Уолл-стрит делает ставку на центры обработки данных с искусственным интеллектом. Но не очередной ли это “пузырь”? Такие частные инвестиционные компании, как Blackstone, используют деньги своих клиентов для покупки и строительства центров обработки данных, подпитывая тем самым уже нашумевший ИИ-бум.
Искусственный интеллект еще казался предметом научной фантастики, когда застройщик по имени Чад Уильямс купил участок земли размером примерно в половину футбольного поля в Оверленд-парке, штат Канзас.
Уильямс, который возглавил семейный бизнес по продаже автомобилей и офисной мебели, в 2003 году использовал эту землю для строительства своего первого центра обработки данных - большого квадратного склада с мощными компьютерами.
Более двух десятилетий спустя компания Quality Technology Services (QTS), созданная Уильямсом, находится в центре одного из крупнейших “гамбитов Уолл-стрит”: гонки за прибылью от искусственного интеллекта.
Гигант прямых инвестиций Blackstone потратил 10 млрд долларов в 2021 году на приобретение QTS и вкладывает еще миллиарды в компанию, чтобы помочь ей расширить свои центры обработки данных. В этих гигантских зданиях размещается основа Интернета, а с недавних пор и систем искусственного интеллекта, использующих технологии, а также системы отопления и охлаждения, чтобы компьютеры внутри центров работали без сбоев.
Для менеджеров, которые хотят развиваться в сфере ИИ, крайне важно правильно работать в этой, по большей части, малоизвестной отрасли. QTS также сдает свои помещения в аренду таким компаниям, как Amazon и Meta (признана экстремисткой и запрещена в РФ), и поставляет электроэнергию и воду, необходимые для питания и охлаждения их компьютеров.
Blackstone называет центры обработки данных одной из своих “самых выгодных инвестиций”. Компания уже является одним из крупнейших в мире владельцев офисных зданий, складов и научных лабораторий, но она вложила в центры обработки данных и сопутствующую инфраструктуру больше средств, чем практически в любой другой сектор за всю свою 40-летнюю историю. В общей сложности Blackstone инвестировала более 100 млрд долларов в покупку и кредитование центров обработки данных, а также в строительные фирмы, электростанции, работающие на газе, и оборудование, необходимое для их строительства.
Blackstone не одинока. Центры обработки данных привлекают Уолл-стрит: такие инвестиционные гиганты, как KKR, BlackRock и Blue Owl, коллективно вложили сотни миллиардов в эту отрасль.
Ажиотажный рост расходов вызвал опасения по поводу того, что строится слишком много центров обработки данных. Аналитик TD Cowen Майкл Элиас предупредил о возможном “переизбытке предложения” на рынке, поскольку ряд технологических компаний, включая Microsoft и Foxconn, отказались от некоторых договоров аренды. Тем не менее всего за последние две недели появилось множество объявлений: OpenAI планирует построить огромный вычислительный комплекс в ОАЭ, а инвестор Чамат Палихапития сообщил, что купил недвижимость в Аризоне и планирует в итоге привлечь 25 млрд долларов для строительства там ЦОДа.
Джо Цай, председатель правления Alibaba, которая рассматривает ИИ как основу своего бизнеса, также сказал, что он начинает “видеть начало своего рода пузыря” в строительстве центров обработки данных.
С другой стороны, Blackstone заявляет, что по-прежнему видит высокий спрос со стороны технологических компаний, которые готовы заключать так называемые герметичные договоры аренды на 15-20 лет для сдачи в аренду помещений в центрах обработки данных.
“Это не похоже на строительство кондоминиумов в Майами”, - сказал президент компании Джонатан Грей в интервью Bloomberg в январе, отметив, что Blackstone приступает к строительству только после того, как у нее появится постоянный арендатор.
И даже несмотря на то, что возникли вопросы о перегреве рынка, Blackstone подтвердила свою приверженность строительству новых центров и инвестированию в электростанции, необходимые для работы компьютеров в них.
Ставки на рынке недвижимости уже позволили Blackstone обойти своих конкурентов и стать крупнейшей в мире частной инвестиционной компанией. Грей был главным архитектором кампании фирмы по выкупу домов, на которые было наложено взыскание в связи с финансовым кризисом. Так, Blackstone стала крупнейшим владельцем домов на одну семью в Соединенных Штатах за многие годы. Компания продала эти дома с прибылью более 7 млрд долларов.
Выбор времени для приобретения Blackstone QTS также выглядит удачным. QTS стала публичной в 2013 году, но цена ее акций упала в основном из-за того, что ей постоянно требовалось больше денег для строительства новых центров обработки данных, на что ушли бы годы. Поскольку банки предоставляли компании ограниченные кредиты, QTS пришлось привлекать больше денег от инвесторов на фондовом рынке, что снизило ценность существующих акций.
“Публичным рынкам не нравится, когда вы покупаете землю, а потом мы говорим вам: ”Я не получу от этого прибыли в течение четырех лет", - рассказал Таг Грисон, соруководитель QTS.
Летом 2021 года, когда Blackstone приобрела QTS, до выхода ChatGPT оставалось еще около года. Приобретение QTS едва ли заслуживало упоминания во время ежеквартальных телефонных конференций частной инвестиционной компании.
Когда в 2022 году был выпущен ChatGPT, он вызвал ажиотаж покупателей в таких ИИ-компаниях, как Nvidia, крупнейшем производителе компьютерных чипов искусственного интеллекта, а ныне одной из самых ценных компаний в мире. На фоне этого ажиотажа Blackstone вложила в QTS еще миллиарды долларов, увеличив количество арендованных центров обработки данных в девять раз всего за четыре года.
