Российская экономика уже давно адаптировалась к жизни под зарубежными санкциями. Несмотря на ряд сложностей, Россия научилась даже извлекать выгоду из сложившихся обстоятельств. Тем не менее, угрозы введения очередных санкций каждый раз больно бьют по фондовому рынку, поскольку неопределенность вызывает опасения и беспокойство у инвесторов, а также усиливает инвестиционные риски. И вот рынок вновь лихорадит. В последние дни стал активно обсуждаться вопрос ужесточения европейских санкций в рамках 18-го пакета. Ранее сообщалось, что новые меры затронут свыше 20 российских банков. Усугубили ситуацию вчерашние заявления американского президента Дональда Трампа, который пригрозил наложить новые жесткие санкции против России.
Чего так боится рынок? Будут ли новые санкции оказывать давление на индексы долгое время или это будет лишь кратковременный эффект? Какие акции могут пострадать больше всего? Как действовать инвесторам и какие инструменты остаются привлекательными даже при условии ужесточения санкций? В этих и других вопросах Finam.ru разбирался вместе с экспертами.
В чем подвох
18-й пакет санкций Европейская комиссия начала обсуждать еще весной текущего года. Изначально предполагалось, что его принятие состоится 20 июня, однако саммит ЕС так и не смог согласовать его из-за позиций Словакии и Дании, которые наложили вето, поскольку не могут пока обойтись без российских нефти и газа. Сроки принятия нового пакета санкций были перенесены на неопределенный срок с целью новых консультаций, которые стартовали 3 июля под председательством Дании.
Ранее в СМИ сообщалось, что в рамках 18-го пакета ЕС обсуждает отключение более 20 российских банков от международной платежной системы SWIFT и введение полного запрета на транзакции для них, запрет на использование газопровода «Северный поток», снижение потолка цен на нефть с $60 до $45 за баррель, закрытие входа в европейские порты еще 77 кораблям, запрет импорта нефтепродуктов, произведенных на основе российской сырой нефти, запрет экспорта в Россию европейских товаров и технологий на сумму более 2,5 млрд евро, а также введение санкций против Российского фонда прямых инвестиций, его филиалов и инвестиционных проектов.
На днях глава МИД Франции Жан-Ноэль Барро заявил о том, что ЕС готовится ввести против России самые жесткие санкции с 2022 года, чтобы истощить ресурсы РФ. По его словам, на основе французских предложений новый пакет готовится в координации усилий с американскими сенаторами.
С жесткими заявлениями выступил вчера и президент США Дональд Трамп. Выразив в очередной раз свое недовольство Владимиром Путиным, Трамп сообщил, что всерьез рассматривает возможность введения новых санкций против России. По его словам, он задумался над тем, чтобы одобрить проведение через Конгресс законопроекта, который предусматривает «очень жесткие санкции» против России. Речь идет о законопроекте, в рамках которого предлагается облагать тарифом в размере 500% товары, поставляемые в США из той страны, которая покупает продукцию из России (в частности, нефть, нефтепродукты, природный газ и уран) и не помогает Украине.
В режиме ожидания
Российский рынок находится в режиме ожидания 18-го пакета санкций ЕС уже давно. Об этом заявляет Александр Бахтин, инвестиционный стратег «Гарда Капитал». По его словам, с начала лета индексы стоимости банков и индекс МосБиржи колеблются с размахом +/-5% в месяц, при этом детали новых санкций, если и влияют на котировки, то лишь краткосрочно. То есть инвесторы в целом не ждут сильного эффекта. По мнению эксперта, заявления Трампа тоже имеют ограниченное влияние. «Они все больше воспринимаются как новостной шум. По сути, это больше заявления для внутренней аудитории США», - полагает Бахтин.
Заметим, что сам Дональд Трамп недавно признал, что вводимые США санкции обходятся Вашингтону в огромную сумму денег, и речь идет о миллиардах долларов. Кроме того, Трамп неоднократно отмечал, что выжидает с введением санкций против России в надежде на урегулирование конфликта на Украине.
О том, что заявления Трампа – это всего лишь очередные страшилки, заявляет и Евгений Коган, инвестбанкир, автор Телеграм-канала Bitkogan. «Затянувшаяся увертюра под названием «Мальчик и волки» «Трамп и рынки» уже давно показала нам истинную мотивацию президента США. План заключается в том, что плана нет», - отмечает эксперт, не исключая, что дело, скорее всего, ограничится пылью в глаза.
