стала самой крупной платформой «интернета вещей» в мире с более чем 700 млн пользователей из разных стран.

Рекордная выручка и успех электромобиля SU7
В последние годы Xiaomi прочно закрепилась в тройке лидеров на рынке смартфонов. В 2024-ом компания получила рекордную выручку 65,9 млрд юаней или $50,5 млрд, что на 35% больше, чем в 2023 году.

Больше всего денег компании по-прежнему приносят смартфоны. Годовая выручка Xiaomi от их продажи достигла 191,8 млрд юаней или $26,5 млрд, что составляет 52% от общей выручки. Компания продала 169 млн смартфонов за год, войдя в тройку крупнейших поставщиков в 56 странах мира и в пятерку крупнейших еще в 13 государствах.

Как пишет «РБК» со ссылкой на данные МТС, за первый квартал 2025 года Xiaomi стал самым популярным брендом смартфонов в России. Их продажи на территории страны составили 5,5 млн устройств и достигли 139 млрд рублей.

Однако самым необычным шагом Xiaomi последних лет стал спортивный электрокар SU7. Несколько лет компания возила его по разным технологическим выставкам, и вот в марте 2024 года SU7 вышел для покупателей. Успех был оглушительным. К ноябрю 2024 года Xiaomi поставила 100 тыс. электромобилей, превзойдя первоначальные ожидания.

Основное конкурентное преимущество SU7 – сочетание стильного дизайна с мощной начинкой и низкой ценой. Так, стоимость электромобиля Xiaomi стартует от 215,9 тыс. юаней. При сопоставимых характеристиках он в два раза дешевле основного конкурента Porsche Taycan. Пока производство электромобиля и продажа его по такой низкой цене убыточны для Xiaomi, но эксперты уже ожидают, что китайский гигант составит достойную конкуренцию лидерам мирового рынка электромобилей.