Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Бюджетный дефицит уже превысил годовой план » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Бюджетный дефицит уже превысил годовой план

11 августа 2025 Финам Беленькая Ольга

По предварительным данным Минфина, федеральный бюджет за 7М25 г сведен с дефицитом 4,88 трлн руб или 2,2% ВВП (в обновленных параметрах закона о бюджете заложен плановый дефицит на весь 2025 год 3,79 трлн руб или 1,7% ВВП). За аналогичный период прошлого года дефицит бюджета составил всего 1,09 трлн руб., т.е. в 4,4 раза ниже, чем сейчас.

Ситуация с исполнением бюджета в этом году складывается напряженно (по оценке А. Силуанова на ПМЭФ, «серьезно штормит») вследствие неблагоприятного сочетания низких цен на российскую нефть, крепкого рубля, высоких процентных ставок, замедления роста экономики и высоких темпов роста бюджетных расходов. Вероятность нового повышения оценок расходов и дефицита при осеннем пересмотре параметров бюджета весьма высока. Ведь для выполнения плана по бюджетным параметрам за оставшиеся до конца года месяцы (август-декабрь) бюджет должен получить профицит более 1 трлн руб., а расходы должны в абсолютном выражении сократиться более чем на 11% к августу-декабрю прошлого года.

Минфин объясняет высокие цифры дефицита за 7М25 опережающим финансированием расходов в январе текущего года, а также снижением поступлений нефтегазовых доходов, что «однако не повлияет на исполнение целевых параметров структурного баланса на 2025 год в целом». Исходя из данных Минфина за 7М25 и ранее опубликованных им данных за январь-июнь, в июле дефицит бюджета мог составить 1,18 трлн руб.

В отчете обращают на себя внимание следующие факторы:

1. Доходы бюджета продолжают стагнировать (7М25 рост 2,8% г/г). Это связано с усиливающимся падением нефтегазовых доходов (7М25 -18,5% г/г), которое компенсируется ростом ненефтегазовых доходов на 14,0% г/г (в т.ч. НДС 6,9% г/г). В июле доходы выросли на те же 2,8% г/г, т.к. падение нефтегазовых доходов на 27,1% г/г было компенсировано заметно ускорившимся ростом ненефтегазовых доходов (+23,3% г/г).

2. Снижение нефтегазовых доходов Минфин объясняет так: «преимущественно вследствие снижения средней цены на нефть». В соответствии с обновленными параметрами прогноза социально-экономического развития по итогам 2025 года ожидается недополучение (по сравнению с базовым уровнем) нефтегазовых доходов в размере 447 млрд рублей. В июле объем нефтегазовых доходов (787,3 млрд руб) увеличился по сравнению с июнем за счет квартальных поступлений по НДД (302 млрд руб) и рассчитывался, исходя из средней цены Urals для целей налогообложения за июнь ($59,84/баррель). Однако помимо низких цен на нефть на нефтегазовые доходы давит и слишком крепкий рубль.

Одобренные правительством в конце апреля и утвержденные законом поправки в бюджет этого года предполагают среднегодовую цену российской нефти для налогообложения на уровне 56 долл/барр и средний курс доллара 94,3 руб. Если цена нефти в последние месяцы находится несколько выше средней прогнозной цены (около $60/барр), то курс рубля складывается значительно крепче прогноза – за январь-июнь, по данным ЦБ, средний курс доллара составил 86,7 руб, в июле он, по оценкам, мог составить 78,8 руб. Недобор нефтегазовых доходов до базового уровня из-за более низкой цены нефти должен финансироваться за счет ликвидной части ФНБ, которая на 1 августа составила 3,95 трлн руб (1,8% ВВП). А вот отклонение нефтегазовых доходов от плана за счет более крепкого рубля может потребовать увеличения заимствований или использования накопленных в прошлые периоды свободных остатков средств федерального бюджета. ЦБ относится к этим механизмам финансирования дефицита бюджета настороженно, т.к. они могут внести вклад в рост денежных агрегатов, что может быть проинфляционным фактором. Остается вариант, что недобор нефтегазовых доходов будет компенсирован более высокими ненефтегазовыми доходами, но пока траектория последних не указывает на такую возможность.

Дополнительные риски для нефтегазовых доходов связаны с усилением санкционного давления – в частности, 18-м пакетом санкций ЕС со снижением «потолка» цен на российскую нефть с $60 до $47,6/барр («плавающий» потолок на 15% ниже рыночной цены), а также вторичными пошлинами для покупателей российской нефти со стороны США, которые Д. Трамп уже объявил для Индии и заявил, что может ввести и для нескольких других стран. Впрочем, эффект этих мер пока трудно оценить.

С учетом планового пополнения ликвидной части ФНБ нефтегазовыми доходами прошлого года острота проблемы ее быстрого сокращения несколько ослабла. Однако Минфин и ЦБ видят среднесрочные риски формирования более низких мировых цен на нефть, чем закладывалось в прежние прогнозы. А. Силуанов с весны говорит о необходимости пересмотра бюджетного правила и, возможно, цены отсечения, которая сейчас составляет 60 долл/барр., но пока такое решение не принято, и это создает определенные риски для бюджетной конструкции на будущие годы.