Арендаторами QTS являются крупные технологические компании, такие как Google и Meta (признана экстремисткой и запрещена в РФ), которые открывают свои кошельки для инвестиций в ИИ. Недавно Alphabet заявила, что в этом году потратит 75 млрд долларов, а Meta (признана экстремисткой и запрещена в РФ) - до 72 млрд долларов, в основном на инфраструктуру ИИ.
Сложность и стоимость эксплуатации центров обработки данных, ориентированных на искусственный интеллект, обусловлены огромным количеством потребляемой ими энергии, которая может уходить примерно в 10-20 раз больше на сервер или стойку, чем при обычных облачных вычислениях. Кроме того, необходимо поддерживать работоспособность центров в течение 99,999% рабочего дня, или, на отраслевом языке, “пять девяток”. Это означает примерно пять минут простоя в течение всего года для технического обслуживания или замены серверов.

Blackstone скупает и других операторов по всему миру, в том числе гигантскую компанию по производству центров обработки данных в Австралии, работающую по всей Азии, и объединилась с Digital Realty, другой американской компанией по производству центров обработки данных, для строительства еще четырех гигантских кампусов во Франкфурте, Париже и Северной Вирджинии.
Несмотря на наплыв новых игроков на рынок центров обработки данных, Blackstone считает, что у нее есть уникальные преимущества, в том числе больше денег для инвестиций и доли владения в строительных компаниях и компаниях, производящих оборудование, которые могут помочь в реализации проектов.
“Когда вы приступаете к реализации этих очень масштабных проектов, очень немногие могут сложить все эти элементы воедино”, - сказал Надим Мегджи, глобальный соруководитель отдела недвижимости Blackstone.
Но в начале этого года казавшаяся непобедимой ставка Blackstone внезапно оказалась шаткой.
В конце января китайская компания DeepSeek заявила, что нашла способ создания систем искусственного интеллекта, использующих меньшую мощность и меньшее количество чипов, что повышает вероятность того, что потребность в этих крупных и дорогих центрах обработки данных может уменьшиться.
Это открытие, похоже, разрушило некоторые инвестиционные представления об ИИ, включая ставку на инфраструктуру. Тем не менее через несколько дней Blackstone и ее арендаторы, включая Meta (признана экстремисткой и запрещена в РФ) и Microsoft, подтвердили на своих ежеквартальных телефонных конференциях приверженность этим инвестициям.
Фондовый рынок, похоже, тоже все больше убеждается в этом.
28 марта компания CoreWeave, любимица бума искусственного интеллекта, стала публичной. CoreWeave сдает в аренду вычислительные мощности технологическим компаниям и управляет центрами обработки данных. Первичное публичное размещение акций компании не вызвало энтузиазма. Ее бумаги торговались намного ниже прогнозов банкиров и инвесторов. Но к концу мая стоимость акций выросла более чем вдвое по сравнению с ценой на первичном размещении.
Однако в прошлом месяце индустрия центров обработки данных снова была потрясена.
Microsoft заявила, что приостанавливает строительство центров обработки данных в Нью-Олбани, штат Огайо, где QTS и другие операторы строят новые центры или расширяют существующие.
“Мы действительно не получали предварительного уведомления”, - сказал Дэвид Эдельблут, правительственный чиновник округа Ликинг, в который входит часть Нью-Олбани.
Руди Сахай, основатель инвестиционной компании Aquarian Holdings, сказал, что недавно отказался от сделки с центром обработки данных, потому что арендаторам было слишком легко расторгнуть договоры аренды.
Другие инвесторы начинают задаваться вопросом, как Blackstone и другие инвесторы с Уолл-стрит в центры обработки данных в итоге выйдут из них. Немногие инвесторы столь же крупны, как Blackstone, и у них есть деньги, чтобы купить такие гигантские компании или даже отдельные центры обработки данных стоимостью в десятки миллиардов долларов, а групповые сделки могут быть трудновыполнимыми. Основная часть модели прямых инвестиций заключается в том, что фирмы покупают компании и продают их в течение пяти-семи лет, чтобы они могли вернуть деньги своим инвесторам.
Карл Кюхель, глава группы австралийского банка Macquarie, инвестирующего в центры обработки данных, сказал, что “вопрос без ответа” относительно того, найдутся ли покупатели на эти огромные центры обработки данных, когда частные инвестиционные компании захотят их продать.
Если повторное размещение QTS не является жизнеспособным вариантом, некоторые инвесторы считают, что Blackstone придется искать нестандартные способы для инвесторов вывести свои деньги. Blackstone может продать отдельные центры обработки данных, сказал Шон Климчак, глава отдела инфраструктуры компании по всему миру. В качестве альтернативы, отметил он, Blackstone необязательно продавать центры обработки данных, поскольку они находятся в определенных фондах, которые удерживают инвестиции на неопределенный срок.
Один из тех, кто нашел выгодный выход, - это Уильямс, основатель QTS, который начал с одного центра обработки данных в Канзасе в 2003 году.
В марте компания объявила, что он покидает пост генерального директора. В своем заявлении Уильямс сообщил, что планирует вернуться в другую свою компанию, Quality Group of Companies, в качестве исполнительного директора, и поблагодарил Blackstone за возможность работать и расти вместе.
По словам двух человек, осведомленных об этом, в рамках соглашения о его уходе Blackstone выплатит Уильямсу 3 млрд долларов.
http://www.nytimes.com/ Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