Призывает не забывать о том, что громкие заявления Трампа носят эпатажный характер, но потом почти всегда превращаются в весьма умеренные политические шаги и гендиректор инвестиционной платформы «ИнвойсКафе» Геннадий Фофанов. Что касается Европы, то, как заявляет эксперт, она никак не может договориться о новых санкциях, так как отдельные страны, например, Эстония — выступают против, осознавая вред от санкций для собственной экономики. «Санкциям уже много лет, и основные рычаги уже придуманы, придумать новые — сложно и это будет означать ущерб и экономике ЕС тоже», - отмечает он.
В ожидании возможного усиления санкционного давления со стороны Евросоюза и США российский рынок, по словам аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, реагирует сразу в нескольких чувствительных направлениях. В первую очередь, тревогу вызывают планы заблокировать операции еще порядка 20 российских банков, включая ограничения на платежи, клиринг и трансграничные расчеты. Кроме того, возможен запрет на торговлю через европейские площадки товарами, произведенными с участием российских нефтепродуктов, а это риски для «теневого флота» и трейдеров. Угрозы Трампа, как заявляет эксперт, лишь усилили опасения, что в игру вновь могут быть включены вторичные санкции против третьих стран и инфраструктурных посредников, через которые сейчас обеспечивается экспорт.
Риски для инвесторов и грамотная стратегия
Александр Бахтин отмечает, что в отдельные дни в лидерах снижения на российском фондовом рынке оказываются нефтегазовые компании. «Это может быть реакцией на ожидание санкций (снижение потолка цены для российской нефти), потому что рублевая цена нефти так сильно не менялась в последние дни. Но также, вероятно, влияют и другие новости. В частности, регулярные подрывы российских танкеров в Балтийском море. Инвесторы опасаются, что вне зависимости от того, будут ли согласованы санкции, реальные поставки нефти из России сократятся», - заявляет он.
По мнению Бахтина, на фоне этого акции экспортеров остаются более рискованными, чем все прочие, но и потенциально наиболее прибыльными бумагами, в том числе из-за ожидания отката рубля (роста курсов иностранных валют). «Если инвесторы не готовы взять на себя риски санкций, диверсий и других событий, то лучше в принципе избегать покупки российских акций, поскольку бумаги внутренних секторов неизбежно будут подтягиваться за динамикой остального рынка, и никакой защиты от плохих новостей они не дают. Тем, кто настроен консервативно, лучше смотреть в сторону валютных и квазивалютных инструментов: от облигаций в юанях (с привязкой к доллару, евро и т.д.) и золота до более узких специальных, например, страховых и структурных продуктов, которые не реагируют на события внутри России», - советует он.
В то же время Владимир Чернов заявляет, что в краткосрочной перспективе рынок может остаться под давлением из-за неопределенности, однако реакция будет во многом зависеть от конкретики — если ограничения окажутся «техническими» и повторят уже действующие меры, эффект будет кратковременным, но, если санкции затронут банковскую инфраструктуру, замораживая операции или ограничивая оборот ключевых финансовых организаций, это приведет к переоценке рисков и более устойчивому снижению. Давление также может сохраниться, если к мерам присоединятся страны G7 или если санкции коснутся расчетов в юанях и дирхамах.
В зоне риска, по словам аналитика Freedom Finance Global, находятся банки второго эшелона, технологические компании, связанные с импортом ПО, металлурги, имеющие зарубежные активы, а также логистические компании, и в первую очередь «Совкомфлот». При этом под наибольшим риском ценные бумаги банков, особенно со значительной долей трансграничных операций и корпоративного бизнеса. «Думаю, что в первую очередь это небольшие региональные банки, которые пока не отключены от системы трансграничных денежных переводов SWIFT», - подчеркивает Чернов.
«При сохранении текущего новостного фона и в случае умеренно жесткого санкционного сценария индекс МосБиржи может оставаться в диапазоне 2650–2750 пунктов. В случае более резкой эскалации и расширения ограничений на финансовую инфраструктуру возможна просадка до уровней 2600–2650 пунктов. На рынке сохранится высокая избирательность, так как спрос скорее всего будет концентрироваться в секторах с рублевой выручкой, низкой зависимостью от импорта и высокой дивидендной доходностью.