3. Обновленные параметры бюджета предполагают увеличение плановых ненефтегазовых доходов в этом году до 30,19 трлн руб., что на 18% выше фактического уровня 2024 г. Однако пока рост ненефтегазовых доходов (+14,0% г/г) и особенно рост оборотных налогов, включая НДС (+6,9% г/г, т.е. ниже инфляции) выглядит довольно сдержанно. И здесь, вероятно, сказывается более слабая экономическая динамика, чем заложенный в бюджетный план прогноз Минэка (рост ВВП на 2,5%) и слабость импорта в сочетании с крепким рублем, что может негативно влиять на поступление НДС и акцизов на ввозимые товары, а также ввозных пошлин. Впрочем, динамика ненефтегазовых доходов за июль (+23% г/г) значительно ускорилась по сравнению с предыдущими месяцами.

Подробную картину ненефтегазовых доходов федерального бюджета мы видим в отчете об исполнении бюджета за 1П25 – налоги, связанные с внутренним производством выросли на 26,4% г/г, в то же время налоги, связанные с импортом, сократились на 7,4% г/г. В структуре ненефтегазовых доходов за 1П25 наиболее быстро растут поступления от налога на прибыль (72% г/г) и НДФЛ (58% г/г) – сказываются результаты налоговой реформы, при которой в федеральный бюджет зачисляются «надбавка» в 5% по корпоративному налогу на прибыль и все поступления по повышенным ставкам от прогрессивной шкалы НДФЛ. А в консолидированном бюджете регионов отмечается снижение поступлений налога на прибыль (вследствие сокращение прибылей) при продолжающемся росте поступлений по НДФЛ. По мнению Минфина, динамика ненефтегазовых доходов «соответствует плановой траектории».

4. Объем расходов за 7М25 увеличился на 20,8% г/г. Минфин разъясняет, что «динамика исполнения расходов федерального бюджета замедлилась с февраля (+14,9% г/г в феврале-июле) после ускоренного финансирования расходов в январе 2025 года (+64,1% г/г), связанного с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам». Исходя из оценок Минфина за 7М25 и за январь-июнь, в июле расходы бюджета выросли на 24,2% г/г, что очень много (июнь 17% г/г). За 7М25, таким образом, исполнено почти 60% (59,6%) нового годового плана по расходам, что выше динамики за предыдущие годы (7М 2022-24 гг в среднем 51,2% фактических годовых расходов).

Траектория расходов пока складывается выше бюджетного плана 42,3 трлн руб, (предполагающего рост всего на 5,3% к уровню 2024 г.), т.к. за оставшиеся до конца года 5 месяцев расходы должны составить 17,1 трлн руб, что на 11,5% ниже абсолютного размера расходов за аналогичный период прошлого года, и это предположение не выглядит достижимым даже с учетом намерения Минфина выйти на более равномерный график расходов внутри года. Поэтому осенью, скорее всего, план по расходам и дефициту будет пересмотрен в сторону повышения. Пока Электронный бюджет показывает оценку расходов бюджета по итогам года на уровне 42,9 трлн руб. при оценке доходов 40,3 трлн руб.

По нашим оценкам, даже при условии равномерного исполнения расходов внутри года и полного исполнения плана по доходам дефицит бюджета по итогам года может составить 4,7 трлн руб. При более реалистичном предположении увеличения расходов на 10-15% г/г и некоторого недобора нефтегазовых доходов, дефицит может вырасти до 7,7 трлн руб.

Бюджетная политика – важный фактор для ДКП. Сейчас ЦБ исходит из предположения сохранения заявленной траектории нормализации бюджетной политики и нулевого структурного первичного дефицита. При этом допустим больший нефтегазовый дефицит (компенсируемый использованием ФНБ в рамках бюджетного правила), но увеличение расходов сверх заложенных в закон о бюджете должно компенсироваться соответствующим увеличением ненефтегазовых доходов.

Между тем, на июньском заседании ЦБ РФ Э. Набиуллина сообщила: «Важным фактором, который оказывает влияние на наши решения, является бюджетная политика. Если влияние бюджета будет менее дезинфляционным, чем это заложено в анонсированных планах, то потребуется корректировка траектории ключевой ставки». ЦБ учитывает изменения в бюджетной политике по факту, но с учетом складывающихся рисков по дефициту бюджета может проявлять осторожность в траектории снижения ключевой ставки на сентябрьском заседании.

Недавние заявления министра финансов А. Силуанова дают некоторое понимание о том, как будет формироваться бюджетная политика на ближайшие 3 года: Минфин готовит бюджет на трехлетку в расчете на дезинфляционный эффект, "увязка бюджета и денежно-кредитной политики - это одна из основных задач при подготовке финансового плана на следующую трехлетку". Приоритизация расходов бюджета на ключевых направлениях (оборона, соцвопросы, технологическое развитие) может потребовать переноса вправо ряда проектов, сообщил А. Силуанов. В этом случае риски для ЦБ со стороны бюджетной политики могут снизиться, но «в числах» эффект пока непонятен.

Предварительная оценка исполнения федерального бюджета, млрд руб.

Бюджетный дефицит уже превысил годовой план