Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
OPERA LTD: Стоит ли инвестировать в разработчика браузеров и ПО? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

OPERA LTD: Стоит ли инвестировать в разработчика браузеров и ПО?

18 сентября 2025 investing.com Шатов Евгений

Opera Limited – норвежская компания-разработчик ПО: мобильных и компьютерных веб-браузеров, а также сопутствующих продуктов и услуг.

Компания предлагает мобильные браузеры, такие как Opera Mini, Opera для Android и iOS, а также Opera GX для ПК и мобильных устройств; компьютерные браузеры, включая Opera для компьютеров и Opera GX; Apex Football; Opera VPN Pro; и Opera News, персонализированный сервис поиска и агрегации новостей на базе искусственного интеллекта.

OPRA также предоставляет программы вознаграждений с кэшбэком на основе браузера; владеет GameMaker Studio, платформой для разработки 2D-игр и игровым порталом GXC.

Компания управляет рекламной онлайн-платформой Opera Ads и предлагает услуги Web3 и электронной коммерции.

У Opera три основных бизнес-сегмента:
- Сегмент устройств: отчисления от мобильных телефонов, игровых консолей и ТВ-приставок в виде платы за каждое устройство, на котором установлен браузер Opera.

- Сегмент контент-провайдеров (Google, Amazon): отчисления за размещение строки поиска в браузере Opera.

- Сегмент телекоммуникационных операторов (Vodafone, T-Mobile, SK Telecom): отчисления за содействие в увеличении мобильного интернет-трафика, заключающуюся в выпуске спецверсий браузера Opera и создании виджетов.

Opera Limited была основана в 1995 г. и имеет штаб-квартиру в г. Осло, Норвегия. Филиалы компании расположены в Швеции, Китае, Индии, Японии, Корее, Польше, Чехии, Австралии и США.

Opera Limited является дочерней компанией китайской Hong Kong Kunlun Tech Holding Limited.

OPERA LTD: Стоит ли инвестировать в разработчика браузеров и ПО?

Акции компании имеют высокий потенциал роста на годовом горизонте, который составляет 48% в базовом сценарии.

Несмотря на низкую долю рынка в браузерах (~3% в десктопных и ~2% в мобильных) OPERA занимает сильные позиции в нишевых сегментах: Африка, геймеры и «лёгкие» устройства.

Новый продукт Opera Neon («агентный» браузер): интеграция AI в браузере (браузерный AI-ассистент Aria, агенты) - это сдвиг от «просто браузера» к «интерфейсу задач», что увеличит монетизацию через premium опции и рекламу с высокой конверсией, что способствует росту вовлеченности пользователя, а также является драйвером удержания клиентов и роста ARPU.

У компании высокие темпы роста выручки ~30% год к году, прогноз темпов роста ~20%.

Африканский финтех-единорог Opay (доля OPRA - 9.4%) с оценкой в более $2 млрд может добавить 10–15% к рыночной капитализации Opera (по оценке доли).

Продление контракта с Google до конца 2025 года будет поддерживать монетизацию в сегменте поиска.

Opera демонстрирует сильные финансовые показатели по итогам 2 кв. 2025: выручка достигла $143 млн (+30% г/г), EBITDA - $32.1 млн (маржа 22%), чистая прибыль - $15.7 млн (маржа 11%), FCF от операций - $29.1 млн, ARPU - $1.97 (+35% г/г). Прогноз на 2025: выручка $585–597 млн, маржа по EBITDA~23%.

Opera GX (геймерский браузер) продолжает расширяться, привлекая молодую аудиторию с высокой вовлечённостью и потенциалом для рекламных кампаний сегментов электронной коммерции и создателей контента.

Компания торгуется на относительно низких уровнях по сравнению с конкурентами (P/S~2; EV/EBITDA~9; P/E~19). Высокая маржинальность бизнеса OPRA: ROE на уровне 8,6%, маржа по EBITDA – 22%, маржа по чистой прибыли – 14,5%.

Компания регулярно выплачивает дивиденды, текущая дивидендная доходность – 4,9%, даже при стагнации акций дивидендная «подушка» создаёт устойчивую доходность, а FCF позволяет поддерживать выплаты.

Компания имеет низкую долговую нагрузку ($114 млн), при этом на балансе OPRA денежные средства в размере $134 млн.

Риски

Малая доля рынка (1–3% по платформам) ограничивает сетевые эффекты и стоимость трафика.

Зависимость от Google‑сделки и рекламного рынка; высокая доля сегмента электронной коммерции.

Рост операционных расходов на AI и поощрение сотрудников в форме акций и опционов.

Антимонопольные меры против Google создают неопределённость для всех браузеров‑партнёров.

Жёсткая конкуренция среди браузеров «по умолчанию» (OS‑вендоры).

Макроцикличность сегмента цифровой рекламы.