Инвесторам стоит сохранять умеренно защитную позицию. Интерес представляют бумаги телекомов, розничных сетей и компаний внутреннего потребления. Также востребованы ОФЗ и корпоративные облигации крупнейших эмитентов, где доходности все еще превышают ставку ЦБ. Акции экспортеров, таких как «Сургутнефтегаз», могут стать «убежищем» в случае падения рубля. В условиях усиления санкционного давления стоит избегать неликвидных бумаг, а также компаний, чья отчетность или бизнес-модель зависят от зарубежных структур. Таким образом, рынок ждет конкретики, и в зависимости от деталей пакета последствия могут варьироваться от технической просадки до более затяжного давления. Однако многие риски уже частично заложены в котировки, и в долгосрочной перспективе у устойчивых эмитентов сохраняется потенциал восстановления», - прокомментировал Чернов, отвечая на вопросы Finam.ru.
Между тем Геннадий Фофанов считает, что рынок снижается не из-за ожиданий санкций, а от локальной перекупленности отдельных бумаг и дивидендных отсечек: на этой неделе отсечки по Х5, «Мосбирже», ВТБ, а также дивидендные гэпы будут оказывать давление на индекс. «Полагаю, что российский фондовый рынок будет ждать сигналов от регулятора о смягчении денежно-кредитной политики и тогда сможет продолжить рост. Для инвесторов по-прежнему остаются выгодными длинные гособлигации, позволяющие зафиксировать относительно высокую доходность (около 15% годовых) на длительный (до 13-14 лет) период. Это инструмент для консервативной части портфеля. Для более спекулятивной можно рассмотреть акции ритейла, который платит хорошие дивиденды и хорошо зарабатывает даже при высокой инфляции, просто включая ее в цену. Можно попробовать дождаться окончания коррекции в нефтяных бумагах и взять их на долгосрок, собирая дивидендные выплаты, которыми радует, например, «ЛУКОЙЛ»», - заявляет эксперт «ИнвойсКафе».
Спешат успокоить и аналитики ФГ «Финам», отмечая, что на рынке присутствуют умеренные продажи, но паники нет, и на ужесточение санкций инвесторы уже не реагируют так остро, как в 2022 году. «Скорее всего, транспортная и финансовая логистика еще более усложнится и подорожает, но вряд ли это остановит торговлю, хотя и допускаем, что на бизнесе отдельных компаний это будет иметь более выраженный эффект. Рынок же сейчас поддерживают ожидания понижения процентной ставки, и инвесторы не хотят выходить из акций в начале цикла смягчения ДКП. Сегодня вечером, в 19-00, будут опубликованы недельные данные по инфляции.
Акции компании «Совкомфлот» остаются одними из наиболее уязвимых из-за ужесточения санкций ЕС, в частности, благодаря сложностям со страхованием и обслуживанием флота. Ограничения существенно сужают возможности для международных перевозок и внешних контрактов, что может негативно отразиться на выручке.
В нефтегазовом секторе чувствительными мерами могли бы стать понижение ценового потолка на российскую нефть, внесение новых компаний или танкеров в SDN-лист или санкции против крупных проектов, как, например, «Ямал СПГ». В более защищенном состоянии находятся либо компании, которые уже попали под санкции США («Газпром нефть», «Сургутнефтегаз»), либо компании с защитным бизнесом, как «Транснефть».
Сектор здравоохранения на российском рынке не страдает от санкций, скорее, наоборот - геополитические перипетии во многом поспособствовали развитию фармацевтики и биотеха внутри страны. Акциям «Промомед» и «Озон Фармацевтика» санкции не помеха, равно как и медицинскому холдингу «МД Медикал» («Мать и дитя»).
Вспоминая распродажи в конце марта - начале апреля, когда страх, вызванный геополитической повесткой (сначала разочарование вокруг мирных переговоров, а затем анонс тарифов Трампа), затронул в том числе компании потребительского сектора, можно сказать, что совершенно неуязвимых от внешних факторов компаний в потребительском секторе нет. Выделить можно X5: компания уверенно обгоняет «Московскую биржу» с начала года и находится в сильном «бычьем» тренде, который отразился в быстром закрытии дивидендного гэпа – инвесторов привлекают крепкие финансовые показатели в условиях непростой макросреды, а также новая дивполитика компании с выплатами дважды в год. Также у компании низкая доля импортной продукции в обороте (7% по заявлению президента компании от 20 июня), что снижает уязвимость к санкционным рискам», - заключили эксперты.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
