Банк России опубликовал резюме обсуждения ключевой ставки по итогам заседания 25 апреля.
Ситуация в экономике и инфляция
Текущий рост цен в I квартале 2025 г. в среднем составил 8,3% с сезонной корректировкой в годовом выражении после 12,9% в IV квартале прошлого года.
В I квартале 2025 г. текущее инфляционное давление снизилось, но оставалось высоким. Динамика цен была неоднородной по компонентам. Участники обсудили причины такой неоднородности. Они отметили, что трансмиссия решений по денежно-кредитной политике обычно проявляется в различных сегментах с разным временным лагом. Быстрее реагируют цены на непродовольственные товары, особенно на товары длительного пользования.
Участники согласились, что значительный вклад в замедление текущего роста цен с начала года внесло укрепление рубля, но, как и в марте, высказали разные мнения о том, в какой степени на это повлияла денежно-кредитная политика.
Большинство участников полагало, что укрепление рубля в большей степени связано с жесткой денежно-кредитной политикой.
Инфляционные ожидания населения и бизнеса в целом оставались высокими и сдерживали замедление инфляции.
Участники согласились, что по‑прежнему преждевременно делать однозначный вывод об устойчивости и скорости снижения инфляционного давления, учитывая его неоднородность и повышенные инфляционные ожидания.
По оценкам, в I квартале рост экономики продолжился, но более умеренными темпами, чем в предыдущие кварталы.
Замедление роста экономики в I квартале было неоднородным по секторам и компонентам спроса.
Участники обсуждения по‑прежнему исходят из того, что нормализация бюджетной политики в соответствии с утвержденными параметрами федерального бюджета станет важным дезинфляционным фактором в этом году.
Участники заключили, что в целом ситуация в экономике развивается близко к февральскому базовому прогнозу. Они согласились, что можно с большей уверенностью говорить о том, что пик перегрева экономики был пройден в IV квартале 2024 г., и в I квартале 2025 г. положительный разрыв выпуска начал снижаться.
Денежно-кредитные условия
С мартовского заседания ставки на денежном рынке и доходности ОФЗ выросли, приблизившись к значениям февраля 2025 г. Процентные ставки по депозитам и кредитам несколько снизились. По оперативным данным, в марте портфель розничных кредитов в целом не изменился. Рост портфеля корпоративных кредитов немного ускорился. Продолжался активный приток средств населения на срочные вклады. Темпы роста широкой денежной массы с исключением валютной переоценки снизились.
Большинство участников согласились, что жесткость денежно-кредитных условий в целом существенно не изменилась с прошлого заседания.
Ставки денежного рынка и доходности ОФЗ преимущественно выросли из-за пересмотра вверх ожиданий по будущей траектории ключевой ставки после мартовского решения по денежно-кредитной политике.
Участники пришли к выводу, что причиной замедления роста кредитования стало охлаждение спроса со стороны заемщиков.
Участники согласились, что в целом замедление роста кредитования соответствует февральскому прогнозу Банка России.
Участники отметили, что качество кредитного портфеля в целом оставалось достаточно высоким, хотя в отдельных сегментах ситуация несколько ухудшилась.
Внешние условия
Участники отметили, что прогнозы роста мировой экономики существенно ухудшились из‑за повышения импортных пошлин в США и ответных мер других стран.
Влияние введенных торговых пошлин на российскую экономику ожидается ограниченным, учитывая структуру внешней торговли и особенности финансовых потоков.
Участники согласились, что в базовом сценарии цены на российскую нефть в 2025 г. следует понизить в среднем до $60 за баррель.
Несмотря на снижение цен на нефть и ухудшение ситуации в мировой экономике, рубль оставался значительно более крепким, чем в конце 2024 г.
Инфляционные риски
Участники согласились, что баланс рисков для базового прогноза по‑прежнему смещен в сторону проинфляционных.
Основные проинфляционные факторы включают:
Сохранение значительного положительного разрыва выпуска (перегрева экономики).
Длительное сохранение высоких инфляционных ожиданий или их рост.
Ухудшение условий внешней торговли из‑за негативных изменений конъюнктуры на мировых товарных рынках и геополитической ситуации.
Расширение бюджетного дефицита, а также возникновение вторичных эффектов, связанных со структурой доходов и расходов бюджета.
Основные дезинфляционные факторы включают:
Более быстрое и значительное замедление роста кредитования.
Снижение геополитической напряженности.
Решение по ключевой ставке
Как и в марте, дискуссия среди участников была вокруг того, какой сигнал следует дать на ближайшие заседания. Обсуждались два варианта:
Нейтральный сигнал без указания на направленность шагов на будущих заседаниях.
Умеренно жесткий сигнал, аналогичный тому, который был дан после мартовского заседания по ключевой ставке.
Большинство участников посчитали, что можно перейти к нейтральному сигналу.
При этом участники согласились, что нейтральный сигнал должен быть дополнен указанием на продолжительный период проведения жесткой денежно-кредитной политики. Это уменьшит риски неверной интерпретации смягчения сигнала как намерения более быстро снижать ключевую ставку в будущем.
По итогам дискуссии совет директоров Банка России 25 апреля 2025 г. сохранил ключевую ставку на уровне 21% годовых.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